Альтернативные Бургундские войны, ч.5. Сражение при Планте

Dec 04, 2023 08:00


Части 1, 2, 3 и 4.

Итак, мы оставили наших героев во время готовящейся контратаки Савойи, по силам Lower league. Армия (предписанной сценарием) силой в полторы тысячи конных и 8500 пеших движется к пограничной реке Морге. Отличное название для сценария с участием нежити, думаю.

Про савойскую армию XV века нам было известно мало что. Разве что упомянуто в биографии Карла, мол, много было наёмников из Италии. Остальное, надо полагать, было как у соседей по региону. На том и порешили. Тем более, что это объясняло целых полторы тысячи копий конницы у в общем-то небольшого герцогства.

По сценарию, силам лиги надо удержать позиции до обещанного подхода подкрепления. Офицер Некромант связи, кисло улыбаясь - картинка улыбающегося некроманта, как правило, "высушенного" от прокачки через себя энергий смерти до кондиции "свежая мумия" общепризнанно считается зрелищем сильно на любителя -  туманно посулил, что, дескать, останетесь довольны. Без своего нечестивого, но необходимого союзника лигисты слабее числом и качеством, поэтому, как резервный вариант рассматривается отступление за укрепления Зиттена, а тем временем на линию реки выдвинут сильный авангард.



С точки зрения движка: Морге это первый, пограничный рубеж лигистов, прикрывающий пусть скудные, но "активы" провинции (сёла вокруг Зиттена, которые в реальной истории были разграблены). Сам епископский город это крепость по линии второго рубежа, прорыв за который позволит савойцам, говоря современным языком, выйти на оперативный простор и нанести удар либо вглубь владений Лиги, при удаче "включая её из войны", либо севернее, по бернским земля. Авангард небольшой лигийской армии (максимально возможной по правилам численности в 50%) удерживает линию реки. Им навстречу савойцы выдвинули несколько более сильный числом авангард из пехоты собственной и наёмной. Расчёт очевидный: на преимуществе в статсах и снаряжения быстро прорвать рубеж, вынудив противника либо дать бой в поле (против 15 сотен конницы), либо сесть в осаду, где вышеупомянутое преимущество вполне может дать победу штурмующим.

Итак, линия рубежа. Куб дал (однако! три шестёрки!) три роскошные переправы, с крепкими мостами и предмостными укреплениями. Интересно, кто так качественно над Морге поработать мог? Контрабандисты, разве что - регион-то с торговлей... или наоборот, скорее тогда местные чиновники - чтобы товары шли через мост с будкой, а купец платил пошлины.

Кубы в принципе не подвели Лигу и в скирмише, в главных бросках. Савойцы разом атаковали все три моста, сильно потеснили гарнизоны (в центре он был практически сбит с позиции) но последняя контратака восстановила положение. Разменяв почти четыреста бойцов на 280, обороняющиеся всё же удержали рубеж.

Тем не менее, перед надвигающейся основной армией застрельщики отступают к Зиттену. Они своё дело в принципе сделали  - за выигранное время к лигистам приходит обещанное пополнение. Около трёх тысяч неживых латников.

Мы уже тестили зомби, гулей и умертвий. Из основных, ткскзть, отрядов остались только  эти. Базовые войска некросов, задуманные (и по бэку, и авторами листа) как ударный кулак  - во фракции, скорее играющей от принципа «да, мы проигрываем стычки, но не бежим, а если проиграешь ты - тест с - 2 или - 3, пожалуйста". Да, некросы могут (должны, вообще-то) усиливать свои войска заклятьями, но кто-то, способный иногда выигрывать и сам по себе, всё же в армилисте нужен.

По бэку, латники (в англоязычной версии записей они, кстати, undead MAA) это, если очень в целом, несколько более сложные зомби. В качестве »новобранца« труп нужен »свежий«, да ещё и не всякий подойдёт. Далее, нужен доспех если и не полный латный (это бы "золотой"  юнит получался), то по крайней мере 3/4. Доспешное "облачение" является необходимой частью ритуала, и служит "узлом" заклинаний оживления и контроля (и не только - о чём ниже). Наконец, Last but not the least, чары требуются более сложные. Если конфедерация ковенов среднего размера - может достаточно просто поднимать зомбей тысячами и десятками тысяч, то латников in the low thousands, и это в лучшем случае и далеко не сразу. Хотя бы потому, что "товар" штучный - оживление (в определённом смысле") идёт один за раз, по ритуалу, а не  »кидаем чары по площади с подходящими мертвяками, вливаем в них силы и пусть кто может, сам поднимается и к нам ковыляет«. Восстановление численности - тоже по сути только между кампаниями.

