Дуджом Лингпа, Алан Уоллес - Нелуг Ранджунг - Вопросы Махашуньянанты - Часть 1

Jul 22, 2014 13:16

Вопросы Махашуньянанты
Из Тантры Ваджрная Суть
(на тибетском известная под названием Нелуг Ранджунг)
Терма, открытого Дуджом Лингпа

Потом бодхисаттва Махашуньянанта почтительно поклонился перед Бхагаваном и, со сложенными вместе руками, попросил: "О Учитель, Бхагаван, чтобы все чувствующие существа могли освободиться от океана страданий обыденного существования и достичь состояния освобождения, пожалуйста, даруй нам глубокие, практические наставления для достижения состояния полностью совершенного Будды Самантабхадры за одну жизнь и в этом теле."

Учитель ответил: "О Махашуньянанта и все собравшиеся здесь, слушайте! Великий, высочайший путь, приводящий всех чувствующих существ к этапам (бхуми) и путям освобождения, называется быстрым путем ясного света Великого Совершенства. Это самая высочайшая из всех Дхарм, синтез всех путей, конечная цель всех колесниц и обширная сокровищница всех тайных мантр. С этим путем встретятся только те, кто различными способами накопили обширные собрания заслуг в течение неисчислимых эонов. Такие существа неоднократно выполняли обширные устремления к достижению состояния пробуждения и ранее искали путь посредством других колесниц, тем самым заложив отпечатки, ведущие к этому пути. Никто другой не встретится с этим путем. Почему? Даже если люди, не имеющие такого блага, находятся там, где данная колесница объясняется и слушается, вследствие того, что они находятся под влиянием неблагих действий, и вследствие силы могущественных, хитрых мар ментальных омрачений, их умы будут в дикой местности, 2500 миль вдали оттуда. Эти несчастные слуги мары, с их извращенными устремлениями, действуют вопреки этой глубокой Дхарме и реагируют на нее бранью, ложными предположениями, отвержением, завистью и тому подобным.

С другой стороны, вошедшие во врата этой Дхармы и осуществляющие её смысл, никогда не встретятся чаще, чем звезды днем. Некоторые, войдя на этот путь, после небольшого изучения и обретения малого понимания, оставят его и собьются с пути. Не занимаясь духовной практикой, они встретят смерть как обычные существа и не достигнут освобождения.

В общем, чтобы вступить и практиковать согласно этой колеснице, вы должны обладать всеми следующими качествами:
  • вера в Дхарму и своего гуру;
  • непоколебимое доверие к пути;
  • твердое памятование о смерти и распознание того, что составные явлений непостоянны, вследствие чего к обыденным делам вас влечет мало;
  • удовлетворенность в отношении еды, богатства и наслаждений;
  • ненасытность в отношении Дхармы, вследствие усердия и решимости;
  • безропотное объединение своей жизни и духовной практики.

Когда, такие люди, обладающие стабильностью ума и не хвастающие количеством месяцев и лет практики проведенной в ритрите, видят эти врата и приступают к практике, они несомненно достигнут высшего состояния Будды Ваджрадхары в этой самой жизни. Про другие колесницы говорится, что после собрания накоплений и очищения омрачений в течение трех бесчисленных эонов, вы, в конечном итоге, становитесь пробужденным. Тем не менее, по причине кармы, ментальных омрачений и привычных наклонностей накопленных в течение эонов, пока существо проходит сквозь множество жизней, влияния различных мыслей и действий затрудняют встречу с путем накопления и очищения. Тщательно подумайте над этой ситуацией, и вы придете к точной уверенности.
Алан Уоллес: Могу ли я быть полностью уверенным, что в каждой последующей жизни я встречу квалифицированных учителей, благоприятную среду, что у меня всегда будет устремление заниматься практикой и я всегда буду себя посвящать практике? Вряд ли. Поэтому, раз нам сложно встретиться c и продвигаться по пути накопления и очищения, Учитель рекомендует нам: "Тщательно подумайте над этой ситуацией, и вы придете к точной уверенности".

