Дуджом Лингпа, Алан Уоллес - Нелуг Ранджунг - Вопросы Махашуньянанты - Часть 2

Jul 22, 2014 13:16


Бхагаван ответил: "О Ваджра Ума, исследуй размеры своего так называемого ума, потом определи и распознай его сущностную природу. Внешнее пространство и внутренний ум, это одно и то же или они различны? Если они являются одним и тем же, тогда сущностной природой ума должно быть пространство. Если они различны, тебе придется согласиться, что пространство во сне, пространство в состоянии бодрствования и пространство после этой жизни не одно и то же, а различны. Если предыдущее пространство прекращается и последующее пространство возникает одно за другим, каждое из пространств подвержено изменениям, созиданию и разрушению. В этом случае, определи причины и условия, из которых они возникают. Если пространство проявляется в состоянии бодрствования вследствие восхода солнца, не восход ли солнца служит причиной для проявления пространства во сне и после этой жизни? Или причиной служит ясный свет твоего ума? Не занимайся всего лишь болтовней, а точным образом постигни это."
Алан Уоллес: Вспомните, что Учитель разговаривает с бодхисаттвой, который сказал, что, когда он смотрит вовнутрь, то, что он видит, "обладает качеством непрерывности". Также имейте ввиду контекст целиком, вплоть до этого момента: Покажи нам путь к освобождению ... путь, с помощью которого мы можем "достичь состояния Будда Самантабхадры за одну жизнь и в этом теле". В даруемом в ответ учении взятие ума как путь является предварительным для постижения абсолютной природы явлений, пустотности, которая затем берется как путь, ведущий к постижению природы будды.

Если вы собираетесь взять ум как путь, вы должны понимать чем он является. Что это за так называемый ум? Есть ли у него форма, цвет или размер? Найдите размеры своего так называемого ума, "потом определите и распознайте его сущностную природу". Что такое есть в уме, что делает его умом в отличии от чего-то другого? Если я скажу: "Возьмите свою гавайскую рубашку как путь", вам необходимо знать как распознать гавайскую рубашку среди всего остального, это настолько же прозаично. Существуют свойства, определяющие гавайскую рубашку, по которым вы можете её распознать среди других вещей. Если вы знаете определяющие свойства, вы сразу же достаете её из гардероба.

...И теперь мы пришли к восхитительному вопросу: "Внешнее пространство и внутренний ум, это одно и то же или они различны?" Когда Бхагаван говорит о внутреннем уме, он не имеет ввиду, что ум действительно находится внутри. Он говорит о нашем способе думать о "внешнем мире" по сравнению с миром, который мы испытываем, когда закрываем глаза и смотрим "внутрь". У нас есть чувство, что ум каким-то образом находится внутри, а не во внешнем пространстве. Итак, они являются одним и тем же или они различны?

Махашуньянанта ответил: "О Учитель, Бхагаван, пространство несомненно является сущностной природой моего ума. В состоянии бодрствования, земля, вода, огонь, воздух, Я, другие, форма, звук, запах, вкус, ощущение и ментальные объекты проявляются в измерении пространства и схватываются концептуальным умом. Во сне основа ума также проявляется как пространство, и весь мир, его обитатели и объекты органов чувств, все они проявляются таким же образом, как и в предыдущем случае. Аналогично в будущих жизнях, сущностная природа ума проявляется как пространство, и в этом измерении весь мир, его обитатели и объекты органов чувств проявляются тем же образом, они удерживаются умом, и существо заблуждается снова и снова.
Алан Уоллес: И снова бодхисаттва говорит не об абсолютной природе ума, а об относительных свойствах посредством которых вы можете определить ум по сравнению с тем, что умом не является. Объекты ума "проявляются в измерении пространства и схватываются концептуальным умом". Вспомните, что не всякое цепляние обязательно придает объекту реальность 1. Все виды цепляния сводятся к двум категориям: цепляние, где обычные концептуальные обозначения применяются для общения, но которые не подразумевают придания реальности, и цепляния, где придание реальности имеет место быть. Бодхисаттва имеет ввиду первую категорию цепляния. Соответственно, объекты ума проявляются, они показывают себя, и схватываются, то есть обозначаются. "Это форма, это запах, вкус, земля, вода". Действие обозначения, приписывания выполняется концептуальным умом.

