Нравится это место тем, что находится совсем недалеко от Москвы, в 2-ух километрах от г. Красногорска. Даже если не намечалось заранее путешествие на выходные, но выдался свободный погожий денёк, всегда можно быстро собраться и прямиком в Архангельское. Место это стоит того, чтобы его посетить. Архангельское осталось единственным в Подмосковье цельным архитектурно-парковым ансамблем, сохранившим все основные элементы планировки и застройки.
Колоннада дворца
Усадьба известна со времен Ивана Грозного. В течение трех столетий её владельцами являлись попеременно князья Одоевские, Голицыны, Юсуповы.
Вид на Дворец от Верхней террасы
Скульптуры сфинкса у входа во дворец
Когда-то стояли на свежем воздухе, теперь под стеклянным колпаком.
Надеюсь, когда-нибудь их освободят от заточения.
Прежде Архангельское носило название Уполозы, по фамилии одного из владельцев - Алексея Ивановича Уполоцкого. В документах имение «Уполозы Горетова стана Московского уезда» значилось уже в 1584 году. Село было небольшое, но имело деревянный храм Архангела Михаила, построенный еще в первой половине XVI в.
Настоящее строительство в усадьбе развернулось при князьях Голицыных.
Подпорная стена верхней террасы парка со скульптурами
Лестничная балюстрада с 44 мраморными бюстами античных героев, философов, императоров и полководцев.
Правда до 1730 г. Дмитрий Михайлович, обремененный государственной службой в Петербурге, Архангельское не посещал. Князь Д. М. Голицын активно участвовал в политической борьбе вокруг престолонаследия. Он был в числе тех членов Верховного тайного совета, которые предложили вдове герцога Курляндского, племяннице Петра I Анне Иоанновне, взойти на престол на условиях («кондициях»), сводивших ее власть к чисто номинальной и оставлявших все полномочия государственного управления за аристократией. Но, став государыней, Анна Иоанновна пренебрегла этими «кондициями». Князь Д.М. Голицын был обвинен «в преступных намерениях лишить власти императрицу». После этих событий Дмитрий Михайлович большей частью жил в Архангельском. Старый дом для него оказался мал, и к западу от бывших построек началось возведение большого по тем временам двухэтажного дома. Напротив нового дома был разбит сад размером 190 на 150 саженей с перспективными дорогами, обсаженными кленом, липой и штамбовым деревом с двумя партерами. Начата постройка садовой ограды. Тогда же началось и строительство оранжерей на берегу Москвы-реки. Но закончить переустройство усадьбы князю не удалось. В 1736 г. по указу Анны Иоанновны он был арестован и заточен в Шлиссельбургскую крепость, где и скончался в 1737 году.
Вид на Большой партер и Нижнюю террасу.
Вид на Дворец с Нижней террасы.
Подпорная стена нижней террасы парка. Скульптуры.
На привязи
Продолжил строительство дворцово-паркового ансамбля его внук, князь Николай Алексеевич Голицын. Во время посещения Парижа в 1780 году князь за 1200 ливров заказал проект нового дворца местному архитектору Жаку-Жако Герну. В 1790-х годах по проекту итальянца Джакомо Тромбара перед дворцом были устроены две террасы с мраморными балюстрадами. На террасах разбиты цветники, балюстрады украшены вазами, статуями, бюстами античных богов, героев и философов.
После смерти князя Н. А. Голицын усадьба была продана князю Н. Б. Юсупову. Основной принцип организации имения князь подытожил в распоряжении управляющему в 1829 г.: «Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная и для веселья, а не для прибыли, то стараться…то заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других».
Вид на Дворец от Большого партера.
Для размещения своего художественного собрания Н.Б. Юсупов спешил закончить строительство и отделку Большого дома. Работы велись под руководством крепостного архитектора В.Я. Стрижакова, бывшего в усадьбе также художником, управителем, приказчиком, писарем и экономом.
Вид на Большой партер
Корпус центрального военного клинического санатория на территории усадьбы
Ландшафтный вид с оранжерейной террасы
Ротонда
В 1823-24 гг. недалеко от храма Архангела Михаила по распоряжению Н.Б. Юсупова по проекту Е. Тюрина возводились «Святые Ворота»; была начата и перестройка самого храма. В 1818 г. к западу от храма начали возводить колокольню. До наших дней сохранился только её фундамент.
При князе Н.Б. Юсупове Архангельское окончательно стало единым усадебным комплексом.
Малый дворец «Каприз» и Чайный домик (бывшая библиотека)
Чайный домик
Храм Екатерины Великой
Возведенный в западной части парка храм-памятник Екатерине II (по модели известного скульптора М.И. Козловского, 1819 г.) в образе древнеримской богини Правосудия Фемиды подчеркнул приверженность хозяина усадьбы одной из самых ярких эпох в истории Российской империи.
Сын старого князя, князь Борис Николаевич Юсупов, стал обладателем огромного богатства и вместе с тем долга в размере более двух миллионов рублей. Большинство унаследованных им имений были бездоходными, а Архангельское среди них как главная «увеселительная» резиденция покойного князя - наиболее «расходным». Превратить усадьбу в образцовую экономию стало теперь главной задачей князя и его управляющих. Что-то пришлось сдать на откуп, что-то вывезти. Большой дом постепенно пустел, но все-таки Борис Николаевич ценил собранное отцом, переживал, что не мог уделять должного внимания усадьбе.
Пергола
Санаторный домик. Архангельская минеральная вода.
Груши и много-много бабочек
Конторский флигель
При последних владельцах Архангельского - правнучке старого князя Зинаиде Николаевне Юсуповой (1861-1939) и ее супруге - князе Феликсе Феликсовиче Юсупове-Сумарокове-Эльстон сюда приезжали художники А.Н. Бенуа, В.А. Серов, К.А. Коровин, К.Е. Маковский, пианист К.Н. Игумнов и многие другие деятели русской культуры.
Гостевой домик
В 1903 г. хозяева имения увековечили память А.С. Пушкина, посетившего усадьбу дважды. В 1827 г. поэт вместе со своим приятелем, известным библиофилом С.А. Соболевским, отправился по приглашению Н.Б. Юсупова в Архангельское. Хозяин показал им свое художественное собрание и превосходную библиотеку в двух «громадных залах дворца». В августе 1830 г. А.С. Пушкин еще раз посетил усадьбу вместе с другом П.А. Вяземским. Их приезд запечатлел французский художник Николя де Куртейль в рисунке «Осенний праздник в Архангельском».
Осознавая значение Архангельского в истории России, еще 31 мая 1900 г. правнучка Н.Б. Юсупова, княгиня Зинаида Николаевна и ее супруг составили завещание, согласно которому: "…в случае внезапного прекращения рода…все наше движимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами…завещаем в собственность Государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества…"
Храм-усыпальница Юсуповых
Фотографий усыпальницы много, т.к. архитектура очень фотогеничная
"Дом над оврагом"
Храм Архангела Михаила
Глинобитная ