Про детское кино вообще и «Про Лёлю и Миньку» в частности

Sep 07, 2021 11:10




Вы какое кино больше всего любите? Я вообще-то остросюжетные детективы и триллеры. Причём читать детективы я не люблю, потому что читаю очень медленно. У меня привычка смаковать каждую строчку, иногда перечитывать отдельные страницы, таким образом можно никогда и не узнать, кто же главный злодей. И всё-таки у меня есть два автора неспешных детективов с «опасными поворотами» в сюжете. Один из них, не трудно догадаться, англичанин Джон Пристли, именно он написал пьесу в детективном жанре «Опасный поворот», другой автор - француз Себастьян Жапризо, также является классиком психологического детектива. Пожалуй, это будет темой для другого моего поста. А любителям внезапных озарений, молниеносных умозаключений, крутых виражей и других реактивных поворотов событий лучше смотреть кинофильмы. «Так при чём здесь детское кино?» - скажете вы. Правильно, не всё же головомойки головоломки смотреть, другая моя страсть - экранизация классики. Вот мы и добрались до основной темы сегодняшнего разговора.
Фильм «Про Лёлю и Миньку» посмотрели с мужем только теперь, хотя отмечено, что премьера состоялась аж 17 декабря 2020 года. Я думаю, объяснять не надо, каждый взрослый поймёт, что фильм снят по рассказам М.Зощенко «Лёля и Минька». Почему фильм пропустили? Я не согласна с мнением, что хорошее в рекламе не нуждается. В миллионной рекламе может и не нуждается, но анонс-то можно было сделать.
Посмотрев фильм, я поняла, как сильно соскучилась по кинематографу с детьми и о детях. Ничего подобного не видела с советских времён, когда в кино дети, действительно, играли, а не вяло присутствовали.
Фильм подойдёт для просмотра всей семьёй. При этом сразу вспоминается, что семейные фильмы в нашей стране первым начал снимать Ролан Быков, когда у нас ещё и жанра такого не было. В титрах к одному из них было написано: «Кинокомедия для самых маленьких детей, их старших братьев и сестер, пап и мам, а также дедушек и бабушек».
Но справедливости ради скажу, что фильм «Про Лёлю и Миньку» всё-таки больше для взрослых о детях, как вообще и сами рассказы М.Зощенко. Хотя нет, скорее не так. Просто рассказы о детях Зощенко надо начинать читать с пяти лет, а потом перечитывать всю жизнь.
«Детство для Зощенко - это своего рода выбор пути: куда и как пойдёт человек? Кто и что будет его ориентиром в этом кратком и вечном, ранимом и впечатлительном состоянии?» И, конечно, читая М.Зощенко, убеждаешься, что детство никуда не уходит. Оно прячется в каждом из нас за насупленными сросшимися бровями, за пенсне, за поджатыми губами, но, какими бы серьёзными и солидными мы себе не казались, при любом удобном случае оно лукаво выглядывает наружу и выдаёт нас с потрохами.

Кадр со съёмочной площадки. Лёля и Минька




Кадр со съёмочной площадки. Бабушка Лёли и Миньки




Сразу оговорюсь. Я не всеядная, угодить мне сложно. От современных Петровых, Прилучных, которые лезут к вам в телевизор из каждого унитаза, дрожь берёт. Страдаю, ой, как страдаю от своей разборчивости. Нет, чтобы вечером посмотреть какую-нибудь современную «комедь» или незатейливое приключение. Ан нет, тошнёхонько мне. Покручу каналы, поругаю и выключу.
Вернёмся к фильму. Актёрский состав: чем меня лично устроил? Большинство актёров имеют театральное образование, в их игре это прослеживается и чувствуется. Оператор с такими актёрами может позволить себе не только общие планы, в которых играть лицом, показывать эмоции не обязательно, достаточно просто свободно двигаться перед камерой и не путать выход из кадра направо, налево.
Так вот в фильме играли хорошие актёры из хороших театров Москвы и Санкт-Петербурга. Мимика, жесты, игра-переход от буффонады к эмоциональным сценам на высоте. Назову только некоторых героев.

Андрей Емельянов (подросший Минька) - актёр Петербургского театра «Мастерская»




Татьяна Рыбинец (подросшая Лёля) - актриса МТЮЗа




Сергей Степанченко (отец Лёли и Миньки) - актёр театра Ленком
Ольга Красько (мать Лёли и Миньки) - артистка театра-студии п/р О.Табакова




Аркадий Коваль (дядя Коля) - актёр театра комедии им. Н. П. Акимова, театра «Русская антреприза» им. А. Миронова в СПб
Екатерина Кирчак (тётя Оля) - актриса МТЮЗа




Роман Мадянов (начальник отца Лёли и Миньки) - играл в Московском театре им. Маяковского




Думаю, Александра Адабашьяна никому представлять не надо.