... И когда бы не возникло цепляние, высоки шансы, что из-за привычки, существо заблуждается снова и снова. Почему? Сначала вследствие придания реальности, а потом следования "естественным" привычным наклонностям, возникают проявления жажды и отторжения и все ментальные омрачения, приводящие в итоге к омраченному поведению.

Поэтому пространство, Я, другие и все объекты чувств одного вкуса, и определенно не являются отдельными. Более того, к возникновению явлений приводит ясность пространства и ничто другое. Сущностной природой ума и её основой является пространство. В измерении ментального познания - ясного, чистого, всегда присутствующего сознания - возникают различные проявления. Возникновение этих проявлений подобно отражениям в зеркале или отражениям планет и звезд на поверхности чистого, прозрачного пруда.
Алан Уоллес: Что является основой вашей психики? Основой является алайявиджняна. Поэтому, когда он говорит о том, что пространство является основой сущностной природы ума, он здесь не имеет ввиду абсолютную основу. Он рассматривает измерение сознания, которое доступно вследствие шаматхи, а не сознание абсолютной основы, которое доступно вследствие практики Дзогчен. Мы можем быть уверены, что он не говорит о ригпа, потому что он рассматривает дихотомию внешнего пространства и внутреннего ума.

Как только ясное, чистое сознание вошло в центральное измерение обширного, пустого пространства, оно было направлено внутрь. Тогда ум и все проявления исчезают по мере того, как они полностью растворяются в морально нейтральную, обширную пустоту. Посредством силы цепляния за самосущность, сущностная природа этой великой, обширной пустоты, основа явлений, возникает как ум и ментальные факторы. Это точно так. Поскольку пространство и ясность, это ничто иное, как ум, сам ум становится Я и другими вследствие силы способствующего условия его ясности.
Алан Уоллес: Уведя сознание от внешнего пространства, от органов чувств, чистое, ясное, прозрачное и светоносное сознание пришло само к себе, пришло к природе ума, "оно было направлено внутрь". Вот, что он имеет ввиду под направлением сознания внутрь - от органов чувств, возможно даже от объектов ума и прямо в центральное измерение обширного, пустого пространства. В этот момент ум и все явления - ваша психика - исчезают. Ваш ум растворяется в алайявиджняне и все проявления растворяются в алайе.

Алайявиджняна на самом деле не пуста. Она подобно океану "потенциальной энергии", из которого возникает "кинетическая энергия" проявлений ума. Только теперь вы увели чистое, ясное сознание не только от органов чувств, но и от внутренней болтовни, от образов, от всего содержимого ума, таким образом, что испытываемое вами пусто и свободно от проявлений. В этот момент ваш ум, ваша психика исчезли. Вы потеряли свой ум в той мере, в которой ум является чем-то, что вы приписываете огромному разнообразию ментальных процессов, характеризующих деятельность ума. Поскольку ум сейчас бездействует, всё, что остается, это основа ума, алайявиджняна, то, из чего возникает ум.

"Тогда ум и все проявления исчезают по мере того, как они полностью растворяются в морально нейтральную, обширную пустоту". Это совершенно точно алайя. Намеком на это является термин "морально нейтральная". По мере того как сознание уводится от восприятий органов чувств, они исчезают, оставляя пустоту, которая морально нейтральна. Поскольку это алайя, это потверждает, что Махашуньянанта вплоть до данного момента подводил не к дзогчену. Напротив, это было введением в практику шаматхи.

