Ивье

Apr 25, 2012 19:54

Районный центр Гродненской области город Ивье, равноудалённый от ближайших областных центров на 150 км и лежащий вдали от железных дорог, труднодоступен.



Однако, по колориту и цельности городской среды, Ивье - чемпион, что делает его обязательным для посещения теми, кто интересуется историей и краеведением. Здесь почти в нетронутом виде сохранился большой массив исторической застройки начала 20 века, чем могут похвастаться очень немногие белорусские города. К тому же, Ивье отличается разнообразием этноконфессионального состава своего населения: к обычному для западных областей раскладу католики-православные, здесь добавляется крупная татарская община и немалое еврейское наследие.

Ивье был основан в 1444 году и, в целом, повторил исторический путь многих других местечек региона. Будучи поначалу литовским великокняжеским двором, впоследствии был передан в частное владение. За столетия Ивье настолько часто менял хозяев, что здесь отметились почти все известные фамилии из польско-литовской знати: Заберезинские, Кишки, Глебовичи, Огинские, Сапеги, Тызенгаузы и другие. Первый же владелец, Пётр Монтыгердович, основал в 1495 году костёл, который в 16 веке стал одной из баз арианства (а точнее, социнианства - одной из антитринитарных ересей). После их разгрома в Речи Посполитой в 1630-х годах, костёл и монастырь передали бернардинцам. В 1598 году в Ивье поселились первые татары. В результате раздела Польши, с 1795 года Ивье в составе Российской империи, в качестве небольшого волостного центра. По переписи 1897 года, в Ивье проживало менее 3 тысяч человек, и преобладало еврейское население. В 1921-39 годах - вновь в составе Польши. В годы оккупации, гитлеровцы уничтожили большую часть жителей, в том числе, всех евреев, которые не успели уехать. В составе Белоруссии, Ивье стал районным центром, городским посёлком (1940-90), а с 1990 года получил статус города. Численность населения постепенно выросла до сегодняшних 8.5 тысяч.

Гулять по городу чрезвычайно интересно и познавательно, поэтому можно себе позволить специальную поездку - неспешный осмотр легко займёт несколько часов, а удовольствие от него окупит все затраты. Поутру воскресного дня 22 апреля отправился в Ивье и я, и ни разу об этом не пожалел. По традиции этого цикла, въезд в городок со стороны Минска первым делом приводит к храму. В Ивье это, конечно же, костёл святых апостолов Петра и Павла. Со времени своего заложения в 1495 году, костёл неоднократно достраивался и перестраивался, поэтому датировкой можно условно считать 1787 год, когда он приобрёл современный барочный вид:



Опытный взгляд ценителя архитектуры может усмотреть различия стилей на фасаде, возникшие из-за поэтапного сооружения: простые и строгие формы двух нижних ярусов, разделённых карнизом, относятся к ренессансу 17 века, а ступенчато-вытянутые колокольни, увенчанные гранёными куполами, и фигурный щит-фронтон между ними указывают на стиль рококо (или виленское барокко) веком позже. Некоторые блоггеры, посетившие Ивье в конце 2010 года, отмечали, что на фронтоне красуется не что иное, как звезда Давида. Однако, на снимках костёла до и после ничего подобного не обнаруживается - очевидно, служители время от времени навешивают на круглое окошко различные картонные заставки с религиозной символикой. В чувстве юмора местным ксёндзам не откажешь: ещё в 2002 году, справа от костёла, они поместили сильно уменьшенную копию знаменитой бразильской статуи, из-за чего городок стали в шутку называть Ивье-де-Жанейро.

