Кангьюр Ринпоче - Дзогрим - Часть 5 (Последняя)

May 23, 2014 09:16


Бардо, предвестник на пути 320

Практика бардо является предвестником на пути, потому что она образует связь между практикой и её плодом. Когда светоносность основы, проявленная тремя опытами - света, возрастания света и кульминации света - возникает в бардо в момент смерти, практикующие высших способностей способны распознать её, так как ранее они были хорошо с ней знакомы. Таким образом они способны обрести освобождение в светоносности дхармакайи. Практикующий средних способностей воспользуется поддержкой практики иллюзорного тела и, находясь в мрачном бардо становления, возникнет в иллюзорной форме божества 321. Практикующие малых способностей, подверженные страстным желаниям и цеплянию, будут иметь силу либо выбрать превосходную утробу в естественном бардо жизни и закрыть дверь менее благоприятных, либо сконцентрироваться на отправлении в чистые земли. Таким образом у них есть возможность родиться существом, способным практиковать мантраяну, и они смогут продолжить свой путь.

Практика переноса, которая дарует уверенность, пока находишься на пути

Следуя сущностным наставлениям, может быть необходимость, в конце своей жизни, быстро и силовым образом перенести свое сознание в чистую землю.

Высшему практикующему, который познал воззрение абсолютной реальности в этой жизни и обрел весь объем достижения, нет необходимости в практике переноса. Но для тех, чья практика слаба, перенос будет служить как их защитный конвой 322. Когда те, чья практика слаба, замечают знаки приближающейся смерти и они уверены, что вот-вот умрут, перед тем, как возникнут стадии внутреннего растворения, они должны перенести свое сознание в чистую землю. Они выполняют это посредством визуализации своего сознания в виде шара света и произнесения соответствующих слогов.

Заключение

Практикующие, которые прилагают усилия на пути этих шести йог, обретут достижение просто посредством совершенного владения каналами, ветрами и тигле собственных тел, без опоры на тело супруги. Поэтому данный путь называют путем искусных средств собственного тела (rang lus thabs ldan) или путем, который освобождает через верхнюю дверь 323.

11. Искусный путь тела супруги

Посредством искусного пути собственного тела, практикующие выпрямляют каналы, обретают совершенный контроль над тигле и очищают ветра. Когда эти три элемента полностью взяты под контроль, они очищены и становятся работоспособными. И тогда такие практикующие могут следовать искусному пути тела другого (gzhan lus thabs ldan), другими словами, путем нижней двери наслаждения тремя мирами 324. Таких практикующих мгновенно ознакамливают с вместерожденной изначальной мудростью блаженной пустоты, в результате чего они вступают на путь Арьев 325. Это изумительные искусные средства, посредством которых все каналы, ветра и тигле, основа всех сансарных проявлений, становятся путем, который освобождает в состоянии великой светоносности. Это мгновенный путь искусный средств, иначе известный как путь тела супруги 326. В качестве альтернативы, можно сказать, что это экстраординарный путь искусных средств, где весь спектр стадий зарождения и завершения практикуется подлинным образом.

9. Стадия завершения без визуальных форм

Стадия завершения, использующая визуальные формы (snang bcas rdzogs rim), должна быть очищена в стадию завершения без визуальных форм (snang med rdzogs rim), другими словами, в неизмышленную изначальную мудрость за пределами всех концептуальных измышлений. Все божества, с лицами, руками и тому подобным, стадий зарождения и завершения, в конечном итоге приходят к пребыванию в состоянии за пределами любых ориентиров.

Когда практикующие очистили свое цепляние за нечистую реальность посредством медитации на явлениях (неживой вселенной и её живых обитателях) как на чистых землях, дворцах и божествах, далее эти чистые проявления растворяются в свет. Чистая земля растворяется в дворец, дворец постепенно растворяется в свите, которая, в свою очередь, растворяется в главном божестве. Главное божество растворяется в божестве мудрости, которое затем растворяется в семенном слоге в сердце. Потом семенной слог (например, HUNG) постепенно растворяется, начиная с шабкью вверх до анусвары, которая растворяется снизу вверх в наду 327. Теперь все пусто и подобно прозрачному небу. Затем практикующий пребывает в состоянии естественного простора за пределами концептуальных измышлений, в сфере самосознающей изначальной мудрости 328.

7. Заключение: Польза от стадий зарождения и завершения

Стадия зарождения прекращает привычные наклонности связанные с миром, телами и умами. Другими словами, она устраняет предположение, что явления, связанные с тремя дверьми тела, речи и ума, обладают истинным существованием. Затем практика стадии завершения устраняет все тонкие цепляния за впечатляющее совершенство божеств. Другими словами, она устраняет тонкое цепляние за проявление и активности, воспринимаемые как, подобные иллюзии, божества. На основе тигле возникает блаженство, на основе ветров возникает ясность, на основе каналов возникают составное состояние, свободной от мыслей, мудрости и несоставная вместерожденная изначальная мудрость.

