Как и собиралась, сходила на терапию насчет своего новообретенного
Жестокого Безжалостного Убийцы.
Рассказала терапевту про нового персонажа и заодно про усилившееся расщепление и смертельную усталость.
- Наоми, - сказала она мне торжественно, - пришло тебе время познакомиться со своим Тираном. И судя по тому, каким вдохновенным ты была Спасателем, да и Жертвой такой, что просто всем убиться, то и Тиран у тебя не менее силен и неукротим.
Работаю в тройках про свою усталость, и все наперебой мне говорят, что это я от чего-то убегаю, на что-то не хочу смотреть. Я старательно озадачиваюсь. Вроде на все я смотрю..
- Я думаю, что ты правда на все смотришь, - говорит мне терапевт, - просто не хочешь быть в том, что он тебе внутри устраивает, потому что это настоящий геноцид.
И это действительно так!
* * *
Мой Тиран - настоящий фашист. Он, так сказать, за чистоту расы. Его мечта, чтобы все мои внутренние части были совершенны. В его представлении это примерно так:
Ребенок, Девушка, Любящая Мама, Ученица, Терапевт, и прочие-прочие стоят стройным рядом, все умытые, причесанные, прилизанные, все с румяными щечками, в строгой чистой одежде. Все повинуются каждому его слову и при этом счастливо улыбаются.
Как говорит моя препод по гештальту: "Железной рукой тащим в счастье".
А он - этакий отец-деспот: авторитарный, жесткий, несгибаемый, не слушает никого, кроме себя.
Тиран во мне не признает никакой Тени. Все неприятные, неодобряемые обществом качества должны быть истреблены. Все неподходящие чувства и желания должны быть подавлены и запрещены. Я должна как можно скорее стать идеальной, во всяком случае, очень стараться. Что я, в общем-то, все время и делаю. Поэтому я учусь на стольких программах, работаю в стольких тройках (номинально сейчас у меня их три или четыре, я уже сама не знаю), никогда не пропускаю терапию, и мечтала бы ходить на нее дважды в неделю.
Мне и в голову не приходит отказаться стараться. Я знаю, что он уничтожит меня на месте за одну такую мысль. Даже за проявление моего несовершенства он наказывает меня жесточайшим образом.
* * *
Больше всего он боится, что я стану терапевтом. При этом есть внутри меня другой чел, который только об этом и мечтает, считает это своим призванием и точно так же неукротимо идет к своей цели. Помешать ему и остановить Тиран не может. Но он может за каждый промах, ошибку, открытие моей Тени, безжалостно и неумолимо меня размазывать, мочить, унижать, критиковать, обесценивать, уничтожать внутри как личность.
Если кто-то меня хвалит, как на последней двудневке по гештальту, где у меня была очень удачная работа в центре, он не может этого вынести.
- Тебя признали, как терапевта? Хорошего? Талантливого? Сильного? Умелого? Сейчас я тебе покажу! - рычит он в бешенстве.
И ровно через неделю, на следующей обучающей группе, на моей экзистенциальной, где я все время так сильно ранюсь, он берет реванш. Я выхожу работать в центр, и с первых же минут сессии начинается что-то непонятное. Я влетаю в контрперенос, замораживаюсь и в ужасе от возможности стать насильником (то есть, как я сейчас понимаю, проявить Тирана) почти умолкаю. Отдаю всю власть клиенту. Теряю себя, клиента, наш контакт. И в конце совершенно неосознанно включается мой Тиран и мочит клиента. И насилует его. То есть, мой самый ужасный кошмар сбывается.
Как это происходит:
- Я хочу закончить сессию раньше, - говорит клиент.
- Ты сможешь, если хочешь, но у тебя еще есть время, - отвечаю я.
Клиент, стиснув зубы, продолжает работу. Минут через пять он снова говорит:
- Хочу на этом закончить.
- Хорошо, давай закончим, но ты можешь резюмировать, с чем ты уходишь?
