Sep 07, 2013 00:04
О чем мы, собственно? А о том, что все истории, что в жизни, что в литературе, строятся одинаково, вписываются в одну структуру.
Вот идет жизнь. Обычная, все в норме, все правильно, все предсказуемо (это экспозиция). А потом начинает происходить что-то не то, что-то, что отклоняется от нормы, или, например, само представление о норме меняется, возникает противоречие между тем, что есть, и тем, как все должно быть, возникает конфликт. И это завязка. Герою (героям) теперь нужно что-то делать, чтобы жизнь снова стала соответствовать норме. И это развитие действия.
А дальше наступает момент, в который все должно до конца решиться: успех или поражение, жизнь или смерть. И этот решающий момент и является кульминацией, которая выливается в развязку.
Ну для начала мы читали Толстого "Прыжок" и там анализировали каждый момент. Экспозиция. Здесь мы узнаем время и место действия. Океан, корабль, палуба. Узнаем одного из героев (даже антигероя) - обезьяну.
Дальше завязка. Обезьяна срывает с мальчика шапку. Это ведь и правда отклонение от нормы: шапка должна быть на голове, а не у обезьяны, и это проблема, неправильность, с которой мальчику нужно бороться, тем более, матросы вокруг смеются, и это тоже ненормально.
Мальчик решает броситься за обезьяной. И тут еще одна неправильность. Мальчик оказывается не на палубе, а на мачте. Мальчикам ведь не место на мачте. Ну и кульминационный момент, когда он теряет равновесие и должен вот-вот упасть и разбиться, но отец окриком и угрозой выстрела его спасает. Все, развязка: мальчик прыгает в море, матросы его спасают и откачивают.
А потом с детьми мы смотрели те же закономерности на любых бытовых историях. Истории дружбы, ссор, недопонимания с родителями (дети, к сожалению, придумывали множество завязок с двойками и попытками их скрыть). Еще мы увидели, что развязки могут быть и печальными, и обсудили, зачем это может быть нужно в литературе. В некоторых детских историях развязка была неокончательная, т.е. зло отступало, но не побеждалось (в сказках, например, так быть не может: зло там уходит совсем).
В общем, я изо всех сил пыталась сделать так, чтобы эти понятия (экспозиция, завязка, кульминация, развязка) дети освоили, сделали своими. И мне очень понравилось поэтому, когда Маша на перемене, обнаружив, что не может найти тетрадь по математике, сказала: "Ой, у меня тут завязочка".
Потом мы будем смотреть, как проявляются те же закономерности в сказке. И это очень интересно.
элементы сюжета,
Лев Толстой,
вариант урока,
литература,
2 класс,
школа,
муми-тролль,
приемы,
с детьми,
первый класс и не только,
про жизнь,
просто интересно