Минск: осенние Кошары

Oct 30, 2011 21:53

Самый близкий к центру участок Партизанского района минские риэлтеры незатейливо называют "Захарова - Пулихова" по названиям ограничивающих его улиц и считают его если не элитным, то весьма престижным. Транспортных магистралей и даже сквозных проездов тут нет, зато зелёных насаждений - изобилие. Недавно переселившись в этот "тихий центр", я первым делом озаботился узнать историческое или хотя бы народное название района. В самом деле, как, например, объяснять друзьям, куда я переехал? К моему удивлению, оказалось, что несмотря на близость к городскому центру (в пешеходной доступности) и чёткую морфологию (он с трёх сторон ограничен рекой и промзонами), данный район названия не имеет!

Такой парадокс в первую очередь объясняется тем, что историческая городская застройка Минска была почти полностью уничтожена во время Великой Отечественной, и послевоенные кварталы создавались практически с нуля. А без материального носителя и его прежнее название быстро выходит из употребления. Новые названия тоже не всегда приживались, ведь при Советской власти преобладал своеобразный подход к топонимике, когда названия улицам, районам и целым городам давались стандартные и обезличенные, безо всякой привязки к местности - в честь Первомая, революции и её деятелей и даже юбилеев.

В общем, живу я теперь в безымянном, хотя и весьма приятном месте. Прямо с балкона открывается замечательный вид на юго-запад:



Высотки вдоль берега Свислочи в районе Ульяновской улицы образуют неплохой скайлайн, но они далеко, а нас в этот раз интересуют ближайшие окрестности: там, где река делает две характерные излучины. На фотографии видно, что эта территория практически не застроена, а занята парками и заводами.

В 19 веке в верхней излучине Свислочи располагалось предместье Кошары, в котором селились ремесленники и прочий небогатый люд. Место для застройки было, прямо скажем, неудачным, ибо пойма часто заливалась во время паводков, и жители стремились оттуда уехать при первой возможности. Поэтому уже к концу века район сменил функциональность: основную часть поймы занял "металлургический" завод, а а вместо жилых домов построили казармы (отсюда, собственно, и взялось странное для современного уха название Кошары). В свою очередь, после войны казармы было решено снести, а на их месте разбить парк, который существует и по сей день. Его название в честь 40-летия Октября прямо указывает на время возникновения - 1957 год. Пока золотая осень, идёмте гулять в парк. Войти в парк можно прямо с улицы Пулихова, пройдя через скверик на набережной и пешеходному мосту (это тоже вид с балкона, только чуть левее):



Теперь пару слов о заводе, корпуса которого протянулись почти на километр вдоль набережной. Это станкостроительный завод им.Кирова - старейший в Минске в данной отрасли. Его история началась ещё в 1881 году, когда был основан «Кошарский машиностроительный и чугуно-медно-металлургический завод». Более ста лет завод выпускал полезные станки, но в последнее время, похоже, тихо умер - по крайней мере, цеха выглядят абсолютно заброшенными. Многие сайты до сих пор числят его среди действующих, другие приводят прошлогоднее высказывание минского мэра о целесообразности вывода предприятия за пределы города и строительства на его месте парковки. Впрочем, выводить отсюда, очевидно, уже нечего, а парковаться здесь будет просто некому - пешком до любого офиса далековато. В итоге, корпуса так и стоят на прежнем месте, молчаливо противореча известному тезису о том, что "Батька сохранил промышленность".

Хотя и объёмные, здания завода нисколько не портят пейзаж набережной - местами их вообще не видно:



Это ещё сквер на "нашей" стороне Свислочи. Хорошо видна велодорожка, которая, оказывается, проходит непрерывной лентой вдоль набережных через весь город - а это километров 30. Воодушевлённый таким открытием, я немедленно пошёл в ближайший веломагазин и приобрёл хороший шоссейник. Пока не выпал снег, надо опробовать эту великолепную трассу. Ещё сотня метров, и мы входим в Кошарский парк по велопешеходному мосту. Морозным утром набережная покрыта инеем:



Сам парк не оборудован ничем, даже скамейками, и дорожки не асфальтированные, а грунтовые. Несмотря на это, выглядит вполне ухоженным:



Внезапно видим своеобразную мемориальную доску:



Этнический белорус, учёный-энциклопедист 19 века Игнатий Домейко две трети жизни жил и работал в Чили, а в Минске даже не был. Тем не менее, и его помнят.

Для велосипедистов построен отдельный мост - дальше велодорожка пойдёт на юг по левому берегу, вдоль улицы Ленина:



На заднем плане - ещё один станкостроительный завод, МЗОР (1908 год). В отличие от соседнего, пока в строю. А Свислочь в этом месте так же спокойна и величава:



Теперь вернёмся обратно на улицу Пулихова - там осталось немало интересного. Смотрим с балкона правее, на северо-запад:



Вдали виднеется колесо обозрения - это уже парк Горького. Рядовая же застройка относится к разным эпохам 20 века. На переднем плане - обычная пятиэтажная хрущёвка, но капитально отремонтированная в белорусском стиле, а вот за ней - памятник конструктивизма, здание Минского водоканала. Оно также подверглось евроремонту, а перед входом стоит необычный памятник водопроводу:



А напротив стоит оригинальная ротонда, также принадлежащая Водоканалу:



Неизвестно, являлась ли она частью первоначального комплекса зданий 30-х годов или построена заново. А теперь догадайтесь, каково её функциональное назначение. Я немало удивился, прочитав вывеску на входе: "Канализационный участок №6".

Хорошо погуляли, но пора на работу. Путь туда усеян розами пролегает через пешеходную аллею (она же улица Слесарная). Не знаю, как в другие сезоны, но золотая осень тут впечатляет:


Минск, заводы, скульптуры, скверы, функционализм, Белоруссия, городские районы, набережные

Previous post Next post
Up