Как бы то ни было, в настоящее время, вследствие превосходных кармических связей из прошлого, вы обрели драгоценную человеческую жизнь с его свободами и дарованиями, и вы встретили высочайшую из Дхарм, тайную мантру, Ваджраяну. Сейчас не время надеяться накопить заслуги в течение длительного времени, пока вы, в конечном итоге, не достигните пробуждения. Напротив, вы должны познать основу собственного существа посредством восприятия природы сугатагарбхи, изначальной основы, являющейся путем к освобождению в этой жизни. Помимо этого, учения, связанные с возможностью достижения состояния освобождения в результате накопления множество кармы из одной жизни в другую, эффективны для принесения временного счастья в умы чувствующих существ, но достижение состояния будды посредством них чрезвычайно трудно. Подумайте над тем, что, возможно, такие учения имеют всего лишь условный смысл."
Алан Уоллес: Ранее мы говорили о маловероятности того, что вы будете способны пройти через все свои будущие жизни таким образом, что в каждой из них у вас будут все необходимые условия для продолжения пути. Это чрезвычайно сложно, учитывая мешанину кармы, омрачений и привычных наклонностей, накопленных в прошлом. Если вплоть до этого момента наша жизнь была столь многообразна, то сложно представить, что в будущем будет однообразие.

И в этом месте Учитель приводит очень провокационный вывод, предлагая нам рассматривать учения сутраяны, длинного пути, как, "возможно, имеют всего лишь условный смысл". Другими словами, может быть никогда не предполагалось, чтобы эти учения воспринимали буквально. Учитель прямо не сказал, что не следует их воспринимать буквально, но он сказал "подумайте над этим".

Бодхисаттва Махашуньянанта прокомментировал: "О Учитель, Бхагаван, освобождения можно достичь посредством приложения усилий в этой жизни к благим, расширяющим ум, мыслям и к благим действиям тела и речи, и затем, в некотором будущем, посредством практики воззрения и медитации ясного света Великого Совершенства, ваджрной сути тайной мантры. Но говорится, что сложно достичь освобождения посредством практики только лишь в этой жизни. Более того, говорится, что существа, обладающие узким умом, такие как шраваки и пратьекабудды, не могут постигнуть глубокую и обширную Дхарму Ваджраяны. Так ли это или нет? Если это так, раз могут быть различия в качестве и вместимостях умов чувствующих существ, тогда узкие умом, чтобы стать существами класса Махаяны, вынуждены были бы расширить свой ум, и некоторые существа не смогли бы расширить свои умы в достаточной мере. И если бы это было так, тогда такому существу придется обрести некоторую тайную мантру где-то не в собственном потоке ума. И в таком случае, я не знаю что бы это значило. Учитель, пожалуйста, объясни!"

Он ответил: "О Махашуньянанта, если в этой жизни ты пришел с этим вопросом к вратам Тайной Мантры, и если ты обладаешь стойкой верой в нее и имеешь сильный, непоколебимый энтузиазм, тогда время для практики пришло. Когда, обладающие благой удачей, люди встречаются с вратами глубокой Тайной Мантры, помимо просто стойкой веры, у них не будет ничего другого, никакого ясновидения, знаков или благоприятных обстоятельств, чтобы они посчитали, что время для практики тайной мантры пришло. Как только вы обрели человеческую жизнь, встретили гуру и Дхарму тайной мантры, если это не время для практики Великого Совершенства, то в следующей жизни точно не будет какого-либо более подходящего времени, чем это.
Алан Уоллес: Махашуньянанта задал весьма здравый вопрос. Встретив такие потрясающие учения, чья глубина немыслима, вы можете задуматься: "А подхожу ли я для этого?" Если вы не охвачены гордостью, считая, что вы намного превосходите других людей, откуда у вас найдется уверенность и дерзость сказать: "Я являюсь подходящим сосудом для этих учений"? Учитель ответил следующим образом. Первое, вы встретили эти учения, ваша карма привела вас к ним. Кармы достаточно, чтобы привести вас к вратам. Второе, веры достаточно, чтобы провести вас через врата. Учитель говорит, что, если у вас есть эти два, более не беспокойтесь. Не ждите каких-то особых благоприятных знаков или что лама скажет, что вы избранный ученик. Если у вас есть вера, энтузиазм, любовь к практике - это всё, что вам необходимо. Чего-то более лучшего не будет.

И не то чтобы шраваки, пратьекабудды, обычные существа и прочие слишком узки умом. Напротив, вследствие их прошлой кармы, они не встречаются с вратами тайной мантры. Или если даже они встречаются, у них нет веры, и по причине духовной лени и отвлечения они не практикуют.

Знай, что это никак не связано с вместимостью умов людей. Не думай, что есть различия во вместимостях умов всех чувствующих существ. Омраченных эгоизмом, я учил, что посредством открытия своих сердец, без заботы о личной выгоде, ко всем чувствующим существам они воспримут недвойственность себя и других."

Махашуньянанта продолжил: "О Учитель, Бхагаван, раз это так, могут ли они расширить свои умы посредством медитации на глубокой тайне Великого Совершенства? Или, даже если они медитируют на Великом Совершенстве, должны ли они развивать бодхичитту какими-то другими средствами? Учитель, пожалуйста, объясни!"

Он ответил: "О сын благородной семьи, это Великое Совершенство является колесницей непревзойденного плода. То, что проявляет великую реальность, пронизывающую всю сансару и нирвану, называется абсолютной бодхичиттой. Только это тебе следует постигнуть. Так называемая измышленная "бодхичитта", это состояние в котором практикующий воспринимает себя в качестве медитирующего, а других чувствующих существ в качестве объектов медитации. Такое отношение так же ограничено, как и чашка. В просторе Великого Совершенства, изначальной природе великой равностности сансары и нирваны, способ существования основы познается точно так как есть посредством великой, всеведающей изначальной мудрости. Разговоры о бодхичитте большей, чем восприятие великой, всевидящей изначальной мудрости, подобны тому, как будто у вас уже есть вода, а вы все равно говорите, что должны найти воду в другом месте.

Изначально чистая основа, великая реальность, пронизывающая всю сансару и нирвану, это бодхичитта. Не зная этого, просто добро сочувствия и любви, которые родители испытывают к своим детям, это объективированное, концептуальное состояние ума. Опираясь только на это, можно устремиться к благому перерождению, но надеяться, что это приведет к состоянию будды, так же бессмысленно, как надеяться, что сын бесплодной женщины станет домохозяином."

Бодхисаттва Махашуньянанта попросил: "О Учитель, Бхагаван, пожалуйста, раскрой глубокий, освобождающий учеников, путь!"

Он ответил: "О сын благородной семьи, множество врат в город великого освобождения проявляется как множество путей искусных средств и мудрости. Но, в конечном итоге, взятие ума как путь, это поиск подлинного пути, и, как только основа будет распознана, практикующий может взять абсолютную реальность как путь. Среди этих двух, вот способ, каким образом ум берется как путь.
Алан Уоллес: Учитель начинает с описания контекста: путь не один, есть множество путей. Однако, по какому бы пути вы не следовали, если этот путь идет в обход вашего ума, вы не сможете добраться до города освобождения. Вы должны пройти через свой ум. Начальная точка находится прямо здесь и прямо сейчас. Если бы я вас попросил минуту посмотреть на свой ум, а потом рассказать об этом, вы смогли бы мне что-то ответить, не так ли? Применяя собственные способности к самонаблюдению, какие бы они у вас не были, вы наблюдаете и то, что вы видите, является поверхностным уровнем вашего ума. Вы можете сказать, что это врата вашего ума.

Ваш ум включает в себя всё, начиная с того, что вы можете сразу же заметить, и вплоть до самой основы вашего обычного ума. Как и обнаружили такие психологи как Фрейд и Юнг, большая часть деятельности ума подсознательна. Когда в учении говорится про "взять ум как путь", это означает, что вы осознаете то, что было неосознаваемо. Вы должны направить ваш луч лазера прямо вниз через слои вашего ума до тех пор, пока вы не дойдете до основы вашего ума. Вы не можете просто сказать: "Ну, я знаю, что мой ум в большом беспорядке, и что я невротик и немного подонок, но все же я просто обойду всё это и стану буддой". Так это не работает. Вы не можете обойти свою "подонковость". Вам нужно пройти через, а не вокруг этого. Вы не можете просто придумать множество классных визуализаций, чтобы прикидываться кем-то, кем вы не являетесь, а потом думать, что вам удастся в процессе этого обойти свой ум.

Визуализации, это хорошо, и стадия зарождения важна. Однако, вы все равно должны встретиться с умом лицом к лицу, вы вынуждены пройти через него. Вот, что является взятием ума как путь. Вам нужно дойти до самой основы обычного ума, и для этого нужна шаматха. Для этого вам не нужна ни випашьяна, ни дзогчен, ни бодхичитта. Но вам нужно дойти прямо до основы вашего обычного ума и позволить уму там пребывать, без приложения усилий. Когда ум спокоен, то есть когда не возникают беспокоящие мысли или эмоции, он расслаблен, неподвижен, светоносен и свободен от усилий. Это и есть шаматха.