В фильме он сыграл роль тряпичника.
Как, думаю, никому не надо представлять актрису Валентину Талызину. Она играла бабушку Лёли и Миньки.




Но главные герои фильма, конечно, дети, с подбором которых попали в образ стопроцентно. Милый куклёнок Минька (Елисей Мысин) и не сформировавшаяся барышня Лёля (Евгения Щербинина). Очень довольна их игрой. Не было ощущения переигрывания, как и ощущения ступора и одеревенения. Если Миньке зачастую достаточно было появиться в кадре, чтобы вызвать умиление, то у Лёли роль была куда сложнее. Нескладный подросток, которому приходится терпеть несправедливость и недопонимание со стороны взрослых, отчего ребёнок чувствует обиду и зависть к брату. В то же время Лёля очень живая, любопытная, озорная девочка с находчивым характером. Я не люблю к детям применять слово актриса, актёр. Это трудная профессия, которой, как и любой другой надо учиться. Но надо отдать должное режиссёру и всей съёмочной группе, с детьми изрядно повозились и Лёле удалось выдать весь спектр эмоций. Мне очень понравилось её лицо, но особенно я обратила внимание на губы. Рот немного больше среднего, для характерной героини это оказалось плюсом. Подвижное, пластичное лицо, на котором отображались неподдельные радость, страдания, злорадство.

Немного фотографий со съёмочной площадки



















А ещё очень нам нравится с мужем наперегонки определять город, место, где снимался тот или иной эпизод фильма. Иногда, к сожалению, это единственное развлечение при просмотре кинокартины. Но не в этот раз, конечно. И всё-таки места были идентифицированы чисто рефлекторно.

Витебский вокзал




Это самый первый вокзал, возведённый и открытый в России. Прекрасная постройка в стиле модерн, оценённая не только любителями архитектуры, но и кинематографистами. Вы его видели в фильмах: «Начальник Чукотки», «Шерлок Холмс. ХХ век начинается», «Вокзал для двоих», «Брат», «Анна Каренина» режиссёра Сергея Соловьёва (2009 г.), и «Анна Каренина» режиссёра К. Шахназарова (2017 г.). И это далеко не весь список из фильмографии актёра данного объекта.




А вот основное место действия фильма «Про Лёлю и Миньку» - усадьба дворян Зацепиных в Тутаеве, Ярославской области. Усадьба построена в начале XIX века и хранит дух времени. То же самое можно сказать о кинокартине, снятой в этих местах. Антураж, костюмы, предметы быта прекрасно передают и дополняют атмосферу тех лет.




Операторские приёмы не новы. Так, сцены детства Лёли и Миньки переданы в красках, а сцены условного настоящего - чёрно-белые. Но это не претензия, только факт. И потом, я уже поставила жирный плюс крупным планам, которые в наше время операторы избегают, за неимением что в кадре крупным планом показать. А так, и цветные и чёрно-белые сцены в фильме очень даже живописные. В цветных - щемящее чувство семейного праздника, сказки, душевного тепла. В черно-белых - колорит места и времени, а где-то абсурд ситуаций хорошо передаётся.










Также надо сказать, что это не первая режиссёрская работа Анны Чернаковой. В содружестве с Александром Адабашьяном были написаны сценарии и сняты фильмы «Собачий рай», «Жили-были мы».
Когда-то в одном интервью Елена Санаева сказала, что Ролан Быков «был честен перед временем и стоял, упершись до последнего, чтобы сохранить и культурное пространство, и фильмы, обращенные к детям и юношеству». Вы же понимаете, что я не случайно не в первый раз упоминаю имя Ролана Быкова. После его смерти в истории кино сложно вспомнить что-то достойно снятое для детей и о детях. Но, к счастью, у Ролана Антоновича есть продолжатели.