В общем, подарок от союзника и впрямь щедрый, лигисты действительно должны остаться довольны. Как дополнительный бонус, латники практически не воняют (они высохшие мумии внутри доспеха, по крайней мере, в сравнении с зомби и гулями.

По понятной причине, юнит в любом приемлемом тактически размере доступен  »лицемерам» и «полезным». Кстати: 1) охотники на некромантов отслеживают необычные поставки доспехов именно поэтому, 2) в подпапке "сказки и мифы" у нас числится легенда о некоем архимаге-некроманте, который сознательно спровоцировал соседей на святую войну с нежитью, чтобы войско условных крестоносцев извести в засадах, а пуще того чарами - и одной из причин было то, что в итоге "сырьё" для латников к нему пришло само, в подходящей физической форме и уже в собственном доспехе.

В общем, читатель уже может себе представить, что латники, в отличие от зомби, не "расходник". Поэтому, как и офицеры У.Джюса, заслуживают определённого внимания и старания своих создателей.

В седьмых героях про апгрейднутых скелетов сказано: Some Skeletons are specially selected by the Necromancers to wield enchanted armours and weapons, making them more than simple Dragon fodder.. Конечно, интересные вопросы: и с чего они гоплиты*, и для семиуровнего дракона первоуровневые юниты всё равно fodder, и возьмут только если числом...

Но сам принцип правильный. Чары усиления, да.



* Принцип better units have longer names - это святое. Гоплит. Ага.

Нет, некроманты не могут, и вряд ли захотят, постоянно поддерживать такое плетение заклинаний на целые отряды (неоправданно много энергии и концентрации нужно). Но латники уже при создании "подготавливаются" для получения усиливающих чар, которые кастуются проще и быстрее, в итоге.



Это мог бы быть он, в принципе. Если из орка боевой породы поднятый, в особенности. Оружие - да, двуручи как правило (нежить может носить щит, но использование его мало - мальски грамотно в комбинации меч-щит Сильно за пределами того весьма примитивного сознания, что некрос дарит своим даже качественным марионеткам). Так что: секиры, молоты, алебарды, или дубины, если ничего нет под рукой. Для сильного и нечувствительного к боли и ранам бойца волне подходит.

Итак, на равнине у городка Ла Планта выстраиваются лигийцы со своими неживыми (и лязгающими) союзниками - и войско герцогини Иоланты. Савойцы выставили пехотный центр и по два тактических «полка» конницов на флангах, лигиты поставили на фланги нежить. Рыцари и наёмные ланцеры, пока не поняв, кто против них, тем не менее признали противника, на глаз, достойным - рослые враги в доспехе, с тяжёлым оружием. Не ошиблись, надо сказать.

Констелляция магических сил и небесных тел никому не на руку, но и не мешает.

Они сошлись(С).

Савойцы атакуют первыми. Дождь арбалетных стрел, от отрядов поддержки с обеих сторон, полностью уходит в павезы по итальянской моде. А вот в ближнем бою савойская пехота сразу же серьёзно потеснила лигистов в ожесточённой (кубы дважды выдали сотню потерь в отряде) схватке, и рукопашная была под стать. Левый отряд центра Лиги явно удерживается на последних резервах храбрости.  Но, понятно, основное внимание было к флангам. Рыцари красочно, с треском ломающихся ланц, въезжают в отряды нежити, наносят урон -на галопе ланцы, при удачном попадании, крушат и броню, и мумифицированную плоть под ней... но вместо бегства или хоть какого-то смущения, неживые латники в ответ со страшной силой наносят удары своими топорами и молотами. Лязг сминающейся брони, раненые кони и воины... Впрочем, нежить минимально проигрывает стычку (им неплохо прилетело и в рукопашной), но а) им всё равно, б) конных и живых латников изначально в два раза меньше, чем наоборот.

В ответный ход армия Лиги восстанавливает порядок и ограничивается обстрелом. Лишь некроманты, желая «дожать» опаснейшего противника своих творений, посылают латников в атаку. Разумеется, контратака - рыцари вновь теряют десятки бойцов, их противник тоже - но счёт потерь опять почти один к одному, что невыгодно при численном превосходстве противника. Некроманты попытались усилить неживых латников в бою, но не преуспели.

