Ближнее подмосковье. Усадьба Суханово

Sep 20, 2021 09:42




Добраться до Суханово москвичу не сложно. От метро «Аннино» ходит маршрутка № 1019к до остановки «Суханово», откуда до усадьбы 10 минут пешком. Есть другие варианты, но серая ветка метро для нас самая удобная, т.к. родная.
Впечатления от посещения усадьбы остались неоднозначные. В 1930-ые годы главный усадебный дом был перестроен под санаторий, позднее дом отдыха Союза архитекторов. И теперь в Суханово располагается Дом творчества Союза архитекторов России. Но, гуляя по парку, только лишний раз утверждаешься в мысли, что сапожник, как и сто лет назад, а этому крылатому выражению именно столько лет стукнуло, по-прежнему без сапог. Ну, нет у Союза архитекторов денег, чтобы усадьбу поправить.
Удручающее зрелище, а ведь какая история у этого места!

Главный усадебный дом




Последними хозяевами усадьбы являлись князья Волконские. Фамилия видная, известный старинный род, с которым связан также Лев Николаевич Толстой. По школьной программе все помнят, что Николай Сергеевич Волконский (1753 - 1821 гг.) - это дед писателя, ставший прообразом старого князя Болконского в романе «Война и мир». Но началась история усадьбы ещё в конце XVII века, когда Петр Великий даровал эти земли своему сподвижнику, первому московскому губернатору Тихону Никитичу Стрешневу. Правда в это же время Стрешнев начал осваивать еще одно имение, усадьбу Узкое, так что на Суханово, вероятно, сил уже не хватало. По крайней мере со времени Тихона Никитича здесь не осталось каких-либо значимых построек.




После смерти Стрешнева имение перешло в государственную казну, а немного позже было пожаловано военачальнику Ивану Ильичу Дмитриеву-Мамонову и его супруге, царевне Прасковье Ивановне, приходившейся младшей дочерью российскому царю Ивану V. Супруги не имели собственных детей, в связи с чем после их кончины Суханово унаследовал племянник Ивана Ильича, Федор Иванович Дмитриев-Мамонов. Федор Иванович слыл личностью скандальной - его жестокость к крепостным, вольнодумное литературное творчество и нежелание вникать в дела управления собственными поместьями привели к тому, что Суханово, пришлось продать семье видного государственного деятеля эпохи Екатерины Великой, Алексею Петровичу Мельгунову.




При Мельгуновых в усадьбе началось формирование общей композиции дворцово-паркового комплекса с характерной для классицизма центрально-осевой планировкой передней части. Наиболее значимыми постройками, появившимися в Суханово при Мельгуновых, стали каменный дом с флигелями, хозяйственные службы и домовый храм. После смерти Александра Петровича Мельгунова и его супруги Натальи Ивановны, а также бездетного сына четы, Владимира, Суханово унаследовала младшая дочь Мельгуновых, Екатерина Алексеевна.

Одна из парковых аллей, вплотную примыкающая к главному дому, более напоминает тропинку в диком лесу.




Екатерина Алексеевна составила блестящую партию, выйдя замуж за князя Дмитрия Петровича Волконского. Однако семейное счастье супругов оказалось недолгим. В 1812 году глава семьи был смертельно ранен при командовании русскими войсками на войне с Наполеоном. Скончался Дмитрий Петрович в селе Малинки Рязанской губернии, в этом же месте он был погребен. Однако, безутешная вдова пожелала, чтобы прах ее супруга был перезахоронен в Суханово.
Именно эти трагические события способствовали появлению в усадьбе Суханово одного из самых выдающихся архитектурных шедевров - мавзолея Волконских. К мавзолею мы ещё подойдём, но до этого хотелось добавить несколько слов по поводу главного дома.




Дворцово-парковый ансамбль в том виде, в котором он частично дошёл до нас, возводился главным образом в первой четверти XIX века под руководством Екатерины Волконской. Несмотря на огромную скорбь по безвременной кончине супруга, Екатерина Алексеевна не оставалась в стороне от хозяйственных дел и вопросов дальнейшего усовершенствования усадьбы.




Она принялась за переделку внешнего вида главного дома. Возведенный в стиле раннего классицизма, к середине XIX столетия он приобрел характерные, поздние черты этого стиля. В 1843 году часть усадебного комплекса была перестроена по проекту архитектора Константина Тона.




