Пыталово. Псковский осколок Латвии

Feb 12, 2014 19:43

После Острова я посетил маленький (5 тысяч жителей) городок Пыталово рядом с латвийской границей. Туристы сюда практически не заглядывают, ведь Пыталово не может похвастаться солидной историей и обилием достопримечательностей. Однако в этом городе есть одна интересная черта, представляющая специфический интерес для меня, - межвоенная латвийская архитектура.



Нынешний город, а тогда небольшое сельцо, Пыталово впервые упоминается в 1782 году, в Российской империи это был Островский уезд Псковской губернии. Во второй половине XIX века эти глухие места немного оживила Петербурго-Варшавская железная дорога. Но наиболее интересен эпизод XX века: в 1920-1940 годах Пыталово входило в состав независимой Латвии. История полностью аналогична Печорам (побывавшим в те же годы в составе Эстонии): в 1945 году, когда Латвия уже была частью СССР, Пыталовский район был передан в состав Псковской области и после распада СССР остался в России, а постсоветская Латвия оспаривала эту территорию до 2006 года, когда подписала договор о границе с Россией. Владимир Путин незадолго до этого язвительно высказался, что Латвия получит "не Пыталовский район, а от мёртвого осла уши".

Статус города данный населённый пункт получил именно при латышах - в 1933 году, а, как следствие, здесь есть интересные образцы латвийской архитектуры 1920-х-30-х годов. В составе Латвии Пыталово называлось Яунлатгале (Jaunlatgale), что в переводе с латышского - Новая Латгалия: Латгалией называется часть Латвии, образованная из бывшего Двинского уезда Витебской губернии, а так как Пыталово было в составе Псковской губернии, то и, соответственно, уже Новая Латгалия. В 1938 году город был переименован в Абрене и носил это название до 1945 года, то есть до передачи в состав Псковской области.

2.



3. Железнодорожная станция. Вокзал дореволюционный, начала XX века. Но и его архитектура довольно своеобразна.



Заснять вокзал со стороны путей у меня возможности не было. На станции находится таможенный терминал (граница с Латвией в десяти километрах), проход на платформу закрыт и открывается только к прибытию поезда. Притом пассажирское движение здесь, скажем прямо, не интенсивное. Всего два поезда дальнего следования - Санкт-Петербург - Рига и Санкт-Петербург - Вильнюс, здесь они делают часовую остановку для пограничного контроля. Кроме того, имеется ежедневный пригородный "подкидыш" Псков - Пыталово, который раньше ходил до пограничной станции Скангали (подозреваю, что и сейчас он идёт до неё в качестве рабочей "загонки" без пассажиров). Я, правда, ехал сюда на автобусе, потому что поезд этот из Пскова идёт вечером, а обратно утром (видимо, рассчитан на жителей Пыталово и окрестностей, работающих во Пскове).

4. Ещё какая-то железнодорожная постройка конца XIX века по соседству с вокзалом. Кстати, приглядевшись, на этой фотографии можно заметить косвенное свидетельство того, что данная железнодорожная линия когда-то планировалась к электрификации (консоли под контактную сеть над путями).



Кроме того, раньше Пыталово было узловой станцией. На запад от Петербурго-Варшавской дороги начиналась прямая ветка на Ригу, проходившая через городок Гулбене, ныне заброшенная, как я понимаю, где-то с восьмидесятых годов.

5. Латвийский домик напротив вокзала:



6. Фотография вокзала в латвийские времена. Показанный выше домик можно заметить в левом краю кадра.



7. Пыталовская автостанция:



8. Рисунки внутри автостанции:



9. Там же обнаружился вот такой раритетный стенд. Жаль, что не Латвийская ССР там упомянута. :)



10. Деревянные дома латвийских времён:



11. На переднем плане - латвийская функционалистическая школа (сейчас дом детского творчества), а на заднем плане видна советская школа сталинской постройки (1950-е годы).



