Про учить читать

Apr 25, 2014 00:41

Я хоть и работаю больше десяти лет в начальной школе(хотя образование у меня для работы в средней и старшей школе), но так сложилось, что еще ни одного ребенка не учила читать с нуля. В первый класс к нам приходят уже читающие дети. Но вот сейчас у меня появился первый человек, который достался мне неумеющим читать. Вообще-то он мне и неумеющим говорить достался. Это мой сын. И вот мне предстоит сейчас впервые кого-то учить читать с нуля.
Несмотря на отсутствие непосредственного опыта, у меня есть некоторые представления о том, какие процессы должны происходить при обучении письму и чтению. И я, пожалуй, некоторые свои мысли тут изложу.

1. Если ребенок знает и узнает буквы, это совершенно не значит, что он научился читать (как если ребенок знает слова "один, два, три" - это не значит, что он научился считать). Формирования понятия числа, например, происходит постепенно. Сначала ребенок может понять, что перед ним два предмета, а три для него уже будет обозначаться словом "много" (кстати, такое же явление можно наблюдать и в истории языка, где изначально существовали единственное, двойственное и множественное числа). Потом ребенок освоит количество "три предмета", а потом уже четыре и больше.
С чтением то же. Ребенок может знать и узнавать все буквы, но при этом не уметь их сливать в слоги. И между знанием букв и умением их сливать может пройти много времени. И пока в голове не созреет что-то, позволяющее синтезировать из букв слоги, о чтении говорить не приходится, сколько ни бейся. Это не значит, что ничего не нужно делать. Нужно и можно, конечно. И полно всего можно делать, что может потом здорово помочь легко читать. Просто важно про это созревание понимать, чтобы не требовать от себя и от ребенка невозможного.

2. Я знаю разных детей. Есть дети, которые писать учатся раньше, чем читать. И писать они любят больше, чем читать. Есть дети, которым проще читать, а писать сложно (естественно, есть и такие, которым все нравится и все легко;-)).
На самом деле это проявление двух путей обучения чтению. Через анализ и через синтез.
Чтобы написать слово, надо произнести его целиком, а потом разложить на буквы (аналитический подход: дано целое, и оно делится на части). А чтобы прочитать слово, нужно из частей собрать целое - из букв собрать смысл (это синтез). Так вот, в результате мы должны получить читателя, который хорошо освоил оба эти направления.

Кстати, с устной речью во многом похоже. Механизмы восприятия и порождения речи очень отличаются. Когда мы формулируем мысль и произносим слова, используются одни механизмы, а когда мы воспринимаем речь, декодируем ее, используем другие механизмы. Говорить и слушать, так же как читать и писать - это очень разные виды деятельности, хотя, безусловно, развивая одну, мы совершенствуем и другую.
Так вот. Про чтение. Хорошо бы с ребенком развивать и аналитические и синтетичекие способности: это две тропинки, идущие навстречу друг другу к общей цели.
Взрослые, когда читают, безусловно, не читают по слогам, безусловно, одно слово для них не растянуто во времени. Мы смотрим на слово и узнаем его сразу. По внешнему виду, по контексту, по своим ожиданиям. По слогам мы будем читать слово, только если оно покажется нам незнакомым или неожиданным, или выбивающимся из синтаксической конструкции.
У нас в голове очень много структур, которые мы заполняем, читая предложения. Например, если я говорю "Дай мне, пожалуйста..." мы уже ожидаем название предмета, о котором просят, потому что слово "дай" обязательно предполагает что-то, что нужно дать. Даже если это что-то не будет обозначено словом, оно будет обозначено как-то иначе, жестом, например, или взглядом.
То есть наше взрослое чтение основано на предсказательности, на том, что мы ожидаем чего-то, начиная читать, и пробрасываем, предполагаем, о чем же будет дальше. Какие-то наши предположения оправдываются, какие-то мы отбрасываем.
Поэтому, кстати, читать ребенку вслух очень и очень правильно. Устная, разговорная речь, которой мы пользуемся в быту, достаточно сильно отличается от книжной, от записанной речи. Там действуют совершенно другие законы. В устной речи мы используем другие синтаксические конструкции, другой порядок слов, другие слова, даже другие грамматические формы. И, безусловно, знакомство с книжной речью, с письменной (хоть и в устном, озвученном варианте) - это очень нужное знакомство для дальнейшего обучения чтению. И чтение одной и той же книжки по многу раз, как просит ребенок, тоже работает на освоение этих конструкций. Причем, кстати, осваиваться синтаксические конструкции могут достаточно долго. Вплоть до старшей школы. Не зря же у детей в сочинениях, например, предложения с деепричастными и причастными оборотами появляются у большинства классу к шестому-седьмому. Эту структуру дети осваивают обычно в это время. Хотя, безусловно, знакомы мне и такие товарищи, которые и в первом и во втором классе запросто такие предложения используют. Да еще и запятыми выделяют правильно.
Но в большинстве своем многие синтаксические структуры для детей выглядят странными и непонятными. И пониманию текстов это не способствует.