Шестиколонные ионические портики украшали когда-то оба фасада.
Ныне оригинальный портик остался на стороне, обращённой к пруду.




Фонари возле дома




Всё ненужное - вон! Быть тут вороньему гнезду. Так под жилищный фонд освободилось место.




А знаете, вполне символично. Подобным образом с усадьбой поступили в 30-ые годы прошлого столетия, и теперь воронье гнездо - это именно то, во что превратилось Суханово впоследствии.

Но не будем забегать вперёд. Пока мы говорим о более благолепных временах для усадьбы. Фасад, обращённый во двор, реконструирован при Екатерине Волконской, обрамлён полуротондой с верхним балконом и чугунными лестницами.




Рядом с господским домом ещё во второй половине XVIII века была выстроена небольшая восьмигранная Богородицерождественская церковь в стиле позднего московского барокко. Её внешний вид имеет сходство с ныне существующей Смоленской церковью в Троице-Сергиевой лавре. Позже был достроен придел апостола Петра, одноярусная колокольня, а храм соединён с дворцом двухэтажным переходом.




Сегодня сохранилась лишь дверь, ведущая в церковь, и ризница.
Саму церковь разобрали по кирпичику на стройматериалы в 30-ые годы прошлого века.




Внутренний двор главного дома




И фасад со двора




По состоянию на 2013 год господский дом занимает частный детский лицей. В здании вяло ведутся ремонтные работы. По словам М. Ю. Коробко (российского историка, исследователя истории Москвы, Подмосковья и усадебного наследия русской провинции), портик вместо реставрации «обшили какой-то дрянью».

Зайдём внутрь здания. Чем похвастается господский дом сегодня?




Боже мой! Удивление современников когда-то вызывало экзотическое оформление внутренних помещений в турецком, египетском и средневеково-рыцарском стиле по эскизам художника Барбиери.




Верхние комнаты были оформлены в Китайском и Японском стиле крупнейшим русским художником и археологом, академиком Фёдром Солнцевым. Интерьеры дворца Волконских - это был ранний пример эклектического подхода к архитектуре и декору.




На стене одной из лестничных площадок размещена картина «Диана и Актеон». Репродукция? Буду рада ошибиться.




Все читабельные имена на шкафчиках изменены, чтобы не нарушать права о персональных данных.




Поднимаемся на второй этаж




Никто не препятствует нашему посещению. Наоборот, нам предлагают (в эти дни проводится набор в первые классы) осмотреть помещения. Уверяют, что относятся к интерьерам бережно, и стараются не вносить никаких глобальных изменений.




- Затем, на развалинах часовни...
- Простите... часовню... тоже я развалил?
- Нет, это было до вас - в XIV веке.
О, если бы в тёмные времена, если бы в XIV веке. Но интерьеры дворца были утрачены в советские годы при перестройке. Адаптируя бывший барский дом под нужды советской власти, архитектор Виктору Дмитриевичу Кокорину удалось лишь частично сохранить классицистическую планировку особняка.




Потолочный фриз




Колористика интерьеров оставляет желать лучшего, но это претензия не к нынешним жильцам.




Они, по всей видимости, выживают, как могут, и сохраняют то, что имеют.




Розовый зал. «Хоть бы кто-нибудь купил лицею бардовые стулья!» - крик души.




Третий этаж







Бильярдная. Явно принадлежит не лицею. Не преподаватели же здесь по ночам режутся?!




А вот на сайте санатория Дом творчества «Суханово» размещено объявление, что к услугам отдыхающих - прекрасная библиотека, бильярд, конный выезд, настольный теннис и т.д. Как интересно. Неужели бильярдную, что на третьем этаже лицея, посещают «члены Союза архитекторов». Как это всё совмещается (?) при том, что это не просто лицей, а ещё и пансионат для учащихся, т.е. дети проживают на территории лицея весь учебный год.










Рядом с главным домом находится восточный флигель, постройка конец XVIII века




Сегодня это один из корпусов санатория, причём не самый комфортабельный. Удобства в этом корпусе расположены на этажах, в номерах лишь раковина с горячей и холодной водой. Имеется маленькая кухня, комната отдыха и открытая веранда. На веранде сушится бельё, так что складывается впечатление, что это не санаторный корпус, а общежитие для гастарбайтеров.




Мои предположения не беспочвенные, позже объясню, почему.




Этот флигель, то ли из-за стоящей на детской площадке скульптуры, то ли ещё по какой-то причине, называют «Кошкин дом»




Рядом с флигелем фрагмент барельефа - обвалившийся осколок чего-то более масштабного.