12. В центре кадра - деревянный латвийский дом, видимо обложенный кирпичной кладкой в советские времена:



13. Советский детский сад:



14. Братская могила советских солдат, погибших при освобождении Пыталово (точнее, Абрене, ведь во время войны город ещё входил в состав Латвийской ССР) в 1944 году:



15. Ещё одна достопримечательность - латышская лютеранская кирха святого Михаила, переделанная в советские годы в Музей Дружбы народов. Музей размещается там по-прежнему, но черты кирхи в здании узнаются.



16. На лицевом фасаде - очень интересное панно, посвящённое революции, присоединению Латвии к СССР в 1940 году и Великой Отечественной войне. Особая уникальность в том, что это в городе, ныне входящем в состав России. В каком ещё российском городе встретишь памятник присоединению Прибалтики к Советскому Союзу?



17. Латвийский домик поблизости:



18. Центр города в латвийские времена. Слева видна кирха.



19. Пыталовские коты:



20. По соседству стоит красивая православная церковь святителя Николая Чудотворца, построенная в 1929-1932 годах. В то время, когда по нашу сторону границы церкви закрывали и сносили, в Латвии, вот, построили. Для местных русских, которые составляли половину населения Новой Латгалии (то есть современного Пыталовского района).



Автором проекта был архитектор В. М. Шервинский, который решил церковь создать по образу и подобию деревянных храмов Русского Севера. Сам он о своём решении отозвался так: «А что если мне в пример взять церкви Российского Севера, церкви, которые там одна за другой пропадают? Что если нашу Латгалию в архитектурном отношении превратить в маленький Русский Север?». Так что вот так, - Пыталово почти что стало не только Новой Латгалией, но ещё и Новым Русским Севером.

21. Кстати, как видно на старой фотографии, изначально церковь была просто бревенчатой, а голубыми досками её обшили, видимо, уже в советские времена, когда церковь была закрыта. После возвращения её верующим в 90-е годы обшивку решили уже не трогать.



22. Видимо, тоже дом, обложенный кирпичами. Или облицовку с фасада убрали. Но здание явно латвийской постройки.



23. Советские послевоенные домики:



24. Ленин, указывающий прямо, на фоне районной администрации. Подпись говорит о том, что памятник поставлен на столетний юбилей Ильича.



25. Как видим, латвийские здания старого Абрене-Яунлатгале не столь масштабные, как эстонская застройка в Печорах, но некоторый интерес всё же представляют.



26. Дальше уже начинаются советские кварталы 1960-х годов:



27.



Дальше эта улица ведёт к мосту через реку Утроя (приток Великой, начало берёт в Латвии) и к выезду из города.

28. Из интересных окрестностей я по дороге сфотографировал из окна автобуса село Вышгородок (в латвийский период назывался Аугшпилс). На холме, который виден в кадре, когда-то стояла пограничная с Ливонским орденом псковская крепость Вышгород, существовавшая в XV веке и вскоре упразднённая и разобранная.



29. Напоследок - интересные особенности местной топонимики (фрагмент расписания на автостанции). А ведь неподалёку ещё есть деревни Рубилово и Перестрелово.



Вот такой он, бывший латвийский, а ныне российский городок Пыталово. Город, к сожалению, экономически депрессивный. Он, можно сказать, кормится за счёт границы. При царящем здесь высоком уровне безработицы работа в пограничной и таможенной службах считается престижной. Вообще, что касается границы, - меня очень порадовала демократичность пограничного режима в Псковской области. Здесь нет того маразма, как в Карелии, где пограничники иной раз проверить документы у приезжего могут в посёлках, расположенных в 60 километрах от границы. В Псковской же области никаких проверок нету ни в туристических Печорах, что в двух километрах от эстонской границы, ни в Пыталово, где появление туриста в диковинку, в 10 километрах от границы латвийской. В этих городах лишь базируются местные пограничные комендатуры, но въезд абсолютно свободный.

И даже несмотря на общий упадок и депрессивность этих мест, жизнь здесь есть. Сам город Пыталово выглядит довольно ухоженным и чистым, а на улицах видны и молодые родители с колясками, и дети, играющие в снежки. И здесь живут люди. Ну а я провёл в этом городе всего полтора часа, после чего вернулся обратно в Псков.

Псковская область, Путешествия, Северо-Запад, Россия

Previous post Next post
Up