"Посредством силы цепляния за самосущность", здесь снова имеется ввиду не просто цепляние за личное Я, но цепляние за самосущность любого объекта, "сущностная природа этой великой, обширной пустоты - основа явлений - возникает как ум и ментальные факторы". Это не основа реальности в целом, а основа континуума ваших переживаний из жизни в жизнь. Что побуждает алайявиджняну принять облик ума, будь это человеческий ум, ум лягушки или ум девы? (Алайявиджняна, сама по себе, эксклюзивно не принадлежит к какому-то одному виду чувствующих существ. Она проявляется для существ всех видов). Это посредством силы цепляния за самосущность алайявиджняна, основа всех видов опыта, проявляет видимости подобно фокуснику. "Это точно так".

... Вспомните фразу из коренного текста: "Когда тело и ум разъединяются, переживания радости и печали, достижение состояния будды или блуждание в трех мирах сансары, все это вследствие омраченности ментального сознания относительно объектов". Когда я это переводил, я подумал: "Что? Достижение пробуждения?" Достижение пробуждения происходит вследствие омраченности ментального сознания относительно объектов? Бессмыслица какая-то. Гьятрул Ринпоче прокомментировал это следующим образом: "Хотя состояния будды не достигается умом омраченно вовлеченным объектами, поскольку сознание изначально чисто, твое сознание прямо сейчас изначально чисто. Чувство, что это изначально чистое сознание достигает пробуждения происходит исключительно вследствие, имеющихся у тебя, ментальных измышлений". Соответственно, сама идея продвижения по пути и, в конечном итоге, достижения пробуждения имеет смысл только в контексте ума омраченно вовлеченным в концептуальные измышления. С одной стороны, в этом можно найти иронию, но в этом есть и смысл, что омраченный, нечистый, обыденный ум играет важную, позитивную роль ведения вас по пути к пробуждению. В конце концов, что напоминает вам выполнять практику?

Беря в качестве пути сам ум, практикующий высших способностей непосредственно воспринимает природу таковости, абсолютную реальность, познает воззрение, всеобъемлющее сансару и нирвану, и достигает освобождения в абсолютном измерении изначального пространства. Практикующий средних способностей достигает уверенности в мире без форм, а практикующий малых способностей испытывает блаженство в мире форм. Для практикующего самых малых способностей путь испытывается как счастье в мире желаний. Учитель, пожалуйста, объясни как такое происходит!"
Алан Уоллес: "Беря в качестве пути сам ум, практикующий высших способностей непосредственно воспринимает природу таковости, абсолютную реальность..." Она проявляется совершенно очевидно. Она становится вашей реальностью. Таковость здесь является синонимом пустотности. Абсолютная реальность также, говоря в общем, является синонимом пустотности. Для человека очень высоких способностей, который взял этот текст, изучил его и медитировал согласно ему, данного раздела может оказаться достаточным, чтобы познать пустотность. Этого раздела может хватить даже без чтения раздела "Ваджрной Сути" по випашьяне или без знакомства с материалом, который мы рассмотрим позже.

Данный раздел явным образом излагает шаматху, но очень специфическую разновидность шаматхи. Здесь вы не фокусируетесь на изображении Будды или на дыхании. Взятие ума как путь, это что-то очень особенное. Поэтому возможно, что человек применяющий данный подход, человек высших способностей, кто-то уже созревший или, как говорил Будда, "с малым количеством пыли в глазах", может познать пустотность. Для такого человека, изучения и практики первых 9% текста может хватить, чтобы достичь освобождения.

Эта возможность напоминает комментарий Падмасамбхавы в "Естественном Освобождении", где он учит шаматхе без знаков. Раздел состоит всего из нескольких абзацев и очень прост, указывая вам исследовать природу сознания, расслабиться, затем снова исследовать. Падмасамбхава также говорит, что этого может быть достаточно для познания ригпа. Подход специально создан для шаматхи, но для человека высших способностей, только этого скромного метода шаматхи может быть достаточно для познания ригпа. Как только вы познали ригпа, вы познали сознание основы, дхармакайю, то есть с этого момента и далее вы просто можете взять это познание как путь, пересаживаясь на скоростной путь к пробуждению. Поэтому это может означать следующее, "шаматха, а потом пробуждение", от шаматхи к дзогчену и к пробуждению. Человек высших способностей может обойти випашьяну, в смысле отдельного набора методов. Рано или поздно, у нас у всех будут такие способности. "Всеобъемлющее сансару и нирвану", это постижение "одного вкуса" всей реальности, который является ни чем иным как недвойственность дхармадхату и изначального сознания. Посредством такого постижения вы достигаете освобождения в абсолютном измерении изначального пространства.

