Про проверку безударных гласных в корне

Apr 26, 2014 21:08


- Если ты не знаешь, как пишется слово, есть очень простой и совершенно незатратный способ его написать. Напиши наугад. Сил не потратишь, времени не потратишь, с трудностями не столкнешься. Но тогда и не научишься писать без ошибок, не натренируешься проверять и находить проверочное слово, объяснение, писать грамотно.
Тут Юля спрашивает:
- А если я знаю, как писать, без всяких проверок, то мне это зачем нужно?
- Ты знаешь, как писать те слова, с которыми сталкивалась, которые знаешь, как писать. Но если тебе встретится слово, с которым ты еще не встречалась, твое умение увидеть его состав, наработанное на знакомых словах, может помочь тебе написать и незнакомое правильно.

В общем, у нас тема "Проверка безударных гласных в корне". Тут важно отработать такие умения: 1. Умение увидеть место, где можно ошибиться. Умение усомниться. 2. Умение понять, в какой части слова эта ошибка (мы знакомы со многими приставками, несколькими суффиксами, некоторыми окончаниями, знаем, что такое корень) и как ее проверить. 3. Если это корень, который возможно проверить, то нужно суметь подобрать проверочное слово. (короче, Фиксики с их "Тыдыщ!" нам очень для этого подошли;-).

Первое умение - усомниться - у детей уже есть, но оно воспринимается ими весьма болезненно. Ведь кому это приятно: нужно написать слово (например, у доски), а ты вдруг понимаешь, что сомневаешься, какую букву нужно писать. Это же страшно и неприятно. И вот моей задачей было показать, что это сомнение - это умение, это первый шаг, это здорово, значит ты уже пошел по дороге в правильную сторону. Из кулака поднимаем большой палец вверх: это значит первый этап успешно пройден, поломка найдена, и это здорово.

Второе умение - понять, в какой части слова находится "поломка" и каким правилом регулируется, - мы получали до этого.
У нас было много заданий с приставками и суффиксами.
Например, мы образовывали от слова "делать" как можно больше слов с помощью приставок, собирая приставки, разыскивая их и пополняя нашу приставочную коллекцию.
Мы смотрели приставочные глаголы и, убирая приставки, находили, от каких слов они образованы и с помощью какой приставки.
Мы составляли слова с одной и той же приставкой.
Мы устраивали соревнования, кто больше приставок напишет за две минуты.
Между рядами соревновались тоже: дети по одному по цепочке выбегали и писали на доске приставки.

Мы раскручивали слова как винтики, доходя до корня: Перераспределение - перераспределить - распределить - делить.
Придумывали однокоренные существительные, прилагательные и глаголы.

Придумывали односуффиксальные слова: наапример, с суффиксом ость: верность, грубость, радость, нежность, скромность; или -еньк-: худенький, скромненький, добренький; или -очк-(-ечк-): Ленточка, веточка, уточка, Леночка, Ванечка; -ат (усатый, носатый), -чат (решетчатый) и т.п. Смотрели, из каких слов их получили (верный, грубый, нежный,рад, скромный, худой, добрый, лента, ветка (там, кстати, никакой не очк, как и в уточке, а к, но для орфографии сойдет и такая интерпретация), Лена, Ваня), формулировали их значение (ость превращает прилагательные в существительные, еньк и очк делаюют маленькими или ласково гладят).

Соответственно про третий этап, если орфограмма (поломка, сомнение) оказывалась в приставке или в суффиксе, то дело было сделано: приставки зо не бывает, суффикс бывает только ость, а не асть, и только очк, а не ачк и т.п. А вот с корнем приходилось сложнее. Нужно было искать проверочное слово.
Некоторых детей это вгоняло в ступор.
Но, обратив их внимание на то, что первые два шага (усомниться и определить местонахождение) уже сделаны, сообщила, что вот этому мы в фикси-школе и поучимся.
Мы с ними составили список способов проверки безударных гласных в корне и договорились, что если проверочное слово сразу не находится, можно пройтись по списку и тогда оно найдется. Вот список способов проверки:
1. Изменить число (в?да - воды)
2. Сказать ласково (к?вер - коврик)
3. Найти корень, посмотреть, от какого слова происходит (св?тлячок - свет)
4. Однокоренное прилагательное (св?тить - светлый)
5. Однокоренное наречие (х?лодный - холодно)
6. Однокоренное существительное (р?бина - рябь)
7. Однокоренной глагол (к?ток - катится)

Мы потренировались, а потом играли в такую игру: были даны слова с пропущенными гласными в корне, ребята проверяли гласные и другим сообщали, каким способом они проверили, а другие должны былли догадаться, каким словом загадывающий проверил. Например, "Слово плита я проверил изменением числа. Каким словом я проверил?" Отгадывающие должны были назвать слово "плиты". А другой, напрмер, проверял, назвав ласково, и все должны были догадаться, что он проверил словом плитка.

Осталась правда еще трудность. Многие по невнимательности проверяли безударную гласную неподходящим словом: ударение там не падало на корень. То есть слово "ковер" пытались проверить словом "ковры". Но с этим мы справились: детей я делила на две команды и давала обеим один и тот же корень: задача одной команды была придумывать слова с ударением на гласной корня, проверочные, а задача второй - с безударной гласной, проверяемые. После пары случаев, когда балл был засчитан другой команде, потому что команда "проверяемых", например, предлагала проверочное слово, ошибки сошли на нет.

вариант урока, практика, орфография, глагол, гласные, 2 класс, язык, состав слова, русский язык, приемы, письмо, правописание, прилагательное, грамматика

Previous post Next post
Up