"Как только основа будет распознана", здесь имеется ввиду относительная основа, основа обычного ума, которая становится платформой для познания пустотной природы вашего ума, то есть познания отсутствие его самосущного существования, и также пустотности всех других субъективных и объективных явлений, после чего вы "берете абсолютную реальность как путь". "Абсолютная реальность", это мой перевод санскритского термина dharmata. Итак, как только вы дошли до основы обычного ума, вы готовы прорваться через ощущение реальности вашего ума посредством випашьяны, разбивая огрубленную структуру сознания и доходя до основы, до глубочайшего уровня сознания основы, изначального сознания, вашей природы будды. До тех пор, пока вы не познали вашу абсолютную реальность, вашим путем является ваш относительный ум.

Будда сказал: "Мудрый выпрямляет колеблющийся, нестабильный ум, за которым тяжело уследить и который тяжело обуздать, подобно изготовителю стрел, выпрямляющего древко стрелы". Подобным образом, он сравнивает ум с лютней, которую нужно настроить совершенным образом - не слишком сильно и не слишком слабо. Вы настраиваете свой инструмент до тех пор, пока тон не будет идеальным, а потом вы играете; вы практикуете випашьяну, чтобы постичь, что все явления пусты от самосущного существования, а потом вы практикуете Дзогчен, чтобы постичь ригпа. Итак, главный вопрос был: "Каков путь, который приведет нас к освобождению за одну жизнь, чтобы мы стали буддой за одну жизнь и в этом теле?" И здесь нам был дан ответ: "В конечном итоге, взятие ума как путь, это поиск подлинного пути, и, как только основа будет распознана," подразумевая, что вы дошли до алайявиджняны посредством шаматхи, после чего вы можете взять абсолютную реальность как путь. "Среди этих двух" - взятия ума как путь, то есть шаматхи, и взятия абсолютной реальности как путь, то есть випашьяны, первое - "вот способ, каким образом ум берется как путь".

В самом начале, ученики, держащие самайи, тренируют свои умы в обычных, внешних предварительных, а именно в четырех мыслях, поворачивающих ум, и в необычных, семи внутренних предварительных. После завершения данных практик, вот способ для прохождения этапов основной практики поиска пути.

Прежде всего отправься в полностью изолированный лес, соверши молитвы к своему гуру, объедини свой ум и ум своего гуру, потом ненадолго расслабься. О Махашуньянанта, среди твоего тела, речи и ума, кто является главным? Кто является действующим фактором? Скажи мне, кто является неизменным, автономным правителем? И тогда, к великому благу учеников, действия обучения, слушания и природа наставлений станут совершенно ясны."
Алан Уоллес: Мы желаем взять ум как путь, но что это значит? Что есть ум? Что является основой для обозначения словом "ум"? Самантабхадра просить описать контекст относительно тела, речи и ума. Среди трех - тела, речи и ума - кто является самым главным? Кто ответственен? Кто деятель? Кто этот "неизменный, автономный правитель"?

В царстве ваших тела, речи и ума, в царстве вашей жизни, разве у вас нет ощущения, что кто-то руководит? Когда вы в нормальном самочувствии, не больны и не в бреду, кто-то ответственен, кто-то принимает решения, не так ли? Этим утром вы проснулись и кажется что этот "неизменный, автономный правитель" является тем же самым человеком, который проснулся вчера. Не кажется ли вам, что есть что-то постоянное посреди всего этого хаотического потока, прилива и отлива эмоций, разрастания мыслей и настроений, которые возникают и исчезают, желаний, которые приходят и уходят, дыхания и ощущения? Нет ли у вас чувства, что есть что-то постоянное в центре, что-то осознающее все это, руководящее этим, что-то стоящее чуть особняком, что является не просто производным ума, не просто голосом ваших мыслей, но может быть чем-то, что руководит голосом и, подобным образом, движениями тела? Кто этот стабильный, постоянный, автономный, немного стоящий особняком "правитель"?

Если бы бодхисаттва, уже обладающий очень глубоким постижением, желал бы, он мог ответить: "Извини Самантабхадра, но я посмотрел вовнутрь и не нашел ничего такого. У меня абсолютно отсутствует чувство наличия неизменного, автономного правителя". Но Учитель предполагает, что мы, обычные люди, имеем чувство, что есть кто-то руководящий. Посредством исследования, рассмотрения этих вопросов о теле, речи и уме, и готовя ответ, "к великому благу учеников, действия обучения, слушания и природа наставлений станут совершенно ясны". Перед тем, как мы отправимся в ум с помощью шаматхи, успокаивая его в естественном состоянии и таким образом беря ум как путь, Самантабхадра просит нас сделать паузу и разобраться, можем ли мы четко определить подлинную природу того, что мы берем в качестве пути.