Один из рекламных слоганов на сайте санатория гласит, что к услугам отдыхающих, помимо всего прочего, обширный парк со скульптурами, расположенными в самых живописных уголках усадьбы. Видимо, это оно. Настало время дивиться обширности, живописности и скульптурности.

Кухонный флигель




Он как раз в хорошем состоянии. Кухонный флигель, построенный еще в 70-х годах XVIII столетия, в XIX веке примерно в эти же годы был существенно увеличен боковыми пристройками.

Ну, а тут у нас печальная аллея с печальным зрелищем




Разворачиваемся на 180° и видим останки старинной конюшни с каретным сараем




Заглядываем в разбитое окно




Не знаю, у кого какие рефлексы срабатывают, я еле сдерживаюсь от отвращения при виде сгнившего нутра







К конюшне, разносчику заразы, вплотную примыкает садово-огородное хозяйство с теплицами.




Выбираемся на аллею, ведущую к пруду. На ней стоит самое красивое здание усадебного комплекса.




Дом Причта, или дом церковнослужителей. Сейчас здание занимает администрация дома отдыха.




Стилизованный замок в псевдоготическом стиле построен в середине XIX века.
Предполагается, что проект был воплощен по рисункам одного из детей рода Волконских.




По обе стороны от дома церковнослужителей размещены гостевые дома «Северный» и «Южный».




Время строительства этих симметрично расположенных домов - 1830-е гг. По сообщению сайта санатория «Суханово» - эти два дома также являются жилыми корпусами санатория. Нам удалось поговорить с одной из проживающих в номерах «отдыхающей», после чего мы ещё больше укрепились в мысли, что некоторые номера сдаются гастарбайтерам.

Неподалеку от гостевых домиков и дома церковнослужителей разместилось еще одно здание - дом управляющего.




Ему не так повезло, как Дому Причта. Выстроенный всё в том же стиле неоготики, сегодня дом совершенно разваливается, а на его крыше начинают расти деревья.




До революции две этих постройки, дом Причта и дом управляющего, были соединены друг с другом воротами с замысловатыми башенками, поддерживающими общий стиль в композиции. Фотография 1910-1914 гг.




А мы приближаемся к самой печальной истории усадьбы Суханово.
По дороге нам попадаются ещё несколько «парковых скульптур» в самых неожиданных местах




И вот мы у мавзолея Волконских




Как я уже сказала выше, Дмитрий Петрович Волконский скончался от ран в 1812 году и был похоронен в рязанской губернии. Но супруга его, Екатерина Волконская, пожелала перезахоронить мужа в усадьбе Суханово.




В 1813 году монументальное здание в стиле московского ампира, в основе которого находится ротондальный храм-усыпальница во имя святого Дмитрия Ростовского, было полностью построено. Екатерине Волконской удалось осуществить задуманное - перезахоронить своего супруга в их совместном имении.




Храм святителя Дмитрия Ростовского с усыпальницей князей Волконских - это один из первых памятников в честь победы России над Наполеоном в 1812 году. Над могилой Дмитрия Петровича Волконского был построен мавзолей по проекту одного из самых известных архитекторов тех времен Доменико Жилярди. Прообразом мавзолея-ротонды, очевидно, послужил римский Пантеон. Храм-мавзолей был неоштукатуренным, на фоне краснокирпичных стен контрастно выделялись белоснежные лепные детали и портик. По бокам лестницы в 1827 г. были установлены стильные чугунные треножники с ампирными масками, что еще более усилило мемориальный характер комплекса.




По сторонам храма-мавзолея были выстроены два скромных одноэтажных флигеля, в которых расположились богадельни для ветеранов Отечественной войны. Дуговыми колоннадами они соединялись с колокольней, находившейся с восточной стороны храма. Церковь сия именовалась до 1860 года домовою князей Волконских, но с октября 1860 года указом консистории предписано считать приходскою.




К концу XIX века в усыпальнице находилось пять захоронений Волконских - Екатерины Алексеевны, Марии Николаевны, Ольги Дмитриевны Волконской и двух Дмитриев Петровичей. Шестая и последняя могила - последнего князя Дмитрия Волконского располагалась на площадке перед самим храмом. Эту могилу большевики уничтожили - гробы вытащили из усыпальницы, а останки разбросали по территории усадьбы. Говорят, что гробы потом употребляли в качестве корыт для корма скота.