Перерыв. Александр Адабашьян на съёмочной площадке




Рабочий момент. Режиссёр Анна Чернакова, оператор Илья Дёмин




И не могу не вспомнить выступление Ролана Быкова 1979 года в передаче «Вокруг смеха», где он рассуждает о том, почему у детей и взрослых время течёт по-разному, перед какими детьми не могут устоять режиссёры и как важно видеть друг в друге людей, независимо от возраста.
«Когда я смотрю на ваши глаза, хотите вы этого или не хотите, есть очень много серьёзных солидных людей, но я вижу глаза детей. Потому что вы собственно говоря чего пришли? Ну чего пришли-то. Ведь есть что делать, есть дела. А интересно, чего будет. Это всё-таки от детства. Я всё время думаю о детях, об этих тайнах, об этом феномене детства. Вы посмотрите, какой у детей протяжённый день. Вспомните наши дни в детстве. Было целое утро до школы, потом был целый день в школе, потом целый день после школы, а после этого дня был целый вечер. А во что сейчас превратился мой день? Это же смешно подумать. Я только что встал, клянусь вам, только что почистил зубы. Вот мы уйдём, надо будет ложиться спать. Вот так встал, лёг, встал, лёг. Говорят: "С Новым годом!" Встал, лёг. Ещё раз: "С Новым годом!" Я снимал картину о длинном детском дне "Внимание, черепаха!" Там я разбирал этот длинный день, вмещающий в себя целую жизнь. Мне было сорок лет тогда. Куда делись десять лет? Встал, лёг - десять лет, как не бывало. Это что, справедливо? С этим можно согласиться? Я думаю, может можно открыть тайну протяжённости детского дня.
Я думаю не только об этом феномене, а о феномене детской одарённости. Я не устаю поражаться тем детям, которые приходят в кино. На "Внимание, черепаха!" приходит герой, который не подходит ни к одной роли, который не верно выговаривает буквы, но он с ног до головы перепачкан чернилами. Он перепачкан спереди, сзади и сверху, как будто его поливали из пульверизатора. Но даже дело не в этом. Войдя в комнату, он тут же сел на моё место, потёр руками, сказал: "Так, что будем делать?" Ему мало всего, ему надо делать, энергично вступать в жизнь. Как же не взять такого человека, столь одарённого жаждой деятельности? Или приходит девочка, глаза - маслины. Молчит. Сниматься не хочет. "Почему ты не хочешь сниматься?" "Мне здесь не нравится". "Почему?" "Как у мамы на работе. Пахнет кислым". Я очень заинтересовался этой девочкой, говорю: "Ты можешь нарисовать мне что-нибудь?" А она говорит: "А вы меня тогда отпустите?" И она нарисовала. Рисовала она неважно. Она нарисовала всё, что видела. Перед ней был шкаф, она нарисовала шкаф. Перед ней было окно, она нарисовала окно. За окном были облака, она нарисовала облака. Но всё, что она нарисовала, было с глазами. Шкаф с глазами, окно с глазами, облака с глазами. И смотрели они очень сложно друг на друга. Шкаф смотрел на окно, окно смотрело на облака, а облака через окно смотрели на шкаф. Такой был горестный треугольник. Как же было не взять девочку, которая знает, что не часто все смотрят только друг на друга, но и в сторону? И которая знает, что и окно, и шкаф, и облака имеют глаза? Надо было найти армянского мальчика, замечательный образ которого написали Лунгин и Нусинов. Нашли за-ме-ча-тельного мальчика, очень воспитанного, тонкого, прекрасные родители, душевного, хорошего, но... бестия. Мальчик очень так умел себя вести. Он всё время опаздывал. Я ему говорил:"Ну, что же ты опаздываешь?" На что он мне отвечал: "Ролан Антонович, у вас здесь московский время, у меня ереванский время. Я привык к ереванский время, я не привык к московский время. Если бы я вставал по ереванский время, а не московский время, я бы приходил во время, но я встаю по московский время и не могу прийти во время по ереванский время..." Я уже не понимал какое у меня время. Во всяком случае он однажды увидел, что мы дарим весь реквизит, который уже не нужен. Отснимемся и дарим, краски и т.д. Он увидел однажды в коридоре пустой аквариум. Он сказал: "Ролан Антонович, тут, наверное, завтра будут золотые рыбки?" Я говорю: "Да". Он: "Большое спасибо". Утром он пришёл, не смотря на московское время, в восемь часов. Он бросился к этому аквариуму, увидел, там плавают четыре большие рыбы, подбежал ко мне: "Ролан Антонович, можно, когда закончатся съёмки, я увезу к себе в солнечный Ереван всего четыре рыбки?" То есть всех ему отдай. И какую базу подвёл.
Для меня всегда дети - и проблема, и загадка, и система ориентации, и желание общения. Мы живём с ними очень воедино. И не надо делить по горизонтали: сверху взрослые, снизу дети. Лучше делить людей по вертикали. Тут благородство, добро, тут зло и подлость. Вот как, наверное, делятся люди. Потому что и взрослые и дети - это люди. И если мы уважаем себя, мы должны уважать наших детей, потому что все мы люди».
И, отчасти, все мы взрослые дети, просто многие об этом забыли.

Про Лёлю и Миньку, отзыв о фильме, детское кино, кино, экранизация Зощенко, Лёля и Минька, впечатления, семейные фильмы, дети в кино, экранизация классики, кино про детей

Previous post Next post
Up