Туда, где Азия встречается с Европой

Jul 18, 2014 22:28

Продолжение. Начало здесь
Часть 1. Москва - Приобье (продолжение)
Правда ли, что самые популярные и демократичные вагоны скоро исчезнут из пассажирских составов как устаревшие? Что интересного есть на Свердловской железной дороге? Двое суток пути, и мы на конечной станции с новым зданием вокзала и единственной платформой, от которой в сутки отходят только четыре поезда.



Не спешите списывать
«Как не гадай, милей всего плацкарт». Ах, как же правы Александр Гейнц и Сергей Данилов, правы с первой и до последней строчки своей песни «Ода плацкартному купе». Уже к концу первых суток пути ты знаком как минимум с третьей частью населения вагона, тебе известно, кто, откуда и до какой станции едет, кто сколько раз был женат и в каких служил войсках. А прощаются попутчики как? Так, будто они были вместе не пару дней, а, как минимум, полгода, и что ещё через полгода они обязательно встретятся и снова окажутся бок о бок. В походе, в экспедиции, на комсомольской стройке. Хотя знают, обнимаясь и пожимая руки, что вряд ли когда их ещё раз судьба сведёт.

Пользуются плацкартом, в основном, люди со средним достатком, близкие по своей обеспеченности и социальному статусу. Но не только щадящей ценой привлекателен данный тип вагонов, в них есть то, чего нет в купейных. Верхние багажные полки, на которые легко уместить байдарки, катамараны, рюкзаки и прочую объёмную кладь. Длинный груз можно устроить, перекинув его с полки на полку над проходом. А в вагонах более старого модельного ряда на верхних полках можно вообще даже спать.



Вид на р. Кама в Перми






Что будет, если ОАО «РЖД» действительно откажется от плацкартных вагонов как устаревших морально и физически? В двухэтажных, кои, по мнению высокого железнодорожного начальства, должны прийти на смену «анахронизму», верхних мест для багажа не предусмотрено. Специальные купе, которые сегодня есть во многих вагонах? Но, во-первых, не во всех, а значит, кому-то мест в них не хватит. Багажные вагоны в составе? Кто и как станет их разгружать там, где время стоянки поезда - не более двух минут? Вот и получается, что, помимо экономии денег пассажиров, плацкарт является единственной возможностью перевезти крупногабаритную туристическую поклажу. Особенно до небольших станций.

image Click to view



Жара сменяется прохладой
На станции Чусовская кое-где лежали небольшие снежные сугробики - днём, оказывается, здесь прошёл град. Приближалась вторая ночь в поезде, а с ней уходила сопровождавшая нас от самой Москвы тридцатиградусная жара. Утром в Серове наш вагон опустеет почти на треть. Серов. Город на севере Свердловской области с населением почти в 100 тысяч человек. Крупный промышленный и транспортный узел, расположен на границе между Средним и Северным Уралом. Основан в конце 19 века как поселение при Надеждинском металлургическом заводе. Нынешнее название город получил в 1939 году в честь лётчика, Героя Советского Союза Анатолия Серова, погибшего вместе с Полиной Осипенко во время учебного полёта. Имя Серова носит и бывший Надеждинский завод.






На сайтах вроде Паровоза ИС фотографии со станции Серов появляются едва ли не каждые 3-4 дня. Раз в неделю - точно. Интерес у фотолюбителей вызывает, скорее всего, то, что здесь поезда меняют не только локомотив, но и направление движения. То есть, при удачном раскладе можно заснять не отцепившийся электровоз с одного хвоста состава и уже прицепившийся тепловоз с другого. Эдакий тяни-толкай. Мне не дано было увидеть сразу два локомотива, а больше ничего занимательного на мои глаза не там попалось. Разве только пассажирская платформа, поделённая на две части железнодорожной веткой. В Серове вышла и наша соседка по купе Анна со своим чёрным четвероногим другом. А нам ещё 12 часов ехать.

Серов. Электровоз ЭП2К скоро отцепят



Серов. Привокзальная площадь









Пассажир - промысловый вид?
«Вам надо в город ехать фотографировать, - советует мне проводница соседнего вагона. - Там интереснее». А что там, спрашиваю. «Одна зона, - отвечает, - другая…». Выработанный годами стереотип, что Ивдель - это печально известный Ивдельлаг и ничего больше, вытравить тяжело. Конечно, пенитенциарных учреждений на Урале хватает, но вряд ли города и посёлки сплошь огорожены заборами с колючей проволокой и сторожевыми вышками. Это уже слишком. Нет, чтобы сказать: в этих окрестностях много красивых речек. А то, зона.