Тогда Бодхисаттва Махашуньянанта ответил: "О Учитель, Бхагаван, тело создано умом. Когда, после смерти, материя и сознание разъединяются, ум следует за собственной кармой и снова омраченно цепляется за видимость тела. Более того, собственное тело в состоянии бодрствования, собственное тело в состояния сна и собственные тела жизней, следующих за этой, все они созданы умом цепления за самосущность. Они являются временными трансформациями, которые никогда не существовали, кроме как всего лишь проявления ума. Следовательно, раз ум, это всесвершающим правитель, он является самым важным.
Алан Уоллес: Среди тела, речи и ума, ум является всетворящим. Здесь не только подразумевается, что ум имеет превосходство над телом, включая мозг, но что он играет фундаментальную роль в возникновении мира в том виде, в котором мы его знаем. Когда бы мы что-либо не наблюдали, либо посредством наших пяти органов чувств, либо пользуясь инструментами для измерения или наблюдения, всё, что мы на деле наблюдаем, является проявлениями. На основе этих проявлений ум создает идеи объективных сущностей, таких как пространство, время, материя и энергия. У нас нет доступа к любой из этих сущностей таким образом, как они существуют сами по себе, вне зависимости от каких-либо измерений, и у нас нет какого-либо знания ума вне зависимости от осознаваемых ментальных проявлений. Раздвоения на субъект и объект, ум и материю, созданы концептуальным умом, и ни одна из этих категорий не существует вне концептуальных обозначений умом.

Тело без ума, это не более, чем труп, поэтому у него нет силы. Когда тело и ум разъединяются, переживания радости и печали, достижение состояния будды или блуждание в трех мирах сансары, все это вследствие омраченности ментального сознания относительно объектов. Поэтому ум определенно является действующим фактором.

Аналогично с речью, какие бы видимости вокализации не возникали, они не более, чем проявления ума. Речь не имеет никакого существования, кроме как проявление вокализации, созданное концептуализацией ума, поэтому ум является самым важным. Когда тело, речь и ум разъединяются один за другим, ум продолжается, тело становится трупом, а речь вообще исчезает, поэтому ум определенно является самым важным.

Вот способ, которым тело, речь и ум утверждаются как неразличные. В практике стадии зарождения, собственные тело, речь и ум считаются проявлениями ваджрных тела, речи и ума выбранного божества. Посредством этого обычные тело, речь и ум очищаются и достигается пробуждение. Если бы они были раздельными, неизменная ваджра тела и беспрепятственная ваджра речи остались бы позади, когда ум притянут в другое место. В таком случае, при разделении трех ваджр на части, разве божество не исчезнет? Поэтому, вместо того, чтобы быть различными, познается один вкус множества. Таким образом, эти трое есть ни что иное как ум, они познаются как только ум, и это является лучшим и высшим пониманием."

И снова Учитель спросил: "Есть ли у тебя, всесвершающего правителя, форма или нет? Если есть, то на форму какого вида существ ты похож? Есть ли у этого правителя глаза, уши, нос, язык, ментальное сознание или нет? Если есть, тогда где они существуют сейчас? Чем они являются? Более того, обладаешь ли ты круглой, прямоугольной, полукруглой, треугольной, многосторонней или какой-либо другой формой? Ты белого, желтого, красного, зеленого или смешанного цвета или нет? Если это так, тогда дай мне непосредственно увидеть это моими глазами или коснуться этого моей рукой!

Если ты пришел к выводу, что ничто из этого не существует, может быть ты попал в крайность нигилизма. Поэтому, покажи мне подлинную природу сансары и нирваны, радости и печали, проявлений и ума и всех их основных причин."