Тем временем, "практикующий средних способностей достигает уверенности", осуществления, "в мире без форм". Здесь определенно речь о самадхи. Мир без форм находится в пределах сансары, но это очень тонкое измерение, которое может быть полезным для обретения постижения природы ума. Человек средних способностей постигает бесформенное измерение реальности, в то время как человек высших способностей проник сквозь три мира сансары к пустотности и постиг абсолютную природу ума, выйдя за пределы сансары. Человек средних или обычных способностей, в контексте сансары, постигает глубочайшие уровни двойственного ума, а "практикующий малых способностей испытывает блаженство в мире форм". Заметьте, что он не сказал блаженство в мире без форм. В мире без форм нет блаженства. Вы можете достичь там уверенности, но этот мир за пределами радости и печали. Поэтому в мире без форм нет радости, нет блаженства и определенно нет боли. Мир без форм слишком спокоен для блаженства. Человек малых способностей испытывает блаженство в мире форм. Этого можно достичь посредством шаматхи. Практика шаматхи предоставляет вам доступ к миру форм. Она пересекает этот порог, приводя к опыту блаженства.

"Для практикующего самых малых способностей путь испытывается как счастье в мире желаний". То есть вы пока не реализовали шаматху, вы все еще в мире желаний. Но следуя этому пути вы можете обрести великое чувство благополучия, которое гораздо надежней, чем счастье, обычно испытываемое нами, обычными существами, которое имеет тенденцию полностью зависеть от стимулов. Обычно мы испытываем удовольствие вследствие некоторого события, например, приятного опыта, испытываемого посредством органов чувств, веселой мысли, красивой визуализации; нам сказали что-то приятное, мы съели вкусную пищу, поимели хороший секс, вспомнили что-то приятное, или хорошо выспались. Что-то случается с умом, либо ментально, либо посредством органов чувств, внутри или снаружи. Какие-то объекты появляются, возбуждают нас и мы чувствуем удовольствие. Потом, когда объект нас покидает, соответствующий стимул исчезает и счастье тоже. Вот каким образом обычно работает счастье для обычных чувствующих существ, бродящих в сансаре.

Однако, теперь мы выходим из этого цикла, потому что мы балансируем ум, развиваем равновесие внимания, эмоций и нашего восприятия. Развивая всё большую вменяемость, мы все чаще и чаще испытываем чувство благополучия, не связанное с внешними катализаторами и возникающее прямо из природы ума. Встречаясь с нейтральными стимулами, мы обнаруживаем, что несмотря на это чувствуем себя весьма хорошо. Это не потому что эти нейтральные стимулы каким-то образом улучшились, это потому что ум, воспринимающий их, стал намного здоровее. Это очень просто, ум стал менее омраченным. В смысле обыденной жизни вы достигаете больший психологический баланс - это называется вменяемостью.

Как только вы реализовали шаматху, вы стали управлять умом, а не ум управляет вами. Теперь, впервые, ваш ум не дисфункционален. Теперь он податлив. Вы можете делать с этим умом всё что захотите, и это очень и очень приятно. Даже в перерыве между медитационными сессиями до тех пор, пока вы не теряете шаматху, присутствует длящееся чувство благополучия. Потом, когда вы приступаете к медитации, вы испытываете блаженство. Просто вызывайте блаженство когда захотите. Следовательно, вы можете понять, почему, при таких условиях, ментальные омрачения возникают очень редко и слабо.