Новый ход. И на сей раз всё выглядит иначе, зеркально по сравнению с прошлым ходом. Рыцари выступают достаточно успешно, а вот пехота уступает своим лигийским оппонентам - все три отряда отброшены.

Новый ход и воодушевлённые лигийцы контратакуют. Бой идёт с переменным успехом и большими потерями. Обе стороны измотаны и могут побежать (кроме нежити, конечно - хотя и они уже потеряли четыре с половиной сотни бойцов).

На третий ход, кроме перечисленного, у армии Савойи вырисовываются сразу две проблемы. Прежде всего, у рыцарей меньше бонус на атаке - слишком много ланц сломано - а кроме того, некросы смогли успешно активизировать вредоносные чары, спящие в оружии латников (ну, то есть - у нежити как раз теперь бонус к атаке больше). Игрок решает усилить сначала рукопашный бой латников (там кубов больше), в обоих случаях.

Достаточно предсказуемо, сильно пострадавший отряд ополчения Лиги в центре, хоть и выстояв все атаки, ломается под весом потерь (и штрафов, соответственно) и бежит с поля боя. Но зато соседний с ним отряд рыцарей (игрок за нежить выкинул только в одной атаке пять критикалок) сломлен и разворачивает коней.

Савойцы начинают продвигаться в центре (в это время равнодушные ко всему латники занимают их правый фланг). Рыцари удерживают своих неживых оппонентов и даже берут верх в стыке. Зато некроманты удачно «продлевают» усиление победоносного отряда латников (тот развернулся и теперь угрожает центру Савойи). Вся надежда была на бегство остатков лигийской пехоты...

Но на следующий ход, стоя буквально по колено в собственных убитых и раненых, те (на шестёрке) героически проходят тест. А вот последний эскадрон рыцарей практически разбит - не говоря уже, что потерял треть численности. Попытки савойской пехоты затыкать копьями и зарубить мечами противников, которые безразличием (и силой) похожи на ожившие статуи, предсказуемо безуспешны. Полторы сотни подданных Иоланты потеряли жизнь или здоровье, но не смогли свалить и дюжину конструктов.

На сей раз игрок за нежить внимательно считал потери «живых». И по итогам хода радостно напоминает, что теперь, с дополнительным кубом, его латники могут быть усилены вообще чуть ли не по щелчку костлявого пальца любого из некросов. Игрок за Бургундию задумывается, (затем следуют утверждения, оскорбительные для чести, достоинства и деловой репутации, правда, безадресные... надеюсь), и приказывает отступать.

Большой кровью, но союзники остановили Савойю. Захват части Во им не светит (а значит, Карл не утратит связь с прикормленными кондотьерами), но и двинуться дальше Иоланта не сможет. Окровавленные и измотанные, армии расходятся «на ничью». Подсчёты и выводы чуть позже. Но латники сильны, да. Мб слишком? Генеральное сражение покажет.

Удачи,

Кстати. Мы всегда считали, что военные традиции фракций должны как-то сочетаться. В конце-концов, они воюют в одном мире и часто друг с другом. Латники в этом смысле передают привет оркам. Те, как и некросы, сталкивались с тяжёлой конницей (при слабоватой собственной у одних, и вообще отсутствии у других), а равно с гномьей профессиональной пехотой в броне по брови. Ответ был тоже схожий: ну ок, а у нас в боевых порядках будут одоспешенные "шкафы" с двуручами наперевес, способные и коня на скаку остановить (сбив одним ударом), и гному несовместимую с жизнью заброневую травму обеспечить. Только у орков (напомню, сильно cleric-based раса в мире Л.) это подвид бойцовой породы, а некросы должны сами выкручиваться, создавая конструкты.

Удачи,

ЗЫ. В честь дня рождения Суворова на той неделе скинули мне ролик «Моцарт военного дела». Не фанат жанра, но тут чего-то зашло. Часть текста под него и написал).

ЗЗЫ. Никто не знает, что за ерунда в жж с кавычками? Или это потому, что часть текста написал в телефоне и отправлял себе на почту (длинное протокольное мероприятие в воскресенье, мечта, блин!)?

фэнтези

Previous post Next post
Up