В конце апреля прошлого года, на Пасху решили съездить в Донской монастырь.
Солнце, птички, в воздухе начинается брожение. Почки на ветках набухли и кое-где лопнули, но листочки ещё не раскрылись. Это если рассматривать их пристально вблизи, а если глядеть вдаль, то в воздухе уже «Идёт-гудёт Зелёный Шум».
В монастыре на праздник было людно и по нынешнему обычаю шла реставрация. Последнее время реставрационные работы нас преследуют всюду. И всё-таки большую часть ансамбля можно было осмотреть и сфотографировать без строительных лесов. Также можно было пройти на территорию Некрополя по случаю праздника. Обычно он открыт для посещения только по субботам и воскресеньям с 10 до 16 часов.
Предание о возникновении монастыря гласит, что в 1591 г. Москва жила в страхе от приближающихся орд хана Казы-Гирея. 2 июля пришло известие, что войска хана подошли по Серпуховской дороге к селу Котлы. Укрепившись основными силами к 4 июля в овраге у села, хан начал небольшие вылазки против русских войск. Наступила ночь. Ночью царь Федор Иоанович долго совещался с Борисом Годуновым об организации обороны, а на рассвете повелел взять икону Донской Божией Матери из полковой церкви и обнести ее по всему рубежу обороны.
Когда взошло солнце русские войска застыли от удивления. Татарская орда бежала от стен Москвы. Это непонятное явление объяснили заступничеством иконы Донской Божией Матери, которую донские казаки подарили в 1380 г. войску князя Дмитрия Ивановича перед его сражениями с Мамаем.
В честь этой иконы, на месте походного алтаря, и построил в 1593 г. царь Федор Иоанович каменную церковь - теперь это Малый собор Донской иконы Божией Матери. Это событие послужило началом строительства монастыря. А с основанием Донского монастыря завершилось создание южного оборонительного пояса Москвы - в него вошли Новодевичий, Донской, Даниловский и Симоновский монастыри-крепости.
Собор Малый, или Старый в честь иконы Богородицы, именуемой Донской.
В первоначальном виде в плане он был почти квадратным, с тремя округлыми апсидами. Его объём завершался тремя ярусами кокошников, световым барабаном и шлемовидным куполом. Позднее к собору, по распоряжению царя Фёдора Алексеевича, пристроили с севера и юга два придела - великомученика Феодора Стратилата и преподобного Сергия. В том же году с запада возвели трапезную, в 1679-м была сооружена шатровая колокольня, а шлемовидный купол заменили поныне существующей главой луковичной формы.
К 1684 г. посередине монастырского двора стали рыть большой фундамент для нового собора. Строительство собора было завершено в 1698 г. Так появился Большой (новый) собор в честь Донской иконы Божией Матери.
Пятиглавый тридцатиметровой высоты собор стал доминантой над всей местностью. Собор выполнен в стиле нарышкинского барокко, окружен двухъярусной арочной галереей.
Настенные росписи на библейские сюжеты выполнил художник Антонио Клаудо по эскизам В.И. Баженова, 1782-1785 гг.
В подклете Большого собора в 1712-1714 гг. был устроен Сретенский храм, возведенный одновременно с основным объемом храма как крипта - усыпальница царей Имеретинских, царевичей и князей грузинских Дадианов и Багратионов.
В 1812 году Большой собор, как и весь монастырь, был разорен французскими войсками. Французы разместились по кельям, а теплую церковь (Малый собор) превратили в конюшню. В алтаре ночевали коровы, привязанные к престолу. В Донском монастыре богослужения не велись, так как не было ни одной свободной церкви. Вскоре монахи по 5-6 человек бежали из монастыря, остались только ризничий, свечник и два престарелых монаха, которые жили в монастыре до возвращения братии.
Стены и башни монастыря сооружены в 1686-1698 годы на средства дьяка Новгородского приказа Якова Аверкиевича Кириллова. Они образуют почти правильный квадрат. Башни монастыря украшают пышные узорные «короны».
Юго-восточная башня XVII века
Святые (Северные) ворота монастыря с надвратной церковью в честь Тихвинской иконы Божией Матери
В 1713 году над северными воротами монастыря на средства царицы Прасковьи Фёдоровны (урождённая Салтыкова) и её дочери, царевны Екатерины Ивановны, была построена надвратная церковь Тихвинской Богоматери, в целом повторяющая надвратную Входоиерусалимскую церковь Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Тихвинскую церковь строил Иван Петрович Зарудный, известный зодчий петровского времени.