Он ответил: "О Ваджра Ума, сначала объедини этот ум с внешним пространством и пребывай в медитационном равновесии семь дней. Далее, зафиксируй свое внимание на камне, палке, физической репрезентации Будды или слоге и пребывай в медитационном равновесии семь дней. Потом представь ясное, сияющее, пятицветное тигле в своем сердце, зафиксируй свое внимание на нем и пребывай в медитационном равновесии семь дней. В результате, у некоторых людей их ум будет пребывать в блаженстве, он будет светоносным и пустым. Этот опыт, лишенный каких-либо мыслей, подобен неколебимому волнами океану и называется шаматхой со знаками.
Алан Уоллес: Бхагаван ответил: "О Ваджра Ума, сначала объедини этот ум с внешним пространством и пребывай в медитационном равновесии семь дней". Начиная с этого предложения, мы видим явные наставления по шаматхе. Как взять ум как путь? Уйдите на неделю и практикуйте объединение своего ума с пространством. Найдите подходящее место, сядьте в просторе пространства, сохраняя присутствие, и пребывайте там с открытыми глазами, очень важно, чтобы глаза были открыты, и просто поддерживайте присутствие в пространстве. Вот и все. Ничего более не надо. Просто будьте в присутствии в пространстве. Пространство между возникающими зрительными объектами и чувство вашего собственного субъективного присутствия в течение семи дней настолько непрерывно, насколько можете. Конечно, в течение этих семи дней ваши медитационные сессии будут чередоваться с постмедитационными, когда вы явным образом не практикуете. Однако, если бы у вас было мало отвлечений и много свободного времени, вы могли бы пребывать в этом просторе непрерывно. Даже во время еды вы могли бы поддерживать это. Когда идете в туалет, просто пребывайте в пространстве. Наставления таковы, каждый день в течение семи дней просто расслабьте свой ум в пространстве.

Где лучше всего выполнять данную практику? Очевидно, что нахождение в просторной, естественной среде, например, в горах, пустыне или рядом с океаном, будет весьма способствовать практике, но это не является обязательным элементом. Находитесь ли вы в горах или в маленькой комнате, важно держать глаза открытыми и не цепляться, не привязываться к зрительным явлениям. Неподвижно смотрите в пространство перед вами и заметьте, что в этом нет ничего такого, пусть это будет совершенно обычным. Не думайте, что вы делаете что-то особенное, так как вы ничего особенного не делаете. Перед вами пространство, просто будьте в присутствии с пространством, то есть внимайте ему, наблюдайте его. Избегайте погрязания в деталях, например, отмечая: "Это подушка для медитации. Она находится на красном ковре. Подушка мягкая. Ковер жетский". Если вы сползете в подобное цепляние, вы сократите простор своей медитации. Вы сделаете свое пространство очень маленьким. Сейчас вам не нужно работать с этими объектами. Они не имеют отношения к вашей медитации, а это значит, что вы можете просто их игнорировать.

Где бы вы не медитировали, сначала направьте свое внимание к пространству между этими объектами и вами. Потом отпустите любое цепляние. Оставьте в стороне любые концептуальные обозначения. Будьте удовлетворены просто возникновением зрительных проявлений - форм, цветов. Теперь еще больше расслабьте свой взгляд, смотря прямо через объекты, и позвольте своим глазам смотреть в бесконечность. Соответственно, теперь, какие бы объекты не были, они расфокусированы и вы не обращаете на них внимание. Глаза расслаблены таким образом, как будто вы смотрите в небо. Вы более не внимаете пространству между объектами и собой, не важно где эти объекты, шесть футов перед вами или шестьдесят миль вдали. Вы смешиваете ум с пространством. Пространство беспрепятственно, потому что цвета, как и радуга, не препятствуют пространству. Цвета не скрывают небо. Поэтому данный подход дает вам огромное пространство, даже если вы практикуете в крошечной комнате.

Есть общие правила касательно того, когда в медитации возникают внутренние отвлечения. Если ваш ум слишком возбужден, направьте взгляд вниз. Если ум теряет энергию или ясность, становится тупым, вялым, поднимите взгляд вверх. Данный совет применим также к визуализации, например, когда вы визуализируете божество. В этом случае, когда вы чувствуете тупость, поднимите визуализируемый образ, а когда возбуждение нарушает ваш покой, опустите.

