Туда, где Азия встречается с Европой

Jul 23, 2014 16:19

Продолжение. Начало здесь и здесь
Часть 2. На протоке Алёшкинской
Здесь улицы носят названия Севастопольская и Крымская, а продовольственный магазин - «Каспий». Собираются строить мост через Обь, но вместо него ходят теплоходы «Заря», от которых на юге и в центральной части России давно отказались. Это Приобье, небольшой посёлок на Северном Урале, отметивший нынешней весной свой полувековой юбилей.



Приобье. Посёлок городского типа в Октябрьском районе Ханты-Мансийского автономного округа, центр одноимённого городского поселения. Население - чуть больше семи тысяч человек. Расположен на левом берегу Оби, точнее, на её протоке Алёшкинской. Основан в 1964 году на месте небольшой деревушки, в которой жили преимущественно ханты, как транспортный узел - нужно же доставлять на «большую землю» добываемые в Заполярье нефть и газ. Спустя 3 года в Приобье пришла железная дорога, а ровно 40 лет назад с появлением вокзала, сюда стали прибывать пассажирские поезда. До окружной столицы Ханты-Мансийска больше 400 км, почти столько же, сколько и до северного полярного круга. Это если считать в параллелях, взяв расстояние между географическими широтами с разницей в градус 111 км. А по Оби с её заворотами или по зимнику до Салехарда, стоящего как раз на полярном круге - все 630. Основное направление экономики посёлка - строительство и обслуживание магистральных трубопроводов. Только в ближайших окрестностях Приобья, их, проложенных, в том числе, дюкерным способом под руслом Оби, почти два десятка.






Лодочная станция












Привет из Крыма и Одессы
От железнодорожного вокзала до центра посёлка можно доехать на автобусе, но надо знать расписание, так как ходят они нечасто, а можно на такси. Стоить это будет рублей 70-80, не важно, поймали вы его на дороге или вызвали по телефону. Не очень и дорого. Вообще, цены здесь достаточно демократичные, несмотря на то, что Октябрьский район приравнен к районам (извиняюсь за каламбур, но это официальная формулировка) Крайнего Севера. Такие же, как и везде. Что, в общем-то, понятно, есть автомобильная и железная дороги, завезти всё можно не только водным путём. Дороги - в основном, бетонные, где-то плиты покрыты сверху асфальтом, где-то нет. Дома в центральной части - не выше трёх этажей, только в районе вокзала есть несколько четырёхэтажных новостроек.

Я иду по одной из главных улиц Приобья - Крымской. Параллельно ей тянется Севастопольская. Названия даны не после 11 марта, когда черноморский полуостров был принят в состав России, а гораздо раньше. В конце 60-х годов прошлого века жилые дома в посёлке возводились силами студенческих строительных отрядов из южных регионов бывшего СССР, в том числе, Севастопольского строительного института. По аналогии с Крымской и Севастопольской, здесь есть и улица Одесская. Двухэтажные деревянные дома, которые возводили бойцы молодёжных бригад, живы до сих пор, правда, слегка потрепались от времени и смотрятся сегодня довольно мрачно и убого. Пластиковые окна и антенны-тарелки на этих полубараках почему-то только добавляют жалости. Возле большинства таких домов - приусадебные участок с теплицами. Ещё стоят большие цистерны. Первая мысль, которая пришла мне в голову - для мазута, которым отапливается каждый дом индивидуально. Оказывается, нет, теплоснабжение в посёлке централизованное, а бочки предназначены для хранения противопожарного запаса воды.

Улица Крымская















Улица Севастопольская



Впрочем, заброшенным и состоящим сплошь из ветхих бараков посёлок тоже назвать нельзя. Улицы и дворы достаточно чистые, везде урны, мусор нигде не валяется. Есть и современные спорткомплексы, и супермаркеты, и православный храм. Названный в честь Святого Симеона Верхотурского, заложенный в 2007 году и в 2010-м открытый. Построен, главным образом, на средства ОАО «Тюменьтрансгаз» и ОАО «Специализированное управление подводно-технических работ (СУПТР) №10». По странной иронии судьбы, в год открытия храма здесь случилась неприятная история, которая до сих пор на слуху у людей. Корнями она ведёт в год закладки первого церковного камня. В 2007 году администрация Октябрьского района выделила нескольким семьям, проживавшим в ветхих и аварийных домах, квартиры в новостройке по адресу: ул. Крымская, 41а. А три года спустя в районе сменилось руководство. Дом передали в ведение городского поселения Приобье, где вдруг выяснилось, что оснований на переселение людей, оказывается, не было. Жителей дома чуть не выгнали из квартир на улицу. Вот так: одни чиновники проявили небрежность, другие чрезмерное рвение. Крайними, по традиции, оказались жители дома, которым пришлось доказывать свои права на жилплощадь через суд. Точнее, через суды.