- Нет.
- Не можешь или не хочешь?
- Наполовину то, наполовину это.
Это и есть насилие. Почему я так делаю? Из лучших побуждений. Мне непонятно, что происходит с клиентом в сессии. Я тревожусь за него. Видно, что он в сильных чувствах, но на вопросы о них не отвечает. Почему и с чем уходит - непонятно. У меня есть страх, что он порушится или что ему будет с этим как-то плохо, что он не справится или будет в сильных тяжелых чувствах, а я ему ничем не помогла. Еще у меня есть понимание, что я теряю свою терапевтическую власть, а я не должна отдавать ее клиенту, это неправильно.
И тогда довольный Тиран принимается за свое черное дело. Он мастерски меня размазывает, в чем ему помогает
Обвинитель. И хотя мне удается как-то справиться с Обвинителем, благо я его уже знаю, и частично своего Ребенка все-таки защитить, Тиран не успокаивается.
На следующей супервизорской группе он снова разворачивается во всю силу. Я впадаю в черную дисфорию, ужасно страдаю от боли, боюсь вздохнуть или сказать хоть слово, понимая, что меня сейчас замочат, просто как пить дать. Он же и замочит, исказив слова супервизора или других участников группы.
- Ты все задаешь вопросы, ожидая простых конкретных ответов. Но их нет. Надо правильно чувствовать, - говорит мне супервизор.
Счастливый Тиран злорадно хохочет:
-Ты все поняла? Тебе никогда не стать терапевтом, потому что ты не можешь правильно чувствовать. Это не то, чему можно научиться. Так что уймись, наконец!
Мой Ребенок ужасно расстраивается и горько плачет. Ему очень обидно. И он считает
это несправедливым. Но поскольку Тиран был тогда еще в Тени, мне сложно было ему что-либо противопоставить.
Как и Обвинитель, он ужасающе убедителен. Я согласна, что невозможно работать терапевтом, если я неосознанно насилую клиентов. Это ужас! Лечиться, срочно лечиться!
* * *
Не легче и с другими фигурами.
Ребенка он хочет видеть идеалом и усладой родительского сердца. Тихий, послушный, не возражает, все делает, что велят. Такого можно поставить аккуратненько в шкафчик, если не до него, и он там будет тихонько стоять. Он должен быть всегда опрятно и чисто одетым, не бегать, не кричать, не играть. Жить по строгому режиму. Кушать только полезное. И при этом радоваться жизни.
Ребенок же у меня совсем не такой. Он очень сильный, его мало что может убить, после всего, что он пережил. Он веселый и озорной, он шумный, энергичный, очень творческий, общительный. Он любит быть в центре внимания, петь, плясать, играть, радоваться жизни. Носиться босиком по лужам, гулять по лесу, а там непременно пристает земля или листья путаются в волосах. Жить на полную катушку. Есть на обед сладости, смотреть заполночь кино, не соблюдать никакой режим, а жить так, как сейчас ему хочется.
Он почти полная противоположность тому, что хочет видеть в нем Тиран. Но у Ребенка теперь есть Любящая Мама, которая его защищает, вступается за него и разрешает очень многое. Так что он не очень страдает от Тирана.
Тиран, конечно, хочет, чтобы Ребенок был счастлив. Он верит, что если тот будет "хорошим", внимательным к другим, таким малость невротичным, то его будут больше любить, принимать и меньше обижать, ругать, одергивать, говорить: "Тебя слишком много." "Ты занимаешься наше время, место, пространство". "Помолчи, дай другим сказать." Тиран не понимает, что это иллюзия. Но все-таки и он хочет Ребенку добра. Просто в жизнь он его воплощает очень противоречивыми способами, ведомый амбивалентными чувствами.
* * *
Есть Девушка-Подросток.
Ей нравится красить волосы цветной тушью, носить разноцветные яркие одежки, гетры, шарфики с помпончиками (Ребенку они тоже очень по душе). Она влюбляется в мужчин старше себя, в мальчиков-сверстников, она готова влюбиться в любого, сказавшего доброе или нежное слово, уделившего ей внимание.