Махашуньянанта ответил: "О Учитель, Бхагаван, у Я нет формы, поэтому оно пусто от формы. Аналогично, у него нет звука, запаха, вкуса, ощущения или ментальных свойств, поэтому оно пусто от каждого из них. Оно пусто от формы и цвета. Глаза, уши, нос, язык и ментальное сознание, все они определенно не обладают существованием вне ума. Не сводя их нигилистическим образом до несуществования, неопределенные проявления сансары и нирваны возникают подобно иллюзиям фокусника. Таким образом я пришел к выводу, что действующий фактор обладает только качеством непрерывности."
Алан Уоллес: Махашуньянанта пришел к выводу, что действующий фактор "обладает только качеством непрерывности". Это только лишь его ответ на сейчас. И теперь, является ли этот вывод тупиком, отвлекающим маневром или оно действительно так и есть? Таким образом мы встретились с одной из центральных тем, одним из главных эвристических приемов буддийской традиции в целом, который сводится к следующему: нет внешнего, абсолютного авторитета для сутр и тантр, который бы определял какие утверждения являются буквальными, а какие условными, интерпретируемыми. Нам не говорят: "Просто запомните вот это, и в результате вы будете знать все учения, которые следует понимать буквально, то есть так оно на деле и есть. А эти другие учения были всего лишь искусными средствами для руководства определенными учениками на определенном этапе их духовной эволюции". Такой шпаргалки нет, и её не должно быть. Если бы мы полагались на что-то подобное, мы бы не достигли пробуждения. Мы бы всего лишь стали послушными зубрилами.

... Некоторые учения условны, некоторые буквальны, и это наша задача каждый день и каждый шаг нашего духовного созревания пересматривать какие учения являются чем. Итак, является ли утверждение "действующий фактор обладает только качеством непрерывности" условным или буквальным? Очень важно, чтобы каждый из нас сел на медитационную подушки и помедитировал над этими словами. Когда вы смотрите на действующий фактор, на наблюдателя, обнаруживаете ли вы качество непрерывности? Согласны ли вы с Махашуньянантой или нет?"

Бхагаван спросил: "О Ваджра Ума, скажи мне, когда ты впервые проявился, из какого источника ты произошел? Произошел ли ты из земли и воды, из огня, из воздуха и пространства или произошел ли ты из четырех основных направлений, из восьми направлений, из верха или из низа? Исследуй место возникновения и то, что возникло, проанализируй их оба! Подобным образом, исследуй место, где ты пребываешь сейчас, и чем ты являешься, проанализируй их оба!
Алан Уоллес: Под "Ваджра Ума" здесь понимается "непрерывный ум". Ваджра является неизменной, постоянной, непроницаемой, несокрушимой. В определенном смысле, Учитель таким образом характеризуют или дает прозвище Махашуньянанте.

"Подобным образом, исследуй место, где ты пребываешь сейчас, и чем ты являешься" и проанализируй их оба! Это может быть некомфортным. Здесь есть острые углы. По мере вашего анализа вы можете встретиться с омрачающими эмоциями, с турбулентностью и какофонием ума. Вы можете начать искать облегчение в шаматхе, в покое, являющимся ментально бездеятельным состоянием, но практика шаматха только умиротворяет, она не приводит к освобождению.

Если бы так называемый ум находился в голове, то, например, когда нога пронзалась бы шипом, не было бы причин для опыта острой боли. Если бы ум находился бы в ногах, то, почему возникнет дискомфорт, если ампутировать голову и другие конечности? Предположи, что ум находится во всем теле. В этом случае, если в уме возникло невыносимое страдание, когда вовне кусок одежды, кружка, дом и другое имущество было отобрано другими или уничтожено и тому подобное, ум вынужден был бы находится в них. Если бы ум находился внутри, не было бы никого, кто отождествлялся бы с вещами снаружи. Если бы ум находился снаружи, не было бы никого внутри, чтобы цепляться за тело. Если верно, что ум сейчас находится в теле, тогда где он будет находится, когда он отделится от тела? На что он будет опираться?
Алан Уоллес: Вплоть до этого момента Бодхисаттва Махашуньянанта ответил на вопрос Самантабхадры о подлинной природе сансары и нирваны, радости и печали, проявлений и ума и прочего, следующим образом: "Я пришел к выводу, что действующий фактор обладает только качеством непрерывности". Далее Учитель потребовал от него исследовать глубже, поскольку его начальный ответ был всего лишь еще одним концептуальным наслоением. Мы пытаемся выйти за пределы этого, за пределы всех наших привычных взглядов, выученных идей и прочего, чтобы мы смогли прийти прямо к непосредственного восприятию и дать ответ, исходя из этого.

Прямо укажи на тело, лицо и местоположение того, кто присутствует. Исследуй местоположение и окружение, а также размеры и прочее того, кто присутствует. Наблюдай! В конечном итоге, ты должен исследовать акт передвижения и того, кто движется, поэтому наблюдай пункт назначения, само перемещение и точку отбытия ума, всесвершающего правителя, и смотри как он движется. Если ты увидишь акт передвижения и того, кто движется, покажи мне размер того, кто движется, его форму и цвет."
Алан Уоллес: Он не имеет ввиду "подумайте об этом", он хочет, чтобы вы наблюдали, исследовали на своем опыте. ...