Станция Ивдель. Нас везёт тепловоз ТЭП70











Грохот тепловозного дизеля слышен даже в вагоне, третьем по счёту. Иногда локомотив выпускал клубы чёрного дыма (любители железных дорог именуют его почему-то медведом), и в вагон проникал соответствующий аромат. Впрочем, у ТЭП70 медвед совсем не тот, что бывает у 2ТЭ10 или 2ТЭ116. Вот те при желании коптят, так коптят. Наш скорый поезд идёт по этой однопутной ветке совсем не как скорый, кланяясь едва ли не каждому столбу. Много - не менее десятка - технических остановок от 5 до 15 минут, связанных, скорее всего, с пропуском встречных. В расписании эти остановки не значатся, посадка-высадка пассажиров на них не производится, следовательно, проводники даже не открывают двери. Только пропускать было практически нечего, лишь на одной из станций, стоило нам остановиться, сразу же тронулся ожидавший свободного пути грузовой. А по станции Атымья ждали прибытия и отправки пригородного сообщением «Приобье - Серов». Раньше, как мне рассказали, в этом поезде было 10 - 12 вагонов, и все они шли набитые битком. А сейчас только один, и не сказать, что переполненный. Скорее, полупустой. Да и маршрут самого поезда разбит на три части: «Приобье - Верхнекондинская», «Верхнекондинская - Ивдель» и «Ивдель - Серов».

Памятник-паровоз на ст. Геологическая (г. Югорск)



Вокзал на ст. Верхнекондинская (г. Советский)



Советский






На улице заметно холоднее - всё-таки север. В Советском (станция Верхнкондинская) лужи после проливного дождя. Пассажиров в вагоне всё меньше и меньше. Проводницы Татьяна с Аллой делают последний «коробейный заход», предлагая купить какие-то игрушки, магниты на холодильник и прочие безделушки. Делают они это в течение всего рейса примерно каждые 1.5 - 2 часа. Не по своей воле, выручку от продажи себе в карман не кладут. Сами они не говорят ничего, но в течение этой и последующих поездок из обрывков разговоров удалось сложить следующую картину. На Свердловской железной кто-то ввёл практику - устанавливать для поездных бригад некий план по сбору от 50 до 100 рублей с каждого пассажира. То есть, если в вагоне едет пятьдесят человек, то нужно продать чая, печенья, сувениров, газет - 50 умножаем на 50 - на две с половиной тысячи рублей. Как минимум. Не сделаешь норму - можешь лишиться уверенности в завтрашнем дне. Что это такое в ситуации, когда объёмы пассажирских перевозок сокращаются, а найти другую работу проблематично, объяснять, думаю, не нужно.

Ни подтвердить, ни опровергнуть эти слова я за неимением доказательной базы не могу, да и не стремлюсь к этому в данный момент. Равно как не знаю, прописаны ли такие нормы в договорных отношениях. Просто сопоставляю факты и пересказываю то, что услышал. За что купил, за то и продаю. А заинтересует данная информация тех, кого должна заинтересовать, или нет, мне не ведомо.



Лепниной не согреешься
Станция Нягань (ударение на первом слоге). До Приобья остался ровно час. Час неспешной езды среди разлившихся речек и небольших посёлков, лесов и тракторных лежнёвок. Из нашего вагона только трое едет до конечной - мы вдвоём и Александр, в прошлом, подполковник ВДВ. Станция Приобье - тупиковая, здесь всего одна низкая платформа, нет даже парка для отстоя пассажирских составов. Несколько часов поезд стоит прямо у перрона. Впрочем, помех он никому не создаёт, в сутки отсюда отправляются всего четыре рейса - на Москву (и то через день) два на Екатеринбург и пригородный на Верхнекондинскую - Серов. Летом, может, раз в неделю, пускают куда-нибудь на юг. Вот, собственно, и всё пассажирское движение.

Нягань



Строящийся ж\д вокзал



Двое суток дороги позади, около девяти вечера по Московскому времени поезд прибыл на конечную станцию. По местному уже одиннадцать. Где ночевать? Вариантов два. Первый - прямо в вагоне, за 250 рублей. Но, во-первых, в холоде, система отопления в поезде функционирует только во время движения. Во-вторых, в шесть утра по Москве, то есть, в восемь по фактическому, состав отправится в обратный рейс. Где-то за час его нужно покинуть. Не очень удобно. За ту же цену можно перекантоваться в комнатах отдыха на вокзале - с телевизором и электрическим чайником. Что мы и сделали. Новый вокзал построили в Приобье год назад. Здание, правда, типовое, без каких-либо архитектурно-художественных изысков как снаружи, так и изнутри, с такой же типовой планировкой и штампованными сидениями. Любитель эстетики сразу скажет, сделано без души. А тот, для кого здание вокзала лишь перевалочная база в ожидании поезда, опровергнет, заметив, что лепнина или мозаика ни от дождя, ни от ветра не укроет. Такое же, только гораздо больше, здание вокзала уже несколько лет строят в Нягани.

Назавтра мы с Александром расстанемся. Ему на теплоход и на другой берег Оби, а нам… Мы ещё не знаем, что нашим планам не суждено будет сбыться, что нам предстоят другие приключения. Какие - следите за продолжением.

Станция Приобье









Старое здание вокзала на ст. Приобье 1974 года постройки






Продолжение следует

Читайте также:
1. Москва - Приобье
2. На протоке Алёшкинской
3. Приобье - Екатеринбург
4. Немного Екатеринбурга
5. В поисках багажа

Ханты-Мансийский АО, железная дорога, Приобье, Урал

Previous post Next post
Up