"Далее зафиксируй свое внимание на камне, палке, физической репрезентации Будды или слоге...". Под слогом понимается тибетский слог, например, ah. Поэтому вы можете зафиксировать свое внимание на изображении слога, "и пребывать в медитационном равновесии семь дней". Выберите любой из предложенных объектов или немного попробуйте один, другой. Вы можете использовать цветы, палки и камни, репрезентации Будды, или вы можете нарисовать санскритский слог, например, om, ah или hum и использовать это, или, если захотите, фокусируйтесь на священном образе, например, Тары или Падмасамбхавы.

Это практика с опорой на зрительный объект. И хотя вы не можете реализовать шаматху посредством смотрения на зрительный объект, на начальных этапах шаматхи, это хороший способ для стабилизации вашего внимания. Позже вы будете применять другие методы. Поэтому, если вы еще на ранних этапах шаматхи, возможно, вам захочется попробовать этот метод. Выберите что-нибудь, на что вам будет приятно смотреть в течение 24 минут. Отрезок времени в 24 минуты или ghatikas рекомендуется для начинающих практикующих. Просто смотрите на объект естественным образом, стабилизируя свое внимание на нем таким образом, чтобы имели место быть следующие качества, которые я акцентировал - расслабление, стабильность и внимательность - не теряя ни одно из них. Когда возникают дискурсивные мысли, просто отпустите их и возвращайте не только свой взгляд, но и свое внимание, свое ментальное осознание, на объект. Практикуйте таким образом в течение недели.

"Потом представь ясное, сияющее, пятицветное тигле в своем сердце", под тигле имеется ввиду маленькая сфера, "зафиксируй свое внимание на нем и пребывай в медитационном равновесии семь дней". Если вы можете представить очень маленькое тигле, это замечательно, но размера с горошину будет достаточно - что-то достаточно маленькое и округлое. Оно блестит пятью цветами - белым, желтым, красным, зеленым и синим - как если бы это была призма, святящаяся изнутри. Пять цветов это символы, связанные с различными ветрами. Помните держать глаза открытыми.

"В результате, у некоторых людей их ум будет пребывать в блаженстве, он будет светоносным и пустым". Это означает, что у некоторых, у людей высших способностей, семь дней помноженные на три практики приведут к реализации шаматхи или покоя - состояния блаженства, светоносности и неконцептуальности. "Этот опыт, лишенный каких-либо мыслей, подобен неколебимому волнами океану и называется шаматхой со знаками". Знак, это объект ума, который можно определить концептуально. Внешнее пространство, это знак, потому что вы смотрите на него, и пространство является "этим" по сравнению с "тем". Поэтому это один из множество других объектов. И хотя внешнее пространство не является объектом в грубом смысле этого слова, внешнее пространство является объектом ума, который можно определить концептуально. Поэтому пространство является разновидностью знака. Со следующими проще: камень, палка, физическая репрезентация Будда, всё это очевидно являются знаками. Знак может быть также внутренним, исключительно в измерении ума, например, визуализируемая сфера света. Всё, на что вы можете ментально указать и определить, будь это в уме или вовне во внешнем пространстве, является знаком.

Как было написано выше, если вы человек высших способностей, возможно, что вы реализуете шаматху в первые семь дней, или во вторые семь, или в третьи. Если такое происходит, вы можете перейти к следующему этапу, випашьяне. Причина выполнения предварительных практик заключается в предварительной подготовке себя, чтобы можно было пройти шаматху как можно с меньшим количеством порезов и ушибов. Чтобы вы смогли реализовать шаматху со знаками посредством любого из этих трех методов или посредством их комбинации.

Но, если вы не смогли реализовать шаматху после 21 дня, в чем же дело?