Это не подобно памятованию тела в контексте практики четырех основ памятования. Там вы наблюдаете свое тело - касание ногой земли, движения тела, ощущения и так далее. Предлагаемый здесь метод гораздо тоньше, здесь наблюдается ум. Мы действительно заинтересованы природой этого действующего фактора, и это является основополагающей темой Дзогчен. Давайте просто заниматься умом. Давайте поймем ум, постигнем ум, проникнем в глубины ума. Все остальное откроется как следствие этого. Будда сказал: "Ум предшествует всем явлениям. Когда постигнут ум, постигнуты все явления".

Махашуньянанта ответил: "О Учитель, Бхагаван, у меня нет глаз и, вследствие их отсутствия, нет чего-либо, что проявлялось бы как форма. Подобным образом, у меня нет ушей и, вследствие их отсутствия, нет чего-либо, что проявлялось бы как звук. У меня нет носа и, вследствие его отсутствия, нет чего-либо, что проявлялось бы как запах. У меня нет языка и, вследствие его отсутствия, нет чего-либо, что проявлялось бы как вкус. У меня нет тела и, вследствие его отсутствия, нет чего-либо, что проявлялось бы как ощущение.
Алан Уоллес: Бодхисаттва учится очень быстро и отвечает уже, глядя не на зеркало, но прямо в природу сознания. Он увел свое сознание от органов чувств, потому что, если у вас широко открыты глаза, форма, конечно же, есть. Однако, Будда сказал игнорировать внешние явления, тело и прочее, и исследовать природу ума. Давайте представим, что Махашуньянанта владеет самадхи, сфокусированной концентрацией, и может полностью увести сознание от физических органов чувств, от видимых форм, слышимых звуков и так далее - полностью увести сознание в измерение ума, возможно, даже прямо в измерении алайивиджняны. И с этой точки зрения он говорит: "У меня нет глаз и, вследствие их отсутствия, нет чего-либо, что проявлялось бы как форма". В данном виде сознания нет форм, а также остальных проявлений органов чувств. Этот опыт схож с глубоким, но светоносным, сном.

Следовательно, поскольку у меня отсутствуют пять органов чувств и их объекты, нет Я, которое бы возникало. Если не установлена реальность того, кто возникает, с этого момента и впредь, реальность так называемого ума также не установлена и, соответственно, ум не существует. До этого момента, должно было быть что-то, обладающее признаками, называемое "эта сущность". Поскольку Я, это безначальная пустота, источник моего происхождения пуст. Касательно поиска места происхождения, земля является чем-то, что я создал. Аналогично, все явления, включая воду, огонь, воздух и пространство, все они ничто иное, как всего лишь проявления цепляния за самосущность. Из этого вытекает, что то Я, что возникает, нигде не обнаруживается.
Алан Уоллес: Одна из подходящих интерпретаций, это Махашуньянанта полностью увел внимание в алайявиджняну. Пять органов чувств там полностью бездействуют, то же касается остальных ментальных способностей. Чувство Я также временно не проявляется. "Если не установлена реальность того, кто возникает," - реальность Я или действующего фактора - "с этого момента и впредь, реальность так называемого ума также не установлена и, соответственно, ум не существует". Когда вы пребываете в алайявиджняне, вы временно теряете свой ум. Вашей психики там нет. И ваше Я там себя не проявляет, оно временно впало в спячку, потому что там нет проявлений. Даже сам ум был всего лишь видимостью и поэтому он не существует. Под "несуществованием" понимается "не обладает истинным существованием", то есть ум не обладает истинным, самосущным существованием. Он, это всего лишь проявление, видимость.

... Имейте ввиду, что слово "самосущность" может обозначать не только самосущность человека, но также и самосущность любого явления. Что-то возникает, а потом мы приписываем возникающему явлению следующее: земля, вода, огонь, ветер, пространство и так далее, и посредством данного приписывания это явление начинает существовать. "Из этого вытекает, что то Я, что возникает, нигде не обнаруживается". Чувство Я возникает, но из чего? Насколько его постижение глубоко? Он не говорит об этом, он просто рассказывает нам свой опыт.