Храм Симеона Верхотурского



Улица Школьная



Здание суда






От «Зари» до «Зари»
В Приобье семь гостиниц, в основном, ведомственные, что не означает, закрытые для остальных. При наличии свободных мест и отсутствии брони для своих остановиться может любой желающий. Главное условие - не пить, даже запах спиртного является поводом для выселения без возврата денег. Цены - от 600 рублей в сутки за место. Если дорого, можно остановиться на пристани за 300 рублей в день. Но это не гостиница, а, скорее, комната отдыха - восемь кроватей, умывальник, чайник и холодильник. Вот и все удобства. В ожидании своего теплохода здесь останавливаются, максимум, на сутки-двое. Хотя, может и дольше. Если штормовой ветер и движение судов прекращено, ожидание у Оби погоды может продолжаться сколько угодно. Волнам на Алёшкинской протоке есть, где разгуляться. В это время все поселковые гостиницы заполнены.

Гостиница "Уют" ООО "Газпром трансгаз Югорск"


















Улица Береговая (дорога в порт)



Речная плавучая пристань - такие же, как и вокзал, ворота посёлка. Если не большие. Ежедневно они принимают и отправляют до двух десятков пассажирских судов. В основном, «Ракета», «Метеор» на подводных крыльях, «Заря». Теплоход «Заря». Не просто транспортное средство, а целая веха в отечественной истории. Глиссирующее судно с водомётным движителем и характерным обводом днища, оно способно ходить по малым мелководным рекам, а для причаливания и посадки-высадки людей этому катеру не требуется специально оборудованная пристань. Собственно, для этого «Заря» и создавалась: дёшево, как говорится и универсально. Особенно ценно появление «Зари» было в местах с неразвитой дорожной сетью, где основным способом сообщения является небольшая перекатистая речка. В северных российских широтах таких мест предостаточно и сейчас, что говорить про советское время. Поэтому эксплуатировались суда этого типа от Москвы до Забайкалья и от Волги до Лены.

Пассажирская пристань






В комнате отдыха на пристани



"Заря"









Спереди теплоход «Заря» напоминает автобус «ЛАЗ», рубка управления в нём расположена не наверху, как у большинства судов, а в рулевой части, что затрудняет выполнение маневров на заднем ходу. Поэтому членам экипажа приходится оборудовать суда зеркалами заднего вида, почему это не делалось на заводе-изготовителе, не совсем ясно. Впрочем, это не единственный недостаток «Зари». Во-первых, высокая крутая волна, создаваемая теплоходом, приводила к размыванию берегов и гибели мальков рыбы. Во-вторых, отказ в пути следования единственного двигателя делал судно неуправляемым. В-третьих, глиссирующий режим движения обуславливал сильную тряску на волнении. Да и вообще, по нынешним представлениям, суда этого типа небезопасны и некомфортны. Хотя и вместительны: при 60 местах для сидения могут принимать на борт до 85 пассажиров. Так или иначе, но уже к 80-м годам прошлого века количество этих теплоходов стало сокращаться, а к началу перестройки вовсе было прекращено их производство. А на севере эксплуатация «Зари», сошедшей, к слову сказать, с заводских стапелей в 70-х годах, до сих пор продолжается.






Зал ожидания пассажирской пристани: когда ушёл последний теплоход






В ожидании погоды
Можете себе представить, что творится на пристани перед посадкой на судно? Очереди в кассу за билетами, взвешивание багажа… Столпотворение такое, что людские массы в столичных аэропортах - ничто по сравнению с северным плавучим дебаркадером. Андра, Перегрёбное, Шеркалы, Белоярский, Берёзово - то самое, где отбывал ссылку князь Меншиков, - и ещё столько же населённых пунктов, куда попасть можно лишь теплоходом или паромом. В том числе, и районный центр посёлок Октябрьское. Рабочие-вахтовики, рыбаки, местные, едущие по делам, из командировки, с отдыха.

Время 14.20, объявлена посадка на «Метеор» до Нарынкары. Кажется, что в этой людской массе нет различий ни по национальности, ни по полу, ни по возрасту. Есть только цель - попасть на борт, потому что если не хватит билетов или багаж окажется негабаритным и с ним на теплоход не возьмут, возможность оказаться дома представится не скоро. Может, через несколько часов, а может и суток. А как же, спросите, мост, о котором я упомянул в самом начале? Его собираются строить уже лет десять, если не больше. Сейчас планы потихоньку начали обретать хоть туманные, но всё же очертания: до 1 декабря сего года необходимо подготовить проектно-сметную документацию. Стоить это будет 155 миллионов рублей. А полностью строительство мостового перехода через Обь, который не только соединит посёлки Приобье и Андра, но и станет частью планируемой автодороги на Надым и Новый Уренгой (сейчас часть участков на этом направлении зимники), оценено в 23 миллиарда российских дензнаков.















В конце мая погода на Северном Урале была отнюдь не летняя и даже не весенняя. Температура не превышала +10 градусов, время от времени начинал падать снег. Явление, по местным меркам, в это время нормальное. В такую пору на улице редко встретишь людей. Они спешат укрыться в своих домах, залах ожидания вокзала или речной пристани. Или в гостиничном номере в ожидании погоды.

Где будет построен мост?















Продолжение следует

Читайте также:
1. Москва - Приобье
2. На протоке Алёшкинской
3. Приобье - Екатеринбург
4. Немного Екатеринбурга
5. В поисках багажа

Ханты-Мансийский АО, Обь, Приобье, Русский Север, Урал

Previous post Next post
Up