Остров - древний город в 50 км к югу от Пскова. Когда-то он входил в оборонительную систему крепостей Псковской земли, а ныне представляет собой довольно заурядный райцентр с населением 20 тысяч человек и большим вниманием у туристов не пользуется. Но даже несмотря на это, здесь всё таки есть что посмотреть.
2. С утреннего автобуса Псков - Остров я сошёл примерно здесь, около 10-40 утра. Среди типовых послевоенных домов, построенных пленными немцами.
3. Детская площадка с подлинной военной техникой. На фотографии можно различить самолёт Су-25 "Грач". Думаю, что детям нравится лазить по настоящим боевым машинам. Рай для игры в войнушку.
4. Мемориал Великой Отечественной войне:
5. И так я вышел в самый центр города - на площадь Клавдии Назаровой, в самом центре которой стоит Свято-Троицкий собор постройки 1786-1790 годов.
Собор, кстати, виден на фото 2 в перспективе улицы.
6. А площадь названа в честь местного героя - комсомолки, организовавшей во время немецкой оккупации Острова подполье, имевшее связь с партизанами, и замученной немцами в 1942 году.
7. Обнаружил на площади автобусную остановку с банкоматом Сбербанка. Видел такое неоднократно в областных центрах - Туле, Ярославле, Нижнем Новгороде, но не в таких маленьких городках.
8. Памятник чернобыльцам:
9. Берег реки Великой. В этом месте у неё настолько сильное течение, что даже в такой мороз (в то утро было около 25 градусов ниже нуля) вода не замерзает. Русло Великой в этом месте разветвляется на две протоки, которые вновь сходятся через полкилометра, образуя таким образом небольшой остров посреди русла. Именно на острове когда-то и возник город, отчего и получил такое название.
10. На остров с обеих сторон ведут уникальные цепные мосты, сооружённые в 1851-1853 годах по проекту инженера М. Я. Краснопольского. Это единственные сохранившиеся в России транспортные цепные мосты середины XIX века.
11. На Великой в этом месте находится небольшой порог:
12.
На острове раньше находилась крепость. Первое упоминание города относится к 1341 году, но, по предположениям археологов, существовал он ещё за две сотни лет до этого, что неудивительно ввиду выгодного географического положения. Остров был пограничным форпостом Псковской земли и являлся преградой на пути движущихся на Псков ливонских, а затем польских войск. После утраты в итоге Северной войны городом оборонительного значения крепость стала ветшать и превращаться в руины. Сейчас от неё остались только земляные валы.
13. Зато сохранилась церковь святителя Николая Чудотворца, построенная в 1543 году в характерном псковском стиле. Выбивается из её облика только колокольня, которая явно построена намного позже.
14. Вид на церковь в моста. Этот ракурс мне нравится больше.
15. Дальше, за островом, начинается частный сектор:
16.
17. Идём назад, в центр города:
Остров на реке, цепные мосты, - всё это напомнило мне посещённый мной за полторы недели до этого карельский городок
Олонец, только там мосты деревянные.
18. Морозная Великая:
19. На другом берегу Великой стоит Симанский Спасо-Казанский женский монастырь. Он появился в конце XIX века по инициативе дворян Симанских (из их семьи произошёл будущий патриарх Алексий I (Симанский)), владевших в этом месте землёй. В советское время монастырь был почти полностью разрушен, а теперь восстанавливается. Хотя центральный собор, на мой взгляд, восстановили не очень удачно, - слишком грузные и непропорциональные архитектурные формы.
20. От площади Назаровой на восток, вдоль берега Великой, уходит улица 25 октября. Это - видимо, дом культуры, сталинская постройка.
21. Дворы:
22. Доска почёта:
23.
24. Взгляд обратно. В кадре видны мосты.
25. Ленин на прибрежной аллее:
26. Обелиск освободителям Острова в Великой Отечественной войне:
27. Здание островского райкома партии, построенное в 1950-е годы. С девяностых годов в нём находится детская школа искусств.
28. По соседству обнаружился весьма нехарактерный для такого маленького городка красивый модерновый (или даже эклектический) дом постройки 1914 года:
29. Дом 1835 года:
30. Дворы довольно неприглядны:
31. Это уже почти окраина города:
32. Торговые ряды. Пожалуй, самое многолюдное место Острова. Даже в такой мороз там была толпа народу, что в таком городе выглядит довольно странно.
33. Между хрущёвками стоит пожарная часть, похоже, 1950-х годов:
34.
Вернувшись на площадь Назаровой, я пошёл на северную окраину города, на автовокзал, который в Острове находится едва ли не за городом, что для автовокзалов весьма нехарактерно.
35. Застройка первого послевоенного десятилетия. Между деревьями видно здание с портиком, нелепо выкрашенное в бирюзовый цвет.
36. А так выглядит окраина, возле автовокзала. Здесь я и завершил свою прогулку по Острову.
В целом надо сказать, что Остров - город, к сожалению, довольно депрессивный. Однако некоторый потенциал у города всё таки имеется. Он стоит на магистральном пути (трасса Санкт-Петербург - Киев проходит почти что прямо через город, по касательной), и мог бы быть привлекателен для туристов. Обилием достопримечательностей Остров похвастаться не может, но раз уж через него лежит туристический маршрут на Пушкинские Горы, заехать иногда стоило бы. Жаль только, что в своё время так и не взялись за восстановление Островской крепости, которая теперь окончательно ушла в прошлое.