Рассмотрите два возможных варианта. Первый, посредством практики шаматхи, он дошел до алайивиджняны. Там нет "Я", там нет физических ощущений. Ментальные переживания чувства собственной личности и прочее, все они просто возникают как проявления алайявиджняны. Она пуста: "Я, это безначальная пустота". Он не нашел какого-либо источника или основы, из которой возникает алайявиджняна. Более того, все последующие проявления в состоянии бодрствования, когда он взаимодействует с физической реальностью, являются всего лишь проявлениями алайи, пустого, светоносного пространства ума. И ментальные проявления, и проявления органов чувств возникают из этого пространства, и все субъективные ментальные процессы грубого ума возникают из алайявиджняны. Какова природа возникающих проявлений? По мере возникновения проявлений, мы схватываем их, мы укладываем их в собственную таблицу концепций, наполненную определениями и языком, и мы говорим "О, это земля, это вода, огонь, воздух, пространство" и так далее. Термин, используемый для определения данного процесса, это цепляние за самосущность, не важно направлено ли оно на себя, на других людей или на другие явления. Вы приближаетесь к видимому местоположению, кажущегося реальным, объекта и наконец оказываетесь там, но там ничего нет. И там никогда ничего не было, была только видимость, что там что-то есть.

Вот еще один вариант интерпретации постижения бодхисаттвы. Когда он говорит: "Я, это безначальная пустота", - может быть он действительно имел опыт шуньяты, пустотности, что гораздо глубже, чем алайя. Дошел ли он полностью до конца и постиг ли он абсолютную природу реальности, увидел ли он непосредственно, что все явления взаимозависимы, и в каждом из них отсутствует, каждое из них пусто от самосущности. Можем ли мы это определить?

Я, это нелокальная природа пустоты, поэтому нет места, где бы я был. Касательно так называемого тела: раны, опухоли, зобы, язвы и прочее могут возникнут в теле, проявляющемся в состоянии бодрствования, но их нет в теле сновидения. Хотя может казаться, что тело и конечности во сне поразили раны, опухоли, зоб и язвы, их нет в состоянии бодрствования. В состоянии бодрствования тело может быть ранено или избито в качестве наказания царя, но это не проявляется на теле состояния сна. Если такое происходит во сне, этого нет на теле состояния бодрствования. Подобным образом, местоположение, окружение и их обладатель, не важно кажется ли что они снаружи или цепляются ли за них, как за находящихся внутри, все это ничто иное, как мои собственные проявления.

Поэтому я не присутствую ни во внешних, ни во внутренних явлениях. Внешние и внутренние явления не присутствуют во мне. Они являются проявлениями цепляния за самосущность подобно иллюзиям фокусника, но они не были намеренно созданы, как в случае фокусника и его иллюзий. Возникает Я, поэтому автоматически возникают проявления других, но у них нет местоположения. Даже если исследовать пункт назначения и действующий фактор, и тот, кто движется, и пункт назначения не существуют как объекты, поэтому они не относятся к природе меня и моего. Все явления возникают и в то же время являются ничем иным, как владениями Я. Более того, поскольку тело, речь и ум никогда не существовали раздельно, их проявления одного вкуса. Во всех проявлениях бодрствования, сна и проявлениях после этой жизни тело, речь и ум не отличны от меня. Таким образом ясно, что тот, кто движется, и пункт назначения не являются реальными явлениями."
Алан Уоллес: Когда Махашуньянанты говорит, что все явления являются ничем иным, как владениями Я, говорит ли он про ригпа? Настолько ли глубоко его постижение? Я все еще не вижу доказательств того, что он вышел за пределы алайявиджняны. Он уже говорил, что ум может покинуть тело и речь может прекратиться, поэтому в некотором смысле они различны. Однако, здесь он говорит о том, что весь опыт, связанный с речью, никогда не был отделен от ума. Он является не более чем выражением, проявлением ума. Подобным образом, весь опыт, связанный с телом, является не более чем проявлением ума. У нас никогда не было контакта со своим или с другим телом или с речью, которые бы существовали отдельно от наших умов. Всё, что вы когда либо испытывали, это проявления ума.

... Подобным образом бодхисаттва говорит, что проявления тела, речи и ума в состоянии бодрствования, сна и после смерти "не отличны от меня". То есть они не существуют отдельно от меня и не обладают природой отличной от меня. Что здесь обозначается словом "меня"? Я утверждаю, что он имеет ввиду всего лишь алайявиджняну.

(с) перевод с английского отсюда, позже отредактированный по книге "Alan Wallace - Stilling the Mind: Shamatha Teachings from Dudjom Lingpa's Vajra Essence", откуда также был взят комментарий

глубины жизни, психотехники, качество в примерах

Previous post Next post
Up