Было это не сегодня и не вчера, а без малого год назад.
Вечером дома состоялся такой разговор, муж говорит:
- В воскресенье едем в Торжок.
- Но электрички не ходят в Торжок.
- Зато электрички ходят в Тверь.
Вот это, "...в Тверь", меня очень развеселило. "Дядюшкин сон" Ф.М. Достоевского вспомнила.
- Так у вас есть и муж? Какой странный, однако же, случай! Это точь-в-точь как есть один водевиль: муж в дверь, а жена в... позвольте, вот и забыл! только куда-то и жена тоже поехала, кажется в Тулу или в Ярославль, одним словом, выходит как-то очень смешно.
- Муж в дверь, а жена в Тверь, дядюшка, - подсказывает Мозгляков.
- Ну-ну! да-да! благодарю тебя, друг мой, именно в Тверь, charmant, charmant! так что оно и складно выходит. Ты всегда в рифму попадаешь, мой милый! То-то я помню: в Ярославль или в Кострому, но только куда-то и жена тоже поехала!
На этом юмор заканчивается. Была в Твери 30 лет назад, но ничего не помню. Не помню не потому что город изменился, а не помню - и всё. Очень грустно.
Тверской собор во имя святого благоверного князя Александра Невского на Привокзальной площади.
От вокзала сели на маршрутку, и через час были в Торжке.
Высадили нас возле церкви Илии Пророка, что на улице Красная гора.
Церковь двухэтажная (верхняя - холодная "летняя" Ильи Пророка; нижняя - теплая "зимняя" Параскевы Пятницы), кирпичная, с отдельно стоящей колокольней. Возведена церковь в 1818-1822 годах. В приход церкви входил Императорский Путевой дворец. В хронике этой церкви под 1826 годом записано: «В сём же году февраля 13 дня в нижней церкви Ильинского храма поставлено было на ночь тело в бозе почившего Государя Императора Александра I и сего года 31 мая тело в бозе почившей его супруги Елизаветы Алексеевны».
Начиная с 30-ых годов прошлого века здесь размещалось общежитие педагогического института, потом спортивный зал школы бокса. Ныне это опять действующая церковь.
Красная гора. По этой фотографии видно, улица называется так не ради красного словца, и церковь, действительно, расположена на возвышенном месте.
Домики вдоль набережной стоят разношерстные, какие-то по милости городских властей подновили, какие-то ждут своего приговора "быть или не быть".
Собратья, которым повезло.
А этому вынесено обвинительное заключение...
Ещё один дом по той же улице. Здесь пока живут.
Шикарная колористика.
Мы с мужем в прошлом году, затеяв ремонт, весь московский (и не только) рынок предложений перерыли, ради подобных рисунков, материалов и красок. Перелопатили не одну стопку дизайнерских журналов, изучая стили лофт, прованс, шебби-шик. Брашированные деревянные поверхности, мебель "с историей", благородные потертости, червоточины, кракелюр... А тут такие фактуры. Наяву. Не игра.
Из глубины комнаты требовательный голос отозвал девочку есть кашу.
- Не буду я есть эту кашу! -
Кричала за завтраком Маша.
- И правильно, - думала каша, -
Хорошая девочка Маша.
Питомцы, к нашему счастью, временно остались без присмотра.
Все эти дома по улице Красная Гора с сохранившимися доминантами - Ильинская (показанная выше) и Воздвиженская церкви, Воскресенский монастырь - образуют редчайшую в русской провинции фасадную линию первой половины XIX века, чудом уцелевшую полностью. Сносить, ломать в данном случае - преступление.
Воскресенский женский монастырь. Вид с набережной.
Как видим, ансамбль Воскресенского девичьего монастыря, что стоит на левом берегу реки Тверцы, играет важную роль в облике города.
Среди всего комплекса построек выделяется Воскресенский собор 1796 года и колокольня 1766 года.
Монастырь вел широкую благотворительную и просветительскую деятельность: в 1842 открыт приют, в 1891 - церковно- приходская школа в д. Терешкино, в 1896 - в с. Кочерово, и школы грамоты в сс. Колодино, Новешки, Исаково. Имел больницу, во время русско-японской войны 1904-05 содержал лазарет для раненых. Открыл странноприимный дом.
В 1925 году монастырь упразднен. В настоящее время в зданиях монастыря находится швейная фабрика.
На территории монастыря находится также церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, постройка 1840 года, архитектор И.Ф. Львов.
Также в ансамбль входит часовня Нерукотворного Спаса 1778 года.
Не надо быть профессионалом, чтобы оценить значимость и красоту архитектурного ансамбля, который нуждается в срочной помощи (реставрации).
Вот вам ещё немного фактуры, назовём эти детали "малые архитектурные формы", а на деле - лоскутки истории.
Площадь 9 Января - бывшая Торговая площадь.
С запада площадь окружают три холма: Монастырский, Успенский и Никитский. На самой площади ставились торговые рядки, чаще всего сделанные из разобранных речных судов. От рядков по холмам лучеобразно шли посады с купеческими особняками. В центре каждого посада стояла церковь, построенная на деньги купцов.
