Туда, где Азия встречается с Европой

Jul 30, 2014 12:55

Продолжение. Предыдущая часть здесь.
Часть 3. Приобье - Екатеринбург
Всё-таки, путевые заметки - благодарный и универсальный жанр. Работая над ними, можно предаться воспоминаниям, как бы невзначай порассуждать о политике и о современной жизни вообще. Тем более, во время поездки в медленном и не шибко комфортабельном поезде местного сообщения. Неспешно меняющиеся пейзажи за окном и судьбы хлебнувших лиха попутчиков к подобным размышлениям располагают.



Дважды в сутки минут за 40-50 до отправления пассажирского состава вокзал маленькой тупиковой станции оживает. В данном случае у перрона стоит поезд №344 сообщением «Приобье - Екатеринбург». Возле каждого вагона - не более десяти человек, они наполнятся в пути следования. На вокзале кажется теплее, скорее всего, из-за отсутствия ветра, который на берегу Алёшкинской протоки Оби пронизывает человека насквозь. Ещё не объявили посадку, немногочисленные пассажиры и провожающие фотографируются на фоне вагонов на свои «мыльницы» и телефоны. Я с маленькой зеркалкой выделяюсь из общей группы и даже привлекаю внимание. «Вон, с какой дорогой профессиональной техникой, - показывая на меня, вслух говорит своим спутницам немолодой мужчина. - Не иначе, шпион украинский». То ли в шутку сказал, то ли нет, не поймёшь. Вроде, и вид у мужика был серьёзный, а с другой стороны, назвать Nikon D40 дорогой профессиональной техникой можно, разве что, с очень большой натяжкой. Кто он? Жертва пропаганды и шпиономании? Что ж, остаётся позавидовать человеку белой завистью. Если он на полном серьёзе ищет диверсантов (почему именно из Украины - это отдельный вопрос, только вряд ли он заслуживает интереса), то, скорее всего, у него нет более насущных повседневных забот. Ему не требуется по причине богатырского здоровья медицина, он доволен жилищными условиями да и вообще катается как сыр в масле.

Тем более, вид у меня с почти недельной щетиной был самый что ни на есть шпионский. Таких если и посылать, то лишь с целью преднамеренного провала задания. Но попробуй, объясни это жертве телевизора.

Перед посадкой на 344-й пассажирский



Хорошо - должен не остался
344-й на Екатеринбург заметно отличается от Московского скорого. Никаких в вагонах кондиционеров (не особо, правда, они и нужны были), биотуалетов, электронных табло. Деревянные рамы в окнах, которые чаще сего, если закрыты, не открываются, если открыты, то закрыть их будет тяжело. Титан электрический - хоть это хорошо. Да и местный пассажирский - это ведь не фирменный экспресс класса «люкс». Но где ещё, как не в таком поезде, можно увидеть и услышать, как живёт северная российская глубинка, её простые граждане, фундамент, можно сказать, отечественной сырьевой экономики.









"Я 9 апреля из дома уехал, только сегодня возвращаюсь". Домой в Ишим Тюменской области Александр попадёт только через два дня. Сутки - от Нягани до Екатеринбурга, и оттуда ещё, в зависимости от поезда, 8-10 часов. А на календаре 28 мая. Через контору в Нягани Александр устроился вахтовым методом на работу под Новый Порт, больше месяца он в числе других таких же вахтовиков занимался подготовкой площадки под строительство аэродрома. Работы, понятное дело, хватало, а вот с оплатой за первый месяц работодатель не спешил, лишь отговаривался. Когда стало окончательно ясно, что с деньгами, мягко говоря, прокатят, Александр не стал искушать судьбу и дожидаться милостей от начальства, сам отправился разбираться в контору. Именно отправился, потому что из городка, где жили, так просто не уйдёшь, а добираться, откуда нет никакого прямого сообщения, в Нягань пришлось на перекладных. Деньги свои он с трудом выбил - «огромную» сумму в 37 тысяч рублей. За полтора месяца! Ну, пусть за месяц, учитывая дорогу туда и обратно плюс самовольный (формально - да, но если работодатель не выполняет договорные обязательства, какая тут самоволка?) уход с объекта. Но в любом случае, разве это деньги за работу вахтовым методом в Заполярье, которые, к тому же, приходится ещё и с боем отвоёвывать? «Хорошо ещё - должен не остался». Вот так и едут молодые здоровые мужики как Александр на север в надежде заработать, а потом радуются, что хоть что-то получили да вообще домой вернулись.

Другой Александр также севший в Нягани, четыре года назад перегонял машину с Дальнего Востока. Где-то по дороге купил и съел арбуз, после чего отказали почки. На арбузе же не написано, что он для увеличения массы и быстроты созревания напичкан всякой дрянью. Четыре года по больницам - родная Нягань, Югорск, Ханты-Мансийск, Екатеринбург. Отёчные руки и ноги, невозможность больше двух часов в сутки работать физически. Это позже, в столице Урала ему скажут, что тяжёлых последствий можно было бы избежать, получи он вовремя медицинскую помощь. Но в городах ХМАО, где, к слову сказать, добывается больше половины всей российской нефти и газового конденсата, квалифицированных врачей не нашлось.






Серов. Тепловоз ТЭП70-0272 готовится передать эстафету электровозу






Присесть на счастье
Что ни говори, а железная дорога имеет какую-то свою красоту, свою изюминку, то, чего вряд ли где ещё встретишь. Особенно эта изюминка заметна на небольших станциях, таких, например, как Выя (посёлок Большая Выя). Где сохранились небольшие вокзалы, водонапорные башни, жилые постройки (не хочется называть их бараками) практически возле путей, и где в сутки останавливается не больше десятка поездов в обе стороны. Может, поэтому и сохранились? Конечно, когда-нибудь всё это обветшает и будет снесено или само рухнет, на этом месте появятся новые дома (если появятся) или заведения, а деревянные строения с печками и скрипучими полами останутся, в лучшем случае, на фотографиях. Причём, сделанных, как мне кажется, в основном, туристами, пассажирами, кто был в тех краях проездом и видел их не дольше пяти минут. История сегодняшнего дня, доказательства которой однажды отыщутся в сотнях и тысячах километров от этих маленьких станций, разъездов и пристанционных посёлков.

Вокзал на ст. Выя


















После Приобья, где только-только начала пробиваться трава, а на деревьях робко появлялись листья, густые заросли Среднего Урала казались чем-то диковинным. Иногда сквозь них просматривались невысокие горы Уральского хребта. Скоро пейзаж за окном сменился на заводские корпуса, железнодорожные парки с гружёными рудой и углём полувагонами. Мы подъезжаем к Нижнему Тагилу - промышленному центру, известному, главным образом, по таким гигантам как «Уралвагонзавод», Нижнетагильский металлургический комбинат, Высокогорский ГОК. Нижний Тагил. Город в Свердловской области с населением более 350 тысяч человек, второй по численности после Екатеринбурга. Почти как в Калуге, Владимире и других областных столицах Центральной России, а то и больше. В переводе с мансийского Тагил означает «много воды». Город основан промышленниками Демидовыми в 1722 году. Именно здесь отец и сын Черепановы построили первые в России паровозы. Согласно легенде, рабочий Демидовского завода Ефим Артамонов изобрёл самокат с педалями и рулевым управлением (велосипед «Паук»), на котором сумел доехать аж до Петербурга и Москвы. Впрочем, это всего лишь легенда, в правдивости которой современные историки сомневаются.






ЧС2-612 везёт наш поезд от Серова до Екатеринбурга






Оказавшись на вокзале Нижнего Тагила, нужно непременно присесть на лавочку рядом с бронзовым человеком с чемоданом и букетом цветов, тогда дорога будет удачной. Так, во всяком случае, мне рассказал один из охранников на перроне. Как правильно называется скульптурная композиция, страж порядка сказать затруднился, да и никто, по его словам, этого не знает. В основном её называют «памятник пассажиру» или «жених», хотя человек, глядящий в направлении Екатеринбурга, наверняка имеет не одно прозвище. Впрочем, какая разница, главное, чтобы счастье приносил. Вот и остальные пассажиры нашего поезда, которым по приезде в пункт назначения предстоит пересадка и продолжение пути, фотографируясь с бронзовым женихом в костюме и с цветами, надеются на это же.















Правда, перед прибытием на конечную поезд 13 минут постоял на станции Екатеринбург-Сортировочный. Ёбург или Екат - как упрощённо именуют этот город. Говорят, «как вы яхту назовёте - так она и поплывёт». И любой народный топоним обязательно имеет под собой смысл. Может, я не прав, но здесь у меня сложилось именно такое мнение. Почему - читайте в следующей части.

Станция Екатерибург-Пассажирский









Продолжение следует

Читайте также:
1. Москва - Приобье
2. На протоке Алёшкинской
3. Приобье - Екатеринбург
4. Немного Екатеринбурга
5. В поисках багажа

Нижний Тагил, Ханты-Мансийский АО, железная дорога, Екатеринбург, Приобье, Свердловская область, Урал

Previous post Next post
Up