Два исследования этого года.
1)
Ограничение углеводов против ограничения жиров.
Длительность 12 месяцев. 609 принимало участие, 481 закончило.
Начиналось под контролем диетологов в резким ограничением соответствующей группы нутриентов, потом постепенно эта группа поднималась до значения позволяющего поддерживать диету в долгосрочной перспективе.
Участников тестировали на генетическую предрасположенность к низкожировому или низкоуглеводному питанию, а так же на выделение инсулина (концентрация в крови через 30 минут после загрузки глюкозой).
Среднее распределение нутриентов за год было таким: 48% vs 30% углеводы, 29% vs 45% жиры, и 21% vs 23% белок (около 12 гр белка разницы), в группе с ограничением жиров и углеводов соответственно.
Расход энергии в покое упал к концу исследования на 66 и 77 ккал.
Средняя потеря веса 5,3 и 6 кг соответственно что не является клинически значимым (приблизительно 50 гр разницы в месяц).
Так же не обнаружено значимой связи между генотипом или базовым уровнем инсулина и потерей веса.
2)
Постоянное против прерывистого ограничения калорий.
112 человек, 12 месяцев. Одна группа жила с постоянным ограничением, вторая ограничивала калории до 400/600 два не подряд идущих дня в неделю. Дефицит сравним 26-28%. Проживание опять таки "в диком виде", не в клинике.
Средняя потеря веса 8 и 9 кг для прерывистых и постоянных. Набор веса после диеты - 1,1 против 0.4 кг соответственно. Что опять таки не является клинически значимым.
А вот субъективное чувство голода было меньше у постоянно ограничивающих калории. 3.6 против 4,7 по шкале.
Вывод: ни вид диеты, ни тип ограничений, ни углеводы, ни жиры, ни генетическая предрасположенность, ни уровни и чувствительность к инсулину и глюкозе не мешают и не влияют в сколь нибудь заметном на длительном промежутке времени виде. И маркеры здоровья тоже приблизительно одинаково меняются при всех этих видах диеты. Ограничение калорийности работает на любом живом человеке.