Торговая площадь была самой большой площадью в городе. На протяжении нескольких веков на ней дважды в год устраивались ярмарки - Никитская и Крещенская.
В 1570 году январская ярмарка в Торжке была омрачена кровавым событием. Иван IV на пути к Новгороду занял Торжок. Опричники начали грабить город. Поднялось население. Началось побоище. В кровавой резне погибло около 2 тысяч горожан.
В 1925 году в память 20-летия со дня расстрела мирной демонстрации трудящихся Петербурга Торговую площадь переименовали в площадь 9 Января.
Вообще в городе осталось много памятников и улиц, напоминающих о революционном прошлом страны. От торговой площади пройдём по одной из таких улиц немного вглубь. Улица Луначарского.
Правда, кроме названия, о революционном прошлом здесь как раз ничто не напоминает.
Климентовская церковь
Церковь священномученика Климента Папы Римского построена в 1835 году на месте прежней, основанной в 1685 году. Раньше поражала горожан своими великолепием и богатством. Климентьевская церковь существовала еще в XIV веке и как редкость в то время была каменной. В 1835 году возвели новый храм, стены его украсили и поставили новый позолоченный иконостас. Главную святыню Климентьевской церкви составляет икона с восемьнадцатью частицами мощей разных святых. 10 июня 1850 года частицы мощей святых поступили в Климентьевскую церковь по завещанию прихожанина купца Ефрема Елизарова.
С 1931 года в храме размешались общежитие и ателье.
Вот несколько этюдов, навеянных моему мужу историческими событиями нашего недавнего прошлого.
Я уже писала как-то на другом сайте, что оттоппингованные тополя, то кричащие восклицательные знаки напоминают, то сведённые судорогой пальцы. Что-то есть общее с закрытием и повсеместным обезглавливанием церквей.
Хаос в головах и не только.
Мы наш, мы новый мир построим.
Мирный этюд, не относящийся к делу. Просто шляпка в контровом понравилась.
И ещё немного разрушений.
Церковь Георгия Победоносца.
Композиция спорная, конечно, кто-то скажет, что её тут вообще нет, но мне чем-то нравится фотография. Она не про архитектуру, но про город.
Горки-пригорки
Улица Старицкая. Здания бывшей городской усадьбы Цвылевых.
Колоритный дом № 5 по Старицкой улице.
Домовой знак со старой нумерацией. Номера домов изменены.
И подошли к Борисоглебскому мужскому монастырю.
Церковь Спаса Нерукотворного Образа (надвратная) со стороны улицы.
Она же со стороны монастырского двора.
Надвратная церковь-колокольня Борисоглебского монастыря заложена в 1804 г., через год после смерти Н.А. Львова, как предполагают исследователи, по его проекту. Строительство вел местный архитектор Ананьин. Многоярусная колокольня, увенчанная шпилем, возвышается над всем городом, привлекая внимание легкостью и красотой своего силуэта. В нижнем ярусе был арочный проем - главный вход в монастырь. Во втором ярусе размещалась церковь, в третьем расположены арки звона. Верхний ярус выполнен в виде круглой сквозной беседки.
Фрески надвратной Спасской церкви
О состоянии судите сами... Для тех, кого корчит от понятия "религия и бог": мне думается, церковь со всеми её росписями - это в первую очередь искусство, культура, история, древность.
Несколько видов на город с колокольни надвратной церкви.
Свечная башня, 1809 г.
Михаило-Архангельская церковь
Интересно её месторасположение. Церковь сооружена на естественном холме, который представлял собой своеобразный полуостров, омываемый с запада ручьем Красным, с востока ручьем Вороньяком и с севера ручьем Здоровцом. Правда, на сегодняшний день ручьи надо искать в трубах.
Ещё один вид на город.
Спасо-Преображенский собор и Входо-Иерусалимская церковь на берегу реки Тверцы.
А это ещё один вид на надвратную церковь.
Сейчас объясню, почему я её так много снимала. Про красоту понятно, только я ещё и стресс в очередной раз получила.
Готовимся дома к поездке. Муж говорит:
- В этот раз надо будет обязательно на колокольню подняться, виды города сверху поснимать.
- Это так же, как в Суздале?, - припоминаю ему, что он не полез со мной на колокольню Ризоположенского монастыря.
- Нет. В этот раз точно.
Я, конечно, верю, и вот мы в Торжке. Только-только заходим на территорию Борисоглебского монастыря, как муж осматривается и говорит:
- Вон колокольня. Иди.
- А ты?
- Я боюсь, устану.
Ну, что тут скажешь, обалдеть. Это я про мужа. А про себя сама себе слово даю, что сегодня не отступлю и доберусь до верхней площадки.