Итак, сначала (в 1934 г.) из склепа под храмом-мавзолеем были извлечены захоронения членов княжеской семьи Волконских, останки выброшены в овраг, затем по проекту Н.Д. Виноградова был кардинально изменён храм-усыпальница Святителя Димитрия Ростовского, прекрасный образец московского ампира. Была разрушена и галерея-колоннада с колокольней, окружающая архитектурный памятник, а на месте колокольни воздвигнута кухня со столовой. В результате переделок шедевр Жилярди был загублен, а сами архитекторы, улыбаясь, говорили: пируем, сидя на князьях. Фотография 1950-ых гг.




Апогей был достигнут в 80-е годы прошлого столетия, когда московский архитектор А.Д. Меерсон предложил устроить пивной бар на 8 мест в фамильном склепе одного из древнейших титулованных российских дворянских родов.

Кто-нибудь из них слышал впоследствии «Сербскую песню» Юнны Мориц?
Не ходите, мальчики, по чужим костям,
Собственных костей не соберёте.
Призрак ваш свихнётся, собираясь по частям -
Ноги в поле, руки в море, голова в болоте!

Не гуляйте, мальчики, по чужой крови́,
Собственная кровь приснится в кране.
Будет порча в доме, в теле порча, и в любви,
Жгучий холод, сучий голод, старость тараканья!

Не копайте золото из чумных могил,
Страшные кладовки отомстятся.
Вам прививки делали от других бацилл -
От желтухи, от краснухи - не от святотатства!

Надругались, покочевряжились...
А потомки любителей попировать на костях теперь краснеют у некрополя Волконских.




Это те самые плиты, вынесенные из усыпальницы в 30-е годы. Там же находятся две небольшие тумбы с надписями: «Пестель Варвара Александровна 13.09.1837 - 28.06.1838» и «Пестель Мария Александровна 10.11.1840 - 11.11.1840». Это дочери младшего брата и фактически племянницы декабриста Петра Ивановича Пестеля.

Неподалёку от некрополя можно увидеть скульптуру «Дева с разбитым кувшином»




В советские годы «Деву», неизвестно зачем, перенесли от пристани к мавзолею, но до этого успели изуродовать. Это копия аналогичной скульптуры в Царском Селе, которую воспевал Пушкин и Ахматова.
Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.

* Мне подсказали в комментарии (korolevvlad), что скульптура всё-таки была перенесена на новое место не случайно, а для лучшей сохранности.

Спускаемся к пруду, проходя под сводами арочного моста.




В начале XIX столетия в Суханово был возведен мост, раскинувшийся над оврагом. Он представлял собой однопролетную кирпичную конструкцию с белокаменными деталями. Мост простоял около ста лет, после чего рухнул. Его восстановили сначала в дереве с нарушением исторических пропорций, а затем, в 1951 году, мост переделали в камне с изменением былых художественных форм.

Печальна дева, печалимся и мы.




Прежде здесь всё было иначе: павильон Эрмитаж, катальная горка, сфинксы и пристань у пруда, обелиск с двуглавым орлом - ничего этого нет. Главный дом, возведённый в конце XVIII в. и перестроенный в 1945 г. архитектором В.Д. Кокориным, утратил свою ценность как памятник архитектуры. Храм-мавзолей Волконских имеет лишь внешнее благообразие. Из него вынули душу. Теперь это пустая, искаженная перестройкой оболочка. Усадьба Суханово - тихо умирающая история русской культуры.




В 1960-ом году его печальные останки были признаны памятником архитектуры общесоюзного значения. В 1993 году имение было передано предприятию «историко-культурный центр Суханово», которое за несколько лет превратило памятник архитектуры в развалины.

Пруд на реке Гвоздянке




В 1996 году Союз Архитекторов вернул себе усадьбу, однако с тех пор мало что изменилось, и усадьба продолжает разрушаться. Ныне объект федерального значения - заурядный дом отдыха.

Часовня на месте старой пристани




Частный сектор с пляжем и зоной отдыха на том берегу




«Культурное наследие - это духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами - это главное основание для национального самоуважения и признания мировыми сообществами. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы».

архитектура, культурное наследие, усадьба, господский дом, санаторий Союза архитекторов России, история, память, дом творчества Союза архитекторов России, домовая церковь, стиль, памятники, мавзолей Волконских, забвение, Суханово

Previous post Next post
Up