На той же фотографии правее находится церковь Иоанна Златоуста 1888-1891 годов постройки. К сожалению, сейчас в лесах. Позже будет добавлена фотография. Это храм-усыпальница семейства Первушиных. И.А.Первушин жертвовал в монастырь значительные суммы, а перед кончиной был пострижен и стал монахом Донского монастыря.
Церковь Захария и Елисаветы надвратная под колокольней
Вопрос о строительстве новой колокольни встал в конце XVII века в связи с окончанием строительства нового соборного храма, масштабам которого не соответствовали имеющиеся колокольни у Малого собора и над северными воротами.
Колокольню Донского монастыря начинал сооружать петербургский архитектор Д. Трезини, однако он возвёл только нижний ярус. Достраивал колокольню уже в середине XVIII века зодчий Алексей Петрович Евлашев.
В колокольне находится церковь праведных Захария и Елисаветы. Надвратный храм над западными воротами во имя праведных Захария и Елизаветы был закрыт в конце XVIII века по указу императрицы Екатерины II, а впоследствии в нем разместилась монастырская библиотека и архив.
После революции помещения храма были приспособлены под жилье, весь объем храма разделен на этажи.
В 1980-е годы реставрационные работы вернули первоначальный облик храму.
Здесь же, в северо-западной части монастыря находятся небольшие храмы, построенные совсем недавно.
Ближе к Северным воротам - храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца, 2000 года постройки.
Храм увенчан округлой крышей и ярусом колокольного звона.
А ближе к надвратной церкви праведных Захария и Елисаветы в 2006 году построен храм в честь святого благоверного князя Александра Невского.
Оба храма находятся на месте бывших братских огородов.
Большую часть монастыря занимает некрополь. И если такие московские кладбища, как Армянское, Дорогомиловское, Миусское, Пятницкое, Даниловское, Калитниковское, Семеновское, Преображенское, Рогожское, возникли на окраинах города во время эпидемии 1771 года именно как чумные, то Донской некрополь появился значительно раньше. Уже в «Истории» Карамзина монастырь упоминается как главное кладбище высшего русского дворянства и богатого купечества.
А по словам Андрея Баталова, руководителя научно-методического совета при Мосгорнаследии, в Москве только на территории Донского монастыря сохранился исторический дворянский некрополь XVIII - начала XX века. Практически все некрополи, находившиеся на территориях других монастырей Москвы, были уничтожены.
При монастыре было принято создавать фамильные церкви-усыпальницы.
Так, над могилами князей Зубовых в 1796-1798 годах возвели церковь-ротонду во имя Александра Свирского.
Храм выполнен в стиле классицизм, фасады украшают пилястры. К 1950-му интерьер был полностью утрачен, его восстановили 1996 году, заново расписав и установив новый иконостас.
Рядом с ротондой-усыпальницей находится церковь в честь преподобного Иоанна Лествичника
Церковь во имя прп. Иоанна Лествичника построена в 1896-1897 гг. на средства генерал-майора И.Ф. Терещенко первоначально как часовня-усыпальница для его семьи, в 1898 году переоборудована в церковь. Небольшой храм сооружен в русском стиле.
Некрополь Донского монастыря является местом упокоения многих выдающихся деятелей русской церковной, политической и военной истории, литературы и искусства.
В начале XIX века возле ризницы Большого собора появился некрополь Пушкиных. Здесь похоронены бабушка, дядя и тетки Александра Пушкина. На территории некрополя погребены родственники Александра Сергеевича Грибоедова, мать Ивана Сергеевича Тургенева, бабушка Льва Николаевича Толстого. Здесь же была захоронена богатая помещица Дарья Салтыкова (Салтычиха), умершая в заточении в Ивановском монастыре.
Часовня-усыпальница Простяковых
Первое захоронение в усыпальнице датируется 1915 годом. Иван Григорьевич Простяков, 1843 года рождения, приехал в Москву из деревни и стал одним из крупнейших фабрикантов и домовладельцев.
Вот так короткая запись на медной табличке усыпальницы позволяет раскрутить цепь событий давно минувших лет. Коротенькая запись. Но если любопытный покопается в московских справочниках, то обнаружит, что Иван Григорьевич Простяков был купцом 1-ой гильдии, коммерции-советник, владелец торгового дома Солодовниковых, директор «Товарищества Б.Кинешемской мануфактуры», «Товарищества льнопрядильных и полотняных фабрик В.Ф. Демидова, товарищ (заместитель) Председателя Совета «Общества Средних Торговых рядов», крупный домовладелец. Ивану Григорьевичу принадлежало несколько домов в начале Донской улицы, поэтому эту местность москвичи называли Простяковкой.
И как водилось в те времена, имея успех в коммерции, Иван Григорьевич занимался общественной деятельностью и благотворительностью.
Ещё одна усыпальница у южной стены монастыря - церковь Михаила Архангела.
Храм Архангела Михаила был построен в 1806-1809 годах по проекту архитектора И.В. Еготова как храм-усыпальница семейства Голицыных. Строительство велось на средства Анны Александровны Голицыной, урожденной баронессы Строгановой. До того на этом месте находилась церковь во имя Евфимия Великого, возведённая в 1714 году. С запада к ней примыкала больница, перестроенная затем в трапезную.
Храм стал усыпальницей для Владимира Борисовича Голицына и его супруги Натальи Петровны, той самой Голицыной, что считалась прототипом старой графини в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». В молодости Наталья Петровна слыла красавицей, но с возрастом обросла усами и бородой, за что в Петербурге её за глаза называли «Княгиня Усатая». Именно этот образ ветхой старухи, обладавшей отталкивающей, непривлекательной внешностью «в сочетании с острым умом и царственной надменностью», и возникал в воображении первых читателей «Пиковой дамы». А.С. Пушкин писал в 1834 году: «При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной и, кажется, не сердятся».
В храме Архангела Михаила похоронены князья Дмитрий и Николай Голицыны, Алексей Щербатов - участники Отечественной войны 1812-го года.
Некоторые художественные надгробия выполнены выдающимися скульпторами Иваном Витали, Федором Гордеевым, Василием Демут-Малиновским, Гавриилом Замараевым, Иваном Мартосом.
«Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы» называли Донское кладбище в прошлом веке.
Сюда приходят молодые художники рисовать в тишине надгробные памятники.
Донской монастырь иногда называют еще и архитектурным кладбищем. С 1934 года в монастыре находился музей русской архитектуры. Это спасло уникальный ансамбль от разрушения. А он в свою очередь спас от забвения многие архитектурные и исторические ценности, сюда свозили фрагменты уничтоженных памятников старины. В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Но через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте. Также сюда свозили обломки старинных надгробий с других кладбищ Москвы.
В восточной стене монастыря помещены горельефы, взорванного в 1931 году храма Христа Спасителя; в северной - наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией Матери на Покровке.
Горельефы, работы скульптора А. В. Логановского.
Горельеф «Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар»
Слева направо: воины-монахи Пересвет и Ослябя, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, воеводы Боброк Волынский и Владимир Серпуховской.
Как сообщает жизнеописатель преподобного Сергия, битве с Мамаем предшествовала встреча князя Димитрия с преподобным Сергием: «Известно стало, что Божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идёт на Русскую землю; и были все люди страхом великим охвачены». Великий князь Димитрий, впоследствии известный как Дмитрий Донской, «пришёл к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий - муж добродетельный и даром пророческим обладает». Осенив князя честным крестом, преподобный пророчески изрек: «Иди против безбожных, и с Божией помощью ты победишь и вернёшься в своё отечество невредимым с великими почестями».
Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», Сергий, несмотря на запрет инокам участвовать в боях под угрозой отлучения от церкви и гибели бессмертной души, благословил на битву пожелавших стать добровольцами и выйти против преступников из орды Мамая не только с крестом, но и с оружием в руках двух схимонахов боярского рода - опытных в военном деле Пересвета и Ослябю.
Горельеф «Встреча Давида, победившего Голиафа»
Во время войны между племенами израильтян и филистимлян юный Давид прославился победой над великаном Голиафом. Когда войска противников стояли на поле брани друг против друга, из стана филистимского выступил великан, по имени Голиаф, вызывая охотника вступить с ним в единоборство. Сорок дней утром и вечером выступал этот великан и смеялся над евреями, понося воинство Бога живого.
В это время в стан еврейский пришел Давид навестить своих старших братьев и принес им пищу от отца. Услышав слова Голиафа, Давид вызвался сразиться с этим великаном.
Юношу опоясали мечом, голову покрыли шлемом. Но в таком непревычном для себя вооружении он не мог двигаться. Сбросив доспехи, Давид взял пращу и быстро побежал навстречу тяжело ступавшему противнику. Метко пущенный им из пращи камень попал в лоб Голиафа, и великан свалился наземь. Устрашенные филистимляне обратились в бегство.
Царь Саул выдал за Давида свою дочь Мелхолу и сделал его своим военачальником. Когда Саул и Давид возвращались с поля битвы, женщины всех городов встречали их пением и плясками, с торжественными тимпанами и кимвалами. В великой радости они восклицали: «Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч!» Но это, конечно, отравило немножко царю радость победы.
Горельеф с Храма Христа Спасителя «Воин Георгий»
Горельеф с Храма Христа Спасителя «Мельхиседек встречает Авраама с пленёнными им царями»
Библейский сюжет, в котором Авраам возвращался с отбитыми у четырёх восточных царей людьми и имуществом, Мелхиседек вышел к нему навстречу с хлебом и вином, благословил его и принял от него десятую часть всей отнятой у врага добычи.
Осколки истории
В 1920-е годы в крупных городах бывшие монастыри использовались для размещения различных учреждений, а расположенные в них некрополи подлежали сносу. Массовые работы по «приведению в порядок кладбищ» в Москве начались в 1927-1928 гг. Людям, неравнодушным к отечественной истории, в лучшем случае удавалось выторговать у властей право сохранить отдельные надгробия ввиду их художественной ценности либо разрешение перевезти на музеефицированный некрополь останки выдающихся людей.
Вблизи Большого собора Донского монастыря покоится прах Василия Григорьевича Перова. Могила художника перенесена сюда в 1930-е годы с Даниловского кладбища.
Рядом могила Н.Е. Жуковского (1847-1921), русского учёного-механика, основоположника гидро- и аэродинамики. Работы Жуковского в области аэродинамики явились источником основных идей, на которых строится авиационная наука.
Здесь же в некрополе Донского монастыря за алтарём храма Иоанна Лествичника, рядом с могилой историка Василия Ключевского 6 августа 2008 года было предано земле тело Александра Солженицына.
2 октября 2005 года в Москву был перевезён прах генерала Деникина и его жены Ксении Васильевны вместе с останками русского философа Ивана Ильина (1883-1954) и его супруги Натальи Николаевны (1882-1963) для захоронения в Донском монастыре, которое было совершено на следующий день.
В 2009 году Тихон (Шевкунов) заявил, что Путин, увидев фотографии могил Деникина, Ильина и Шмелёва, которые находились в очень плохом состоянии, поручил изготовить новые надгробия, а затем лично утвердил их эскизы. Когда же встал вопрос о финансировании работ, то, по словам Тихона, Путин лично всё оплатил.
Могилы Ивана Ильина и его супруги Натальи Николаевны.
После долгих скитаний, в 2006 году земля Донского монастыря приняла останки генерала В.О. Каппеля.
Владимир Каппель умер от двустороннего воспаления легких 26 января 1920 года на разъезде Утай, около станции Тулун близ города Нижнеудинска.
После смерти генерала было принято решение не хоронить его тело на месте смерти, во избежание поругания его большевиками. Отступающие войска везли гроб с телом генерала с собой в течение почти месяца, пока не достигли Читы, где Каппель и был похоронен. Однако уже осенью 1920 года, при подходе частей Красной армии к Чите, оставшиеся в живых каппелевцы перевезли гроб с телом генерала в Харбин и погребли его у алтаря Иверской церкви. На могиле был поставлен памятник, который после 1945 года посещали советские служащие и военные. В 1956 году по распоряжению советского генерального консульства в Харбине могила Каппеля была уничтожена: памятник разрушен, вывезен и брошен у ограды Нового (Успенского) кладбища, а саму могилу сравняли с землей. Тем не менее, место захоронения генерала все же удалось установить и перезахоронить его останки в Москве.
Тут по телевизору показывали детский фильм режиссёра Н. Калинина по книге Анатолия Рыбакова «Кортик». Смотрю, промелькнули знакомые горельефы. Очень удивилась. Действие повести протекает в период Гражданской войны в России (1921 год), а храм Христа Спасителя был взорван, как я уже говорила, в 1931 году, спасённые горельефы с храма попали в Донской монастырь ещё позже, в 1934 году. Как же герой кинокартины, Генка Петров, мог любоваться горельефами в монастыре, когда они ещё десять лет украшали храм на Волхонке?
А вот и кадры из фильма с горельефами и самим Генкой-«прорицателем».