Некоторые не могут успокоить свои мысли, так как ум слишком взволнован, они испытывают болезни и боли в сердце, жизненном канале и тому подобное. Те, кто нестабильны умом, у кого преобладает элемент воздуха или те, чьи уми грубы, могут потерять сознание или впасть в транс. Таким людям следует расслабиться и позволить мыслям быть так, как они есть, непрерывно наблюдая их с неусыпным памятованием и внимательным самонаблюдением.
Алан Уоллес: Жизненный канал, это центральный канал, проходящий прямо через сердечную чакру. Среди описанного, практика, которая, скорее всего, вызовет у вас проблемы, и это предположение основано на опыте множества людей, это визуализация тигле в сердце. Куда вы направляете ум, туда вы собираете прану или лунг. Если у вас грубый, омраченный ум и вы жестко концентрируете его на сердечной чакре в течение семи дней помногу часов в день, вы можете создать дисбаланс в потоке энергий в сердце, что называется soglung. Soglung, это энергия (лунг), поддерживающая жизнь, которая расположена в сердечной чакре. Она есть у каждого, но когда тибетцы говорят: "у вас soglung", - они имеют ввиду, что у вас дисбаланс soglung. Вы разбалансировали энергию, поддерживающую жизнь, в своей сердечной чакре.

Каковы последствия такого дисбаланса? Конечно, мы и до практики функционировали не очень. Вот почему наши умы дисфункциональны и наша прана расбалансирована, и вот почему важно практиковать шаматху. Когда же наши умы в еще большем беспорядке, в дисблансе выше среднего, тогда мы испытываем такие симптомы, как ощущения тяжести, темноты, печали и страха, и всё они расположены в районе сердца. Вы почувствуете общую сжатость, подобную ощущениям на лице, когда на нем маска. Вы можете чувствовать себя эмоционально хрупким, как будто вы готовы расплакаться в любой момент. У вас можете общее чувство тревоги, беспокойства. У вас может быть бессоница или несварение, потому что вы настолько "тяжелы". Это почти подобно тому, как если бы вы ходили с огромным мертвым грузом. Мы, западные люди, обобщили бы данные симптомы как "нервный срыв" или "клиническая депрессия". Тибетцы называют это дисбалансом энергии, поддерживающей жизнь, в сердце. Этого следует избегать.

Часто встречаемый способ создания себе дисбаланса soglung, это очень сильно тужиться в практике шаматхи. Вы говорите себе: "Пробуждение или смерть!", - и пытаетесь делать практику "стиснув зубы". Это хороший способ, чтобы привести себя в полный беспорядок, поэтому замечайте ранние симптомы. Если они повторяются, то есть, это не периодически муки, которые нормальны, когда у вас незадался день, и если вы думаете, что похоже это связано с вашей медитацией, прекратите медитацию и обсудите ситуацию с учителем. Или сходите на серфинг, или на веселое кино. Расслабьтесь, насладитесь жизнь, друзьями, музыкой, хорошей едой, отправьтесь в места с открытым пространством. Не продолжайте медитацию в силовом исполнении. Вы навредите себе, и этот вред может затянуться. Поэтому, если вы делаете практику визуализации тигле в сердце, делайте её балансированным, расслабленным, счастливым умом. Если вы хотите делать эту практику, но вы неуверены, делайте её короткими отрезками времени. Это важный совет.

... Обладающих стабильным умом, сбалансированной конституцией, тонкими умами, фокусирование на тигле может привести вплоть до реализации шаматхи. Это будет очень глубокая шаматха, потому что они соберут всю энергию в сердечную чакру, в очень маленькую точку с пятью цветами. Таким людям этот метод послужит очень хорошо, но для большинства современных практикующих этот метод не подходит.

Обладающим грубыми умами "следует расслабиться и позволить мыслям быть так, как они есть, непрерывно наблюдая их с неусыпным памятованием и внимательным самонаблюдением". Заметьте акцент на "следует расслабиться". Автор упоминает это первым делом. Поскольку многие из нас сильно накручены, первый шагом является расслабление. Наши ум чрезмерно напряжены, захламлены и нестабильны, поэтому просто расслабьтесь. Позвольте своему осознанию быть просторным и тихим. Если вы желаете реализовать шаматху, но ваш ум привычно нестабилен и захламлен мыслями, ваша практика будет чрезвычайно вас разочаровывать. Вы хотите чего-то, что не получаете - вот природа разочарования. Разочарование свяжет вас узлами. Она сделает вас сжатым, напряженным, несчастливым и эмоционально дисбалансированным, это плохая основа для шаматхи.

Означает ли это, что у нас, нормальных, ментально энергичных западных людей нет и шанса на пробуждение? Следует ли нам отойти от практики Дхармы и просто веселиться и молиться, что мы переродимся в чистой земле? Нет! Есть метод, который послужит нам дверью. И если мы сможем пройти через эту дверь, мы сможем перейти к дзогчену. Вот она: Расслабьтесь. "Расслабьтесь и позвольте мыслям быть так, как они есть", - это не означает, что вы предпочитаете отсутствие мыслей. Запомните это. Вам не нужно подавлять мысли (попытка сделать это, конечно же, вас разочарует). Позвольте мыслям быть так, как они есть. Это означает, что вы не вмешиваетесь в мысли. Вы не пытаетесь силой заставить их заткнуться. Вы даже не пытаетесь создать пространство вокруг них или изреживать их. Вы вообще не пытаетесь сделать что-либо с мыслями. "Расслабьтесь и позвольте мыслям быть так, как они есть".

В чем отличие этого подхода от "выпадания", когда вы просто сидите с непрерывно блуждающими мыслями? В тексте есть ответ: "непрерывно наблюдая их". Вы позволяете возникнуть любой мысли, гадким мыслям, веселым мыслям, длинным мыслями, коротким мыслям, грубым мыслям, тонким мыслям, образам, эмоциям, всему. Будьте полностью свободны, позволяя мыслям возникать в свободной ассоциации. Если возникает самая гадкая мысль, которую вы когда-либо думали, она настолько же хороша, как мысль принятия прибежища в Трех Драгоценностях. "Позвольте мыслям быть так, как они есть". Но вместо выпадания, просто позволяя мылям бесконечно прокручиваться, вы непрерывно их наблюдаете. Дуджом Лингпа превосходно знает, что вы не сможете выполнить это безошибочно, поэтому просто делайте лучшее, что можете, "непрерывно наблюдая их с неусыпным памятованием и внимательным самонаблюдением", это означает, что посредством самонаблюдения вы наблюдаете за качеством вашего памятования.

... Данная практика взятия ума как путь является методом для обретения осознанности относительно потока мыслей в состоянии бодрствования. Мы распознаем их тем, чем они являются, это подобно возникновению осознанности во сне, и в результате этого мы разбиваем цепи навязчивостей, маний и заблуждения. Вот прямой путь к свободе, который ведет ко все большей и большей свободе как в состоянии бодрствования, так и в состоянии сна, и данная свобода может привести к бесконечно большей свободе в целом от сансары.
Примечания
  1. Объяснение термина "придание реальности".

    Алан Уоллес: Соответственно, абсолютная реальность омрачена, скрыта концепцией Я. Но абсолютную реальность скрывает не сама концепция. Напротив, придание реальности, цепляние за концепцию создает омрачение. Тибетский термин для придания реальности (dendzin) означает цепляние за самосущное существование, цепляние за истинное существование. Вы выдираете из контекста, вы цепляетесь за что-то, как за независимо существующее, как существующее вследствие собственной природы. Примером этого является вера в то, что действительно существует самосущный человек, вы или я или кто-то другой, которого можно похвалить или оскорбить. Более того, вера во что-либо, существующее само по себе, является продуктом придания реальности. Данное придание реальности является корнем сансары.


(с) перевод с английского отсюда, позже отредактированный по книге "Alan Wallace - Stilling the Mind: Shamatha Teachings from Dudjom Lingpa's Vajra Essence", откуда также был взят комментарий

глубины жизни, психотехники, качество в примерах

Previous post Next post
Up