Карабюк и Сафранболу: индустриально-исторический тандем

Sep 18, 2011 14:18

Континентальная Турция далеко не столь фотогенична, как Стамбул или морские побережья. Современные шоссе огибают города, а аридные пейзажи за окном не вызывают большого желания вообще где-либо останавливаться. Так, на всём 500-км пути от Стамбула до Амасры нашлось только одно место, достойное упоминания - город Карабюк и его древний спутник Сафранболу. Последний, будучи включён в какие-то списки Юнеско (о чём гордо возвещает огромный плакат при въезде), привлекает немало туристов своими старинными и необычными постройками Османской эры. Но нам интересно не только это, ведь Карабюк - это флагман индустриализации Турецкой республики.

Правительство Ататюрка поставило своей целью развитие экономики по западному образцу. В 20 веке это означало строить и развивать промышленность, и прежде всего её базовые отрасли. В первые же годы Республики были приглашены западные эксперты, задачей которых стала оценка перспектив возникновения здесь чёрной металлургии на основе имеющихся месторождений железной руды и угля - насколько велики их запасы и адекватно качество, чтобы экономически оправдать будущее функционирование возникающей с нуля металлургической отрасли. По разным причинам, теоретики из западных университетов не смогли довести свои изыскания до какого-либо весомого практического результата, и турецкое правительство обратилось за помощью к Советскому Союзу, который к 30-м годам уже имел успешный опыт индустриализации.

Советские геологи и инженеры не подвели (к сожалению, их имён пока найти не удалось: на турецком сайте компании нашлись слова благодарности в их адрес, а вот в российских источниках - ни слова). В точных цифрах оценив новую отрасль как перспективную, они в кратчайшие сроки подготовили обоснование строительства металлургического комбината. Как по учебнику географии, точку его размещения выбрали с учётом транспортировки руды (с востока, из Дивриги) и коксующегося угля (с северо-запада, из Зонгулдака) и местных запасов известняка. Таким оптимальным местом и стал Карабюк. Оставалось только нанять британских подрядчиков, и в 1938 году на месте рисовых полей началось строительство. Уже через год в строй были введены первые объекты (электростанция), а к 1941 году комбинат заработал как единое целое.

Поскольку в Османской империи класс капиталистов не успел сформироваться, молодая турецкая республика проводила индустриализацию своими силами в рамках политики этатизма, и долгое время целые отрасли промышленности включая металлургию принадлежали государству. Лишь в 1995 году комбинат был приватизирован, и образовалась частная компания Kardemir, как сокращение от слов Karabük Demir Çelik.

Посмотрим на завод своими глазами, а затем проследуем в Сафранболу. Расположенный к югу от города, комбинат хорошо виден прямо с дороги:



Здесь есть собственная электростанция, три доменные печи, прокатное производство, коксохимический и сернокислотный заводы:



Мощность комбината составляет 1 миллион тонн изделий из стали, но с пуском более новых заводов в Эрегли (1965) и Искендеруне (1975), он потерял своё лидирующее положение и уже выглядит немного старомодно:



Впрочем, завод нисколько не деградирует, поскольку турецкая сталь пользуется спросом дома и за рубежом. Добавились и более современные цеха:



Сам город Карабюк (106 т.жит.), ровесник комбината, со временем вырос от призаводского посёлка до центра отдельного вилайета. Город вполне ухоженный - заметно, что металлурги здесь не бедствуют:



Сразу за чертой Карабюка начинается его спутник Сафранболу (30 тыс.). Он расположен в живописной долине и не менее живописных холмах:



Слева направо на среднем плане - бывшая мэрия (1904, модерн), а ныне краеведческий музей; часовая башня (1797) с беспружинными часами на ней; здание жандармерии и бывшей тюрьмы; Большая мечеть Ulu Camii (1872, первоначально греческая церковь). Но, конечно, не эти объекты привлекли внимание Юнеско, а скорее, обычные жилые дома османской эпохи 18-19 века, которые сохранились тут в изобилии:



Они приютились под широким плато, резко обрывающимся в долину нависающим краем:



А вот вершина этой большой плоской террасы необитаема - видимо, слишком сухо и ветрено. Интересно, а как жители борются с осыпающимся склоном?



Многие дома для услады туристов подвергаются реновации вплоть до полной потери аутентичности, но кое-что ещё сохранилось почти в нетронутом виде:



Сохранились также турецкие бани - хаммам (1645, не заснял) и старые мечети:



Это, кстати, не самая старая из них, мечеть Дагделен (1768). Долго мы по старому городу не гуляли, ибо было жарко и хотелось быстрее к морю, до которого отсюда сотня километров. Но живописным оказался здесь не только центр - вот так выглядят, например, новые микрорайоны по дороге на север:



На этом цикл о путешествии-2011 подошёл к концу: кое о чём удалось рассказать подробно, но и многое осталось за кадром. Ну что ж, дождёмся следующего лета и дополним.

мечети, заводы, Турция, панорамы, автомобильные маршруты

Previous post Next post
Up