Вчера утром сходила в школу. Провела два урока. Шестиклашки мои новые очень понравились. Умнички. Я по учебнику решила идти. Первая тема была "Русский язык - один из самых развитых языков мира". Я говорю "Ну и как вам эта фраза? Только честно." И все отвечали вполне честно. Никаких штампов. "Эта фраза лично мне ни о чем не говорит, потому что не понимаю, что такое, например, неразвитой язык", "Фраза самомнительная", как сказала Маша, продемонстрировав своим оказионализмом ту же развитость языка.:-) Я с ними полностью согласилась. Неправильно ведь прочитать и вообще не понять, о чем это. Тогда слова превращаются в неинформативные, но пафосные штампы. И мы стали думать над значением этой фразы.
А чтобы понять фразу, стоит поставить ее составляющие в ряд других слов. Если мы говорим "один из самых развитых", нужно понять, а что же тогда такое "не самый развитой", а еще тогда нужно понять, по каким критериям мы оцениваем развитость языка.
Ну и мы стали обсуждать, какой язык можно назвать развитым. Просто очень много классных мыслей было. Мы их формулировали и записывали на доске. Саша сказала - меньше правил. С ней все начали спорить, но она мотивировала это тем, что чем меньше правил, тем проще и удобнее язык, и мы оставили и этот вариант пока (у нас будет повод потом разобраться, почему в русском языке столько правил и исключений). В языке должно быть много слов - а зачем? - чтобы можно было выразить как можно больше мыслей и чувств, значений. Развитой еще это тот, который способен меняться и приспосабливаться к нуждам тех, кто говорит, потому что сколько много слов и всего остального в языке ни было, если у него нет возможности где-то брать новое, он в какой-то момент перестанет хорошо справляться с тем, чтобы выполнять свои функции. Мы обсудили, о чем мы говорим: об удобстве или о развитости, и есть ли разница. Валя сказал, что развитой - это тот, у которого есть многовековая история, который долго развивался, менялся, приспосабливался под то, что нужно было сказать людям (а сказать нужно было в разном времени и разным людям разное), и язык набрал множество способов эти значения выражать. И мы еще обсудили, что язык отражает мышление. Тут я вспомнила в том числе Успенского про множество слов для обозначения разных оттенков белого в языках северных народов. Обсудили, почему у нас меньше таких слов. И снова пришли к выводу, что язык отражает именно нашу жизнь и наши потребности и наше мышление, но при этом еще в нем сохраняются следы мышления и потребностей тех, кто говорил на этом языке до нас.
Вова сказал, что в развитом языке должно быть много синонимов, чтобы в разных ситуациях можно было по-разному говорить об одном и том же и чтобы разные оттенки можно было обозначать.
В общем, здорово. Все версии были великолепны. Ну и еще я рассказала, что этот вопрос, о том, что такое развитой язык и каковы критерии развитости, очень сложен и неоднозначен, что обсуждают его и спорят по этому поводу самые разные люди, и лингвисты, и историки, и философы. Ну и мы обсудили.
А потом мы читали текст, состоящий на первый взгляд из совершенно ни о чем не говорящих предложений. "Русский язык певуч". Что это такое? А что другие не певучи? Тут я попросила придумать эпитеты к различным иностранным языкам: "Что вы можете сказать о своих ощущениях от немецкого языка, каким можно назвать французский, японский, английский, итальянский, испанский?" (тут в идеале хорошо было бы дать послушать запись этих языков аудио или видео). Вот японский точно хорошо бы дать посмотреть отрывок из фильма, японский очень эмоционален (все время кажется, что они ругаются или страдают), и эта эмоциональность в структуре языка, это там прям чуть ли не грамматическая категория. Там в зависимости от того, о хорошем я событии говорю или о плохом, я выбираю разные грамматические формы, и женские и мужские формы тоже есть: для женщин используются одни грамматические категории, для мужчин - другие. И в фонетике есть свои особенности.
Я им еще немного рассказала про тоновые языки и абсолютный слух китайцев: совершенно одинаково звучащие с нашей точки зрения слова в китайском, произнесенные с разной интонацией, на самом деле будут разными словами с совершенно разными значениями.
Кто-то из класса (я уже забыла, к сожалению, кто) проедложил интересную тему для подумать: сравнить языки с народными танцами. Очень интересная идея. Думаю, надо желающим дать попробовать провести такое исследование.
Зачем мы пытались ответить на вопрос "Какие у нас остаются ощущения от других языков?" ? Да чтобы понять, что от русского языка тоже есть какие-то ощущения у тех, кто слышит его со стороны. Обсудили, почему нам сложно самим оценить, какой наш язык.
Ну а еще перед этим обсуждением, так как пописать на уроке русского языка все же нужно и познакомиться с их письменными работами хоть немного мне тоже было нужно, я дала им маленькое задание на пять минут. Положила на парту мел и попросила записать как можно больше абсолютно любых предложений про него. И это еще была и удочка к одной из следующих тем. Про высказывание и общение. Я это буду делать по мотивам моего любимого Бахтина.
Дома попросила их письменно ответить на вопрос "Что такое развитой язык?" Чтобы мне посмотреть, что осталось у них после урока в головах.
Что мы делали на уроке? Мы учились читать, понимать, что значит именно это слово в этом предложении. Для этого нам нужно было понять, какую новую информацию это слово дает. Если мы называем язык развитым, мы допускаем существование неразвитого и у этой самой "развитости" должны быть какие-то критерии, которые стоит попробовать сформулировать. Если мы говорим "певучий", то значит есть и менее певучие, и тоже надо понять критерии певучести, а еще поставить слово "певучесть" в ряд с другими словами: твердость, резкость, четкость, плавность, ритмичность и т.п. Учились ставить высказывание в более широкие контексты (Т.е. говоря о русском языке, ставим его в ряд с другими и сравниваем по нужному намоснованию), тогда значение выступает с особенной четкостью.
Ну и я лично очень мало давала им новой информации. Я только задавала вопросы, помогала сформулировать их позицию и получить из имеющейся уже у них информации новые знания.