У костёла мы оказались аккурат к окончанию воскресной службы. Католических прихожан в городе столько, что старый храм не может вместить всех верующих, и поэтому вынужден работать в две смены. В течение минут пятнадцати первая тысяча выходила из костёла и расходилась по домам, в то время как вторая группа ждала у входа своей очереди:



В таких условиях снимать было довольно сложно, но удалось протиснуться во двор:



Это монастырские постройки с левой (северной) стороны костёла. Глядя на сверкающую металлочерепицу, трудно определить, что в зданиях осталось от 17 века, когда бернардинцы построили их в камне. Кстати сказать, монастырь закрыли в 1858-м, но костёл остался и все последующие годы действовал как при Муравьёве, так и при большевиках. А судя по обилию велосипедов, католические монахи живут гораздо скромнее своих коллег из нынешней РПЦ. Обойти костёл вокруг так и не удалось, в результате, апсиду с элементами готики я не заснял, зато проник вовнутрь к началу второй службы и исподтишка запечатлел интерьер:



От костёла к центру города ведёт улица Карла Маркса. В этот час она была особенно многолюдна:



Чтобы припарковаться на центральной площади для пешей прогулки, пришлось по ней ехать, а не идти пешком, поэтому здание бывшей водяной мельницы на речке Ивянке (на снимке слева) я пропустил. Впрочем, немного потерял: в отличие от большинства других зданий, оно уже подверглось модернизации. Возвращаться пешком к костёлу и обратно было лень, поэтому я ограничился панорамой улицы К.Маркса и костёла со стороны площади. На снимке хорошо виден бывший монастырский корпус:



Изогнутая, спускающаяся в долину улица застроена одноэтажными домами различной степени сохранности и ремонта:



При ближайшем рассмотрении замечаем, что большинство из них - это бывшие дома еврейских купцов с мансардным этажом-складом, на котором хранились товары. Таких домов в городе множество; их отличительной особенностью является наличие большой мансардной двери с торчащими из порога обломками рельс, предназначенных для подъёма товаров на высоту при помощи лебёдки. Первый этаж при такой организации оставался полностью жилым и чистым:



Главная площадь города, Комсомольская, ранее называлась, конечно же, Рыночной. Она имеет значительные размеры, форму вытянутого с севера на юг прямоугольника, и сквер посередине. Вид на север:



В центре сквера - два военных монумента друг напротив друга. Слева - в память Великой Отечественной, справа - воинам-афганцам:



По периметру площадь застроена преимущественно историческими жилыми и гражданскими зданиями конца 19 - начала 20 века. Обойдём площадь по часовой стрелке, начиная с выхода из неё уже знакомой улицы К.Маркса. На этом пятачке - современные здания библиотеки и Дома культуры:



Слева за кадром пойдет на север, к автовокзалу, улица 1 Мая (по ней мы ещё прогуляемся), а справа на восток, к костёлу - К.Маркса. Дальше на восточной стороне площади тоже новые дома: татарский магазин "Алькадар", ресторан "Весна", загс, которые я снимать не стал, а вот следующий за ними дом уже интересен:



Это пожарная станция, а за ней - старинный жилой дом, от которого открывается неплохой вид на костёл с другого ракурса:



Дальше на юг уходит улица Ленина, выходящая через татарскую слободу на шоссе в направлении Новогрудка. Сразу за площадью, начинается частный сектор с деревянными домами и остроконечными крышами:



Всю южную сторону площади занимает типовое, но просторное здание райисполкома:



Переходим на западную сторону. Здесь тоже разнородные дома, а некоторые заведения доставляют своими названиями:



От площади на запад отходят две короткие улочки, на каждой из которых снова появляются еврейские дома. Улица 17 Сентября:



Новые хозяева часто заделывают "мансардные ворота" кирпичной кладкой, но спилить рельсы, видимо, не хватает сил. Надпись на фронтоне подсказывает, что дом 1930 года постройки. Кирпичные дома соседствуют с деревянными. Улица Красноармейская:



После пары административных зданий (почта, милиция) на площади снова появляется старая застройка:



И вот мы возвращаемся на исходный перекрёсток. Такое впечатление, что Ивье захватили фависты, ведь ядовито-яркими красками раскрашено всё подряд: фасады, крыши, заборы и даже ларьки. Вид назад, на юг:



Между тем, мы вышли на синагогальный двор. Голубое здание - не что иное, как одна из трёх расположенных тут бывших синагог. Прихожане делились по сословному признаку: богатые купцы пользовались главной синагогой, а люд победнее - двумя другими, стоящими по бокам от главной. Вот две остальные - центральная и правая (для ремесленников):



Главная синагога датируется концом 18 века, но модернизирована до неузнаваемости недавним ремонтом - в нашей стране лучшие здания отдаются детям, вот и в этом сейчас оборудована ДЮСШ. Правая же синагога ждёт нового хозяина: в построенном в 1920 году здании до недавних пор размещался гараж, а теперь оно пустует. Зато пока сохраняет аутентичный вид.

А вот так выглядела главная синагога непосредственно перед реставрацией, летом 2007 года:



С этого места начинается и ведёт на север улица 1 Мая - пожалуй, самая цельная и своеобразная во всём городке. Здесь буквально перед каждым зданием рука сама тянется к фотоаппарату. Чётная (восточная) сторона:



Обратите внимание на жёлто-оранжевые заборчики: такой раскрас становится фирменным знаком не только Ивья, но и других гродненских городов и сёл. На нечётной стороне преобладают еврейские дома, как семейные, так и многоквартирные:



В 1929 году наблюдался просто какой-то строительный бум - на глаза попадается уже третий или четвёртый дом с данной датировкой:



Идём дальше. Каждый дом чарующе индивидуален:



Частные фирмы или госорганизации стараются привести свою собственность в приличный вид:



А вот населению средств на ремонт не всегда хватает. Телеантенны почему-то не ставят на крышу, а крепят прямо к фасаду:



Где-то через километр доходим до православной церкви св.Гавриила Белостокского. Православных в Ивье немного, поэтому церковь появилась только в 1995 году, причём, была перестроена из жилого дома. У церкви тоже было людно: после службы проводили венчание.



В результате прогулки по Первомайской, может создаться неверное впечатление, что ивьевцы живут бедно. А это далеко не так: во многих подворьях, особенно в татарской слободе, народ содержит гигантские теплицы, которые очевидно приносят немалый доход. А чуть в стороне от главных улиц можно увидеть вот такие коттеджи, с ландшафтным дизайном и мерседесами во дворе:



В Белоруссии издавна живут татары, попавшие сюда ещё из Орды, в основном, добровольно (поступая на службу к литовским князьям). За столетия, они обособились в отдельную этническую группу в составе татарского народа, которую называют липки, или "белорусские (польские, литовские) татары". Во всей республике их порядка 10 тысяч, а наиболее крупная община (800 человек) образовалась как раз в Ивье. Здесь же, с 1882 года действует деревянная мечеть. Обнаружить её в ходе самостоятельной прогулки нереально: она находится слишком далеко от центра и не видна издалека. Искать не стал, а просто зашёл в татарский магазин на площади и получил подробные инструкции от первого же встреченного покупателя. Оказалось, надо ехать полтора километра на юг, причём, не по магистральной улице Ленина, а по параллельной Советской.

В Ивье одна беда - дороги, что весьма нехарактерно для белорусских городов. Асфальт имеется только на трёх главных улицах, а по остальным можно двигаться только на первой скорости, аккуратно объезжая каждую яму. Тем не менее, до места назначения удалось добраться благополучно. К сожалению, в воскресенье была закрыта не только мечеть, но и её двор, так что пришлось любоваться через забор:



Судя по облику жилого дома и пристроек, местный имам живёт духовными, а не материальными ценностями. Ну и напоследок применим зум, раз уж поближе подойти нельзя:



В отличие от меня, некоторым блоггерам удалось не только проникнуть внутрь, но и пообщаться с живым имамом. Читайте об этом подробнее у varandej, а мы на этом экскурсию завершаем и едем дальше, в Новогрудок.

обряды, площади, мельницы, скверы, Белоруссия, городские районы, церкви католические, усадьбы, малые города, Гродненская область, барокко, скульптуры, старинные здания, мечети, улицы, синагоги

Previous post Next post
Up