А можно ли начать осваивать синтаксические структуры, если еще не умеешь читать? А вот можно. Один из примеров - разрезные книжки Жени Кац. Например, "Бабушка пилит малиновый пирог" или "Веселая яблоня сидит на диване". В этих книжках как раз принцип сохранения структуры предложения и замены слов в этой структуре. А картинки над каждым словом позволяют ребенку "читать" получившиеся предложения. Мы с Мишкой сначала вместе просмотрели книжки, я прочитала ему, переворачивая страницу за страницей, а потом он открывал наугад и читал получившееся уже сам и хохотал, потому что получалась смешная чепуха. Вроде, кажется, какой-то чепухой и хулиганством и несерьезным делом занимается ребенок. Ан нет. Он осваивает синтаксические конструкции. Думаю, можно похожие книжки генерить с ребенком вместе.
Причем еще один безусловный плюс таких книжек, что слова появляются по очереди. Сначала одно, и ты успеваешь начать угадывать, какое же следующее, и когда слово открывается, оно уже открывается как ответ на вопрос. Это же помогает понять принцип пословного чтения. То есть, что сначала одно слово, потом другое, потом третье, потом четвертое. Ребенок не поставлен в ситуацию, когда на него вывалена сразу вся информация. Он постепенно с любопытством открывает каждое последующее.

Кстати, ту же предсказательность синтаксической структуры и принцип пословного чтения формируют упражнения, когда записано предложение, в котором одно из слов заменено картинкой (это уже для немного умеющих читать). А когда картинкой заменен корень, это помогает увидеть и структуру слова.

Вообще "читать" картинки очень полезно. Даже если читать буквы еще не научился. Например, ребенок очень заинтересованно слушает, что обозначают значки на бирках одежды или знаки дорожного движения, или зачеркнутая сигарета, или красный цвет таблички "прохода нет" и зеленый - "вход в метро", или красная буква М. Это ведь то же чтение, та же подготовка к чтению. Понимание того, что знаки можно читать и этим можно пользоваться: проход для людей на инвалидных колясках, места для инвалидов и пассажиров с детьи, кнопка для связи с машинистом, не мыть в посудомоечной машине, не поджигать, не давать детям, можно разогревать в микроволновке, пищевые продукты, перерабатываемая упаковка, не разрушает озоновый слой, опасно для экологии - я, кстати, даже и не подозревала, сколько разных знаков и значков можно найти вокруг. И ребенок, узнав их и получив разъяснения, с удовольствием их "читает". И это и правда первый опыт чтения, когда общепринятые символы начинают верно интерпретироваться, когда понимаешь, что это не просто рисуночек, а письмо тебе, которое ты можешь прочитать.

Теперь все же про буквы. Мой ребенок узнавал буквы, когда я набирала на планшете для него название мультфильма, чтобы его включить. Сначала я просила его мне помочь найти, но ему это не нравилось.Тогда я делала вид, что сама ищу, приговаривая название буквы, а он иногда находил букву раньше и показывал ее мне, а если не находил, то обращал на нее внимание, когдя ее находила я.
Еще в книжном автобусе Бампер я купила потрясающий календарь. Как мне сказала замечательный консультант Бампера, "Как календарь это, конечно, провальный проект", но как настенный алфавит он оказался просто великолепным. На каждый месяц там изображен алфавит, нарисованный в новом стиле. Есть алфавит-город, где есть дорожки, автобусы, машинки, и в каждом домике живет какая-то буква (мишка показывал мне: "Тут живут, ашки тут бэшки, тут вэшки тут чешки.."). Есть алфавит, в котором А нарисвана на здании аэропорта, Б на бензоколонке, В на водокачке, буквой Г стоят гаражи и так далее. Эту страницу мне самой было очень интересно смотреть и отгадывать, что же за здание под буквой Ш или Э, или К. Была там и страничка с животным алфавитом, со съедобным, с алфавитом действий, с просто белыми буквами, разбросанными вразнобой на синем фоне по нескольку штук, и там мы находили все а, все б и так далее. Двенадцать разных интересно нарисованных вариантов алфавита. Разглядывать их очень интересно и увлекательно. Увлекательно угадывать, что нарисовано, понимая, что это должно начинаться на ту букву, которая рядом или в форме которой изображено это что-то.

