Открытие новых станций: Селигерская (23 марта 2018 года)

Mar 27, 2018 14:45

Селигерская. 215-я станция московского метро. Ещё не успели опомниться, что перешагнули рубеж в 200 станций (привет, Саларьево!), как уже ДВЕСТИ ПЯТНАДЦАТЬ. Московское метро выросло до, если не ошибаюсь, 364 с копейками километров. А ведь ещё не так давно было "всего" 300 километров.

Нужно сказать, что станция по первоначальному проекту была совсем иной, но об этом чуть позже. На фотографиях в сети она мне совершенно не понравилась. Точнее, не то чтобы восприятие было отрицательным, но именно из-за сильного упрощения проекта, она, как я предполагал, стала "всего лишь ещё одной станцией метро". Конечно, это не хрущёвско-брежневский ужас, но и не шедевр. Примерно уровень станции "Саларьево. Именно так я думал, когда ждал поезда в её сторону. Но обо всём по порядку.

1. Поехали. Удивительно, что подъехал столь необычный ныне монстр, которых в московском метро осталось всего несколько штук и которые больше нигде не встречаются. По "Яузе" будет, наверное, отдельный краткий репортаж. А пока - садимся.





2. "Яуза", конечно, поезд экстравагантный, что тогда, в конце 90-х, что сейчас.



3.



4. Глядя на новую схему с новыми станциями, невольно начинаешь ощущать себя в будущем. Именно это чувство мне очень нравится, и именно поэтому я езжу на открытия новых станций, за небольшими исключениями, с 2001 года.



Наконец, поезд пребывает на станцию. Я в шоке. Иногда люблю, когда разбиваются стереотипы, так как это необычно.

Позволю себе продемонстрировать первоначальные проекты станции:


http://forum.nashtransport.ru/index.php?autocom=gallery&req=si&img=122882

Был такой вариант, с менее насыщенным зелёным цветом путевых стен:


Мой любимый проект:


Остальные можно посмотреть здесь: http://forum.nashtransport.ru/index.php?showtopic=21677 и на сайте Мосинжпроекта.

Как видим, почти вов сех проектах использовался кирпич - наиболе еблагородный отделочный материал из непремиальных. Проект с красным кирпичом делал бы станцию настоящим шедевром, сравнимым с лучшими сталинскими творениями. Впрочем, Селигерская - не единственная станция, пострадавшая в ходе строительства и упрощённая до неузнаваемости. Но она была последней из таковых - после станций "Румянцево", "Котельники", "Ховрино". "Ховрино" - так самая плохая из четырёх. Кирпич в окончательном варианте исчез, красивые своды наверху, напоминавшие даже роскошные католические или лютеранские храмы Западной Европы тоже. Основным акценттирующим элементом дизайна стали треугольные панели различных оттенков серого. Оригинально, но не так роскошно и красиво. В интернете стали появляться новые рендеры, а потом и фотографии инсайдеров, потом был russos - станция выглядела бледно, просто, и даже эти треугольники не спасали. Как уже сказал, я стал её воспринимать просто как ещё одну станцию московского метро. Увы.

Каково же было моё удивление, что вживую станция, хотя и не став шедевром, как на рендерах первоначальных проектов, оказалась ОЧЕНЬ красивой. Ситуацию спасло... освещение. Именно свещению уделяли огромное внимание советские архитекторы, именно освещение в лучшие советские годы метроархитектуры было элементом самой архитектуры, самого дизайна станции - стоит вспомнить "Маяковскую" и многие другие шедевры.

8. У станции остались элементы от старых проектов, и к великому моему удивлению, они гне кажутся чужими.



9. Но самое главное - я понял, почему на фотографиях в интернете она получилась некрасивой. У неё двойное освещение, с разной температурой, и камера этого не может захватить. Как не захватил и мой Марк. Лампы, обращённые вверх и прикерплённые к колоннам, остались от прошлого проекта, и они дают магический, волшебный свет, как будто это действительно собор. Очень жаль, что первоначальный проект не реализовали. Он действительно мог бы создать конкуренцию таким шедеврам, как "Новокузнецкая" или "Киевская".



10. Датчики дыма.



11. Станцию было трудно фотографировать из-за большого количества людей.



12.



13. На фотографиях она получилась очень тёплой, а на самом деле там и тёплый, и холодный свет.



14. Название станции имеется на путевых стенах, над скамейками и даже высоко на сводах. Аналогия с расписными сводами соборов Италии...



15. Если бы не треугольники и не нарочито грубо острые углы колонн, станция могла бы претендовать на место в десятке самых красивых - в мире. Но и даже сейчас она стала как минимум одной из самых красивых станций XXI века в московском метро.



16. Я был готов к тому, что их всех трёх новых станций она мне понравится меньше всего, а получилось ровно наоборот. Очень высокий потолок напомнил немного "Автозаводскую".



17. Эскалаторы стартуют не в торцах платформы, а примерно так же, как имеется на станции "Румянцево" или, если их заменить лестничными маршами, - то и на "Саларьево".



18. Источники магии.



19. Платформа продолжается дальше за эскалаторами.



20.



21.



22. В целом получилась очень удачной. Те, кто был не в курсе первоначальных проектов, должны станцию оценить только положительно.



23. Фрагмент станции в торцах платформы. К слову, шрифт названия здесь тоже очень красивый и самобытный.



24. Служебный ход напоминает пожарную лестницу у машинок Лего. :)



25.



26. Более того, вживую джае не показалось, что эта лестница портит вид станции - тем более что видно её только если специально подойти к торцу станции.



27.



28. Снова "Точка-6".



29. Туннель от "Верхних Лихобор". Здесь уже была щитовая проходка, а не шли буровзрывным методом, поэтому вместо чугунных тюбингов обделка из высокоточных железобетонных блоков. Самая герметичная.



30.



31.



32. Плехали обратно на работу.



33.



Как уже сказал, мой стереотип снова разбился: я ехал разочароваться в том, что станцию не построили по одному из первоначальных проектов, но получил удовольствие от осмотра. Примерно так же было со станцией "Румянцево" в 2015 году, но "Селигерская" понравилась намного больше.

Я не выходил здесь в город, но обязательно приеду ещё раз и досниму всё в деталях. Тем более что вестибюли остались от первых проектов, они напоминают модерн - мой любимый архитектурный стиль.

метрострой, railway, moscow, современная архитектура, метро, советская архитектура, сталинская архитектура, общественный транспорт, открытие новых станций, metro, тпу, собянин, рельсовый транспорт, russia, дизайн, архитектура, москва, московский метрополитен, поезд

Previous post Next post
Up