Тиран не одобряет ее внимания к будущим возможным трансферентным отцам. Это грозит ей новым насилием. А он хочет ее от этого уберечь. Правда, способы он выбирает очень жестокие, но все же он о ней заботится, переживает и пытается защитить.
* * *
Самая война у него с тем, кто мечтает стать Терапевтом. Тут идет битва не на жизнь, а на смерть. Я не могу пока сказать, что такого ужасного в этом для него. Но когда узнаю - расскажу. :)
- Пока ты отрицаешь, что все твои части - это ты, ты так и будешь пребывать в этих сильных чувствах, - говорит мне моя терапевт. - Пока их от себя отталкиваешь, отбрасываешь, отрицаешь.
- Как же принять Тирана в себе? - задаюсь я непростым вопросом.
Я представляю, как я с ним знакомлюсь. Вот он заходит в комнату. Он широкоплечий мужчина высокого роста, наверное, за сорок, с твердой поступью, четким мерным шагом, отчетливой внятной речью, громким голосом. Его взгляд прям, он непоколебимо уверен в себе. Он четко знает, как правильно, как должно быть, у него нет ни малейших сомнений. К сожалению, он косен и ограничен в своих убеждениях, как и бывает с любыми жесткими взглядами. Он носит черный плащ, кованые сапоги, у него черные глаза, горящий взгляд, квадратная челюсть.
Ну и я. Кто меня видел - знает. Стройная девушка среднего роста, одеваюсь, как подросток. На его фоне выгляжу совсем маленькой и хрупкой. Вот он заходит. Моя терапевт торжественно:
- Наоми, пришло тебе время познакомиться со своим Тираном.
Я ему:
- Здравствуйте. Проходите, пожалуйста. Присаживайтесь - вот сюда, в это кресло. Что Вам налить - чаю? Кофе? Со сливками? Сахару?
В общем, светский раут.
Сидим, смотрим друг на друга, молчим.
Я теряюсь - как с ним беседовать? О чем разговаривать? Как вообще с ним быть?
Пока не знаю.
Но чувствую, что вот пока я про него рассказываю всем - маме, подружкам, пишу про него здесь, мое отношение к нему теплеет. И он меня тоже меньше размазывает.
* * *
Недавно вышла в институте поработать в центре терапевтом. Это тот мой чел - будущий Терапевт, ему конечно не сидится, он всегда готов. Никогда не откажется. А часто и инициативу проявляет. Я ему только диву даюсь. Он вот такой:
Я там должна была не работать, как мы привыкли, а только прояснить запрос. Мне попался не клиент, а петляющий заяц. Я с такими еще не встречалась. Хороший опыт. Надо будет на супервизии с ним поразбираться.
В итоге я потеряла суть, так он меня запутал, потеряла клиента и наш контакт, мне начала помогать (или мешать) вся группа, народ комментировал и смеялся. Было очень весело.
- Как ты себя чувствуешь? - спросила меня препод.
- Странно, - ответила я.
А поскольку клиент тоже говорил, что чувствует себя странно, то мне было понятно, что снова по уши в контрпереносе, о чем я и сказала преподу.
- Ты молодец, - утешила она меня. - Трудно неопытному терапевту с таким клиентом. Он всех запутал.
Я нисколько не поранилась обо все это. Словно показывала своему Тирану, что я могу быть неопытным, начинающим, лажающим - Несовершенным терапевтом. И никто от этого не умирает: ни клиент, ни я, и вообще никто. :)
* * *
Дальше больше. Поскольку я с друзьями организую конференцию по психологии, наша задача - собрать побольше людей, а также тех, кто будет делать воркшопы. И я начала трясти своих друзей на эту тему. И в этом мне весьма помогал, кто бы вы думали? Тиран!