Поэтому практики каналов, ветров и тигле абсолютно глубокой стадии завершения являются высшими средствами для проявления вместерожденной изначальной мудрости. Это излагается только в высших тантрах. Для сравнения, в трех нижних, внешних тантрах, излагается только растворение божеств в конце медитационной сессиии и пребывание в медитации, свободной от мыслей. Для усердных и обладающих острыми способностями, рассмотренные здесь практики служат коротким путем для достижения уровня Ваджрадхары за одну жизнь. Это чрезвычайно глубокий путь, который следует скрывать от тех, кто не готов его получить. Его не следует практиковать тем, у кого нет необходимой кармической удачи.
Примечания
  1. Данное изложение практик бардо и переноса взяты из YG III, 368:5-369:4.
  2. [DKR/OC] После возникновения опытов света, возрастания света и кульминации света, проявится светоносность основы. Если, во время жизни, практикующий много медитировал на светоносности примера, он будет способен распознать светоносность основы. Если распознана подлинная, абсолютная светоносность, это по факту является достижением практики бардо, поэтому нет нужды в дополнительном методе. Однако, для практикующего средних способностей светоносные проявления основы еще раз возникнут из светоносности основы, это есть бардо абсолютной реальности (chos nyid bar do). За ним следует бардо становления (srid pa'i bar do). Когда аспект ясности (snang ba) "затемнен" (mun pa) и не распознан, существо бродит во тьме бардо становления. В это время, пользуясь поддержкой практики иллюзорного тела, практикующий будет способен возникнуть в форме йидама-божества, на которого он медитировал, и сможет привести в чистые земли множество существ со схожей кармой.
  3. [DKR/OC] Проходя через лес, наполненный дикими и опасными животными, странник рад, чтобы его сопровождал конвой. Точно таким же образом, если, в этой жизни, цель не была достигнута, следует опереться на перенос сознания, чтобы обеспечить рождение, благоприятное для практики Дхармы. Без страха или опасений следует принять следующее решение: "Сейчас, следуя наставлениям гуру, я отправлюсь в буддаземлю."
  4. steng sgo rnam grol gyi lam. [DKR/OC] Данное название происходит из того факта, что эта практика делает акцент на слоге HANG, расположенном в верхнем конце центрального канала.
  5. 'og sgo khams gsum rol pa'i lam. [DKR/OC] Словосочетания "нижняя дверь" и "наслаждение тремя мирами" используются для обозначения того факта, что, случае первого выражения, тигле удерживаются в тайном центре, а, в случае второго выражения, в качестве результата предыдущего, загрязнения трех миров очищены и проявлены опыты блаженства, ясности и не-мысли. Также смотрите примечание 279.
  6. "В Трипитаке колесницы причин женщина описана как источник загрязнения. Однако, в мантраяне она рассматривается как источник пустоты и как сама Праджняпарамита, мать всех будд. Если практикующий берет её в качестве искусной опоры, он быстро достигнет высшего достижения. Если супругой является женщина, принадлежащая к одному из пяти семейств и обладает всеми признаками, описанными в тантрах; если эта женщина достигла абсолютной вместерожденной светоносности (lhan skyes ma) [другими словами, если она является дакиней мудрости наподобие Йеше Цогьял]; если она является "мантрарожденной" (sngags skyes ma), то есть той, кто очистила свой ум посредством посвящения и стадии зарождения; или если она родилась в одном из двадцати четырех священных мест и так далее (zhing skyes ma), достижение проявится быстро.

    Просто взяв такую супругу в качестве опоры - соединяя искусные средства и мудрость и задерживая дыхание (семя омрачения) посредством удержания одного цикла сосудного дыхания - практикующий достигает неизменного блаженства. Если постепенно тренируясь, практикующий становится способен собрать движение 21 600 дыханий в одном дыхании ('pho ba gcig), все качества основ и путей реализации проявятся быстро и мощно. Если практикующий берет в качестве опоры подходящую супругу и делает это в контексте трех восприятий [DKR/OC: То есть думает, что он и его супруга, это божества, что их тайные места, это ваджра и лотос, и что союз, это практика направленная на достижение высших сиддхи], если он опытен в четырех сущностных наставлениях связанных с "капанием, удержанием, обращением вспять и распространением", все качества пути будут доведены до совершенства.

    По мере того, как тигле постепенно капают с макушки головы в горловую чакру, сердечную, пупочную и тайную, практикующий испытывает четыре блаженства, которые, по факту, являются мудростями четырех посвящений. Четыре состояния - бодрствования, сна, сновидения и оргазма - очищены. Тигле, являющиеся опорой тела, речи, ума и наклонностей, вместе с омрачениями трех дверей, очищены как по отдельности, так и все вместе. Далее практикующий испытывает мудрость светоносности, обнаженную и свободную от любого (ослабляющего) опыта. Практикующий удерживает тигле в ваджрном сосуде, не выпуская их наружу. Затем, посредством применения сущностного наставления об "обращении вспять", он удерживает тигле на макушке головы. Потом, при помощи ветра и йогических упражнений ('khrul 'khor) и особенно посредством воззрения дзогчен о нераздельности абсолютного простора и сознания, практикующий способен распространить тигле по всему своему телу, в результате этого доходя до великого блаженства, которое совершенно неизменно." [YG III, 370:3-371:6]
  7. [DKR/OC] Некоторые (например, определенные небуддисты) говорят, что обычное блаженство союза является великим блаженством. Это не так. Когда проявляется подлинное великое блаженство, это является высшей и неизменной изначальной мудростью. Она не является непостоянной, она постоянна. Удовольствие от обычного полового акта, которое является не более, чем результатом трения, не является великим блаженством.
  8. "Нада символизирует наитончайший тонкий ветер, являющийся природой трех миров. Говорится, что этот тонкий ветер продолжает существовать до достижения состояния будды. Нада визуализируют с тремя изгибами, которые символизируют, что она содержит привычные наклонности трех миров. Когда они очищены, она превращается в абсолютно неизменное великое блаженство, природу трех кай." [YG III, 373:5-6]
  9. "Эта стадия растворения чрезвычайно важна, так как она очищает привычную наклонность, связанную со смертью, создает причинную связь для достижения дхармакайи и созревает в "растворение иллюзорного тела стадии завершения в состоянии светоносности"." [YG III, 374:1-2]


(c) перевод с английского "Treasury of Precious Qualities - Book Two"

глубины жизни, психотехники, качество в примерах

Previous post Next post
Up