Буквы сын выгрызал из печенек, конструировал из зубочисток и сладкой соломки, из дощечек, из ниток, из пальцев, выкладывал из изюмин...
В общем, буквы он более или менее знает. Хотя я изо всех сил старалась и стараюсь сейчас бить себя по рукам, чтобы не превращать его игры с буквами в "занятия обучения чтению", очень стараюсь, чтобы это оставалось игрой.

Еще у нас был говорящий плакат-азбука, который Мишка попросил сам. Жаль, сломался.
А потом они с папой купили коврик с буквами. Такой, как туристический, собирается, как паззл, буквы из него вынимаются. И вот тут Мишка изобрел классную игру. Он любит мультфильм "Фиксики". А там есть кадры, где фиксики (это малюсенькие существа) прыгают по клавиатуре и печатают что-то. Так Мишка провозгласил этот коврик клавиатурой и стал просить меня,чтобы я помогла ему "печатать" имена фиксиков. Я говорила ему букву, выделяя ее из слова, медленно проговаривая слово по звукам, а Мишка искал букву на коврике и прыгал на нее,потом я выуживала следующую, и он с этой прыгал на следующую, и так все имя. Потом он еще изобрел клавишу пробел. Первое время я помогала ему находить буквы, а потом, у него стало это получаться быстро и у самого. Правда он у меня путает в и ф. Но самое удивительное, что в какой-то момент он смог сам сообразить, какая буква должна быть следующей, даже понемногу начал сливать слоги. Но очень понемногу. Поэтому я запретила себе на это обращать внимание, чтобы не замучить ребенка какими-нибудь упражнениями, вместо того чтобы с ним играть.
В общем, вариант буквенных классиков, думаю, подойдет и для читающих детей. Можно придумать целую игру с правилами во дворе. Пропрыгал слово правильно - перешел на следующий уровень, неправильно - пропускаешь ход. Хотя тут еще и допрыгнул-недопрыгнул может срабатывать, чтобы слишком много акцента на буквах и правописании не было.

Еще один урок чтения с Мишкой у нас получился неожиданно. Мы с шестым классом проходили тему "Местоимение", и я, чтобы помочь отстающим запомнить-таки разряды местоимений, решила вырезать листочки, написав на них разные местоимения, и сделать поле с назанием разрядов, чтобы они листочки на этом поле раскладывали. Так вот, сижу дома, вырезаю листочки. Мишу это заинтересовало. Я ему рассказала, что и зачем делаю. И он стал пытаться читать. А я ему стала помогать. Например, задаю вопрос: "Кто такой Миша?" и показываю листок с местоимением "я", а он читает и радуется. Или спрашиваю, кто твоя мама? И показываю "ты". Или спрашиваю: папа, я и ты - это кто? И показываю листочек со словом "мы". Или Чья я мама? ипоказываю листок со словом "моя". Так он прочитал слова Тебе, Мне, Ему, Вас и т.п.
Тут был вопрос, была возможность предугадать и сравнить предположение с реальностью, был вопрос и у него и желание прочитать.
Такие штуки, я уверена, тоже полезны. Но, конечно, когда ребенок проявляет интерес сам, а не когда мне нужно от ребенка, чтобы он интересовался.

Ну и тут мы с ним недавно обсуждали, что уметь читать очень полезно. Например, пойдешь ты за молоком, а читать не умеешь и купишь кефир. Теперь мы в магазине проверяем, что покупаем, читаем буквы и догадываемся, молоко там или кефир. Так как группа слов вполне предсказуема: молоко, кефир, йогурт, ряженка, то вполне можно догадаться, прочитав буквы, какое слово написано. Важно только не стоять над ребенком с чувством собственного превосходства и не заставлять читать, а терпеливо ждать, когда он прочитает, помочь, задать правильный вопрос и обратить внимание на то, как здорово это, что мы умеем читать и не купим теперь ряженку вместо молока или молоко вместо кефира.

Наверное, много еще чего можно тут написать. Может, когда еще вспомню, дополню.

продраться сквозь слова, чтение, устная речь, дошколята, синтаксис, развитие речи, состав слова, русский язык, речь, разговорный и книжный, разговорная речь

Previous post Next post
Up