Причем если раньше, пока я его не осознавала, и он творил беспредел из Тени, я была свято уверена, что делаю это из любви к ближним, искренней заботы о них и внимании.
Травматик во мне страшно боится стать насильником, кого-то обидеть, задеть, забыть, быть невнимательным.
Помню, на последнем интенсиве по проработке детских травм мы делали спектакль. Участвовать хотели не все. И те, кто уходил, тревожили меня, я боялась, что их это обижает. И я спрашивала их, нормально ли им. И когда их ответы меня не вполне удовлетворяли, я переспрашивала и уточняла. Для меня это было проявлением заботы и внимания. А для них - давлением. Что меня тогда поразило. И это далеко не первый случай.
Сейчас же, когда моя подруга взмолилась о пощаде, я честно ей сказала, что да, я давлю, пристаю, и не отстану от нее, пока не пришлет. Потому что это нужно мне. И ее реакция была очень отличной от того, что я встречала в таких случаях раньше, когда не признавала Тирана в себе. В итоге она была мне горячо благодарна.
- Ты мне пришлешь описание и название или нет? - приставала я к подруге. - Не пришлешь сейчас, мест может не остаться.
- Ну что ты панику сеешь! Я и так уже тороплюсь. Я сегодня после суток, отработала день, завтра опять на сутки. Короче, ближайший выходной - четверг. А тут вон чего.
- Понимаю, тебе трудно. :(
Мы и сами примерно такие же. :) Моя цель - собрать конференцию, и мое личное желание, чтоб там был твой воркшоп, а не кого-то еще левого. Так что я тебя и пинаю. :) В своих интересах. :)))
И мы продолжили активное обсуждение ее описания и названия. И в итоге она написала чудесное, на мой взгляд, описание, учитывая, что это ее первый воркшоп, так просто блистательное. Она тоже была довольна и благодарна мне:
- Ты очень талантливый акушер! Умеешь роды облегчить! Спасибо! Мне нравится...тем более, что лучшее - враг хорошего...Ну, ты меня дожала! Спасибо еще раз! :)
- Обращайся, как надо будет дожать! :) Это я могу! :)
Теперь можешь сколько угодно волноваться, колбаситься, нервничать и прочее. :)
Исправления принимаются раз в день. :)
Собираешь все сообщения с просьбами поменять в один файл, к вечеру делаешь сводку и мне отправляешь,:)))
- С вами не забалуешь! Какие суровые!
- Да, мы такие. :) Пока вас всех, невротиков-перфекционистов построишь, запаришься. :) Хуже детей :) "И все стараются не слушаться". :)
Мы разошлись необычайно друг другом довольные.
* * *
А помог мне в этом мой Тиран. И в итоге, еще до определенного нами срока на сайте висят почти все воркшопы, и я не тревожусь, что людям будет скучно. И на самом деле я пристаю к своим подругам с воркшопами, потому что меня съедает тревога, что не будет людей, не будет интересно, что конференция не удастся. И моя тревога успокаивается, когда есть уже заявки на воркшопы, и мы можем думать над расписанием, бюджетом и прочими организационными вопросами. То есть я это делаю для себя, чтобы улеглась тревога. Хотя элемент любви и заботы к подругам тоже есть. Но не он ведущий.
Я помню, как мне самой было трудно начать когда-то, и я точно не сделала бы этого без поддержки и помощи и таких же пинков моих старших товарищей.
А еще конечно мне хочется видеть вокруг себя своих друзей, на конференции, которую я создаю, тогда и веселее, и интереснее и вообще чудесно!
* * *
Что же про Тирана? Мне он все больше нравится. Даже пока я писала все это, я проникалась к нему и нежностью, и благодарностью, и большим пониманием. И ведь правда же, что во мне все это есть: и напор, и давление, и упорство, упрямство, и желание сделать по-своему, добиться своего, повлиять.
Надеюсь, может, мне теперь будет с ним полегче жить-то? :)))
Кажется, я его больше признаю и понимаю. :)