Лезу. Сначала ничего. Потом развернулась одна площадка с открытыми арочными пролётами. Там я дрожащими руками снимала Свечную башню монастыря и церковь Михаила Архангела. Дальше надо подниматься по лестнице открытой площадки, и наблюдать, как ограждения боковых пролётов становятся сначала тебе по бедро, потом по колено, потом где-то там совсем внизу... "Ай, я сейчас в окошко выпаду! Выпаду, даже не сомневайтесь". При этом задним умом понимаю, что я всё ещё карабкаюсь вверх, только руками держусь не за перила, а за ступеньки. Не важен способ передвижения, важно, куда вы движетесь. Это мне там такая умная мысль в голову пришла.
А потом я была наверху(!), на самой верхней верхатуре.
Сейчас я могу написать вам, что весь город был передо мной, как на ладоне, что ветер трепал мне волосы и гладил лицо, и я не знаю, что там ещё пишут в таких случаях... Только ничего этого не было, вернее, я об этом не думала и этого не помню. А думала я о том, что теперь мне надо оторвать руки от вертикального столба в середине смотровой площадки, и подойти к краю, и увидеть внизу мужа, и помахать ему победоносно рукой, и улыбаться, улыбаться.
Мужа я не увидела, как не вытягивала шею. А увидела я его, только когда спустилась вниз.
Идиллия. А я там жизнью, можно сказат, рисковала.
Свечная башня. Вид с земли.
Так
Так
И вот так
Борисоглебский монастырь в Торжке основан в 1038 году преподобным Ефремом Новоторжским, который был родом из Венгрии. Вместе со своми братьями Моисеем и Георгием он покинул родину и поступил на службу к святому князю Борису, сыну равноапостольного князя Владимира. В 1015 году на реке Альте святой князь Борис был убит, а вместе с ним погиб и брат Ефрема - Георгий. Убийцы отрезали ему голову, чтобы снять с него золотую цепь. Моисею удалось спастись. Впоследствии он принял монашество и стал насельником Киево-Печёрского монастыря. Прибывший на место трагедии Ефрем нашёл голову брата и взял её с собой. Вскоре Ефрем оставил службу при княжеском дворе и по благословению киевского митрополита уединился на реке Тверце. Там он построил небольшой храм во имя князей Бориса и Глеба, который положил начало Борисоглебскому монастырю.
Скончался преподобный Ефрем в глубокой старости. В гроб вместе с ним, по завещанию, была положена голова его брата, святого Георгия.
В 1925 году монастырь был закрыт, рака с мощами преподобного Ефрема вскрыта. Присутствующие при этом члены комиссии были немало удивлены, увидев в гробу две головы... После закрытия монастыря в его стенах разместилась тюрьма строгого режима, которая находилась там около 50 лет.
Собор Бориса и Глеба. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В 1993 году в монастырь вернулись монахи. В настоящее время здесь ведутся ремонтно-восстановительные работы. Службы проходят в Введенской церкви, самой древней на территории обители. Здесь же находится рака с частицами мощей преподобного Ефрема Новоторжского.
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Ограда монастыря
Постройки монастыря
Композиция в цветах
Напоследок. При выходе с территории монастыря прощальный взгляд на надвратную церковь.
Церковь Воскресения Христова
Церковь возведена в 1771-1779 годах на месте одноименной деревянной обители, сожженной в годы литовского разорения.
В храме было много икон "древнего письма", а "главною святынею была чудотворная Коневская икона Пресвятой Богородицы... Спаситель в левой руке держал двух голубей на пурпурном шнурке, отчего икона более известна под названием Голубинской". По этому храму получил свою фамилию Александр Абрамович Воскресенский (1809-1880), первый русский химик-органик, учитель Д.И. Менделеева. Отец Воскресенского в начале XIX века служил священником в этом храме.
В настоящее время церковь Воскресения Христова не действует, находится в запустении, терпеливо ожидая часы своего возрождения.
Спасо-Преображенский собор (нижняя точка). Я его показывала с колокольни.
Вознесенская (Тихвинская) деревянная церковь
Вознесенская деревянная церковь впервые упоминается в Писцовой книге Потапа Нарбекова 1625 г. Храм описан кратко как «древян клетцки», т.е. в то время церковь представляла собой простейшее по форме сооружение - клеть: четырехугольный сруб с двускатной крышей с одной главкой.
Описывая монастыри и приходские церкви г. Торжка, архиепископ Тверской и Кашинский Дмитрий (Самбикин) сообщает, что 6 марта 1653 г. на месте этого обветшавшего или сгоревшего храма московский митрополит Макарий освятил новый храм.
Есть мнение, что именно эта церковь дошла до наших дней. Но не все исследователи с этим мнением согласны. Возможно, церковь построена заново в 1717г. на месте более древней. В 1883г. ее "обновили" расширили окна и обшили тесом.
Вознесенская каменная церковь
Возведена в 1852-54 гг., как теплая (зимняя) при деревянной Вознесенской церкви. В 1903 году рядом с церковью было открыто кладбище.
Вокруг церкви была выстроена каменная ограда, с западной стороны сооружены две башни, в одной устроена часовня, а в другой сторожка. Ограда не сохранилась, а вот башни дошли до наших дней.
Храм закрыт для богослужения в 1939 году. Кладбище закрыто в 1947 г.
На этом пока всё. С новой поездкой в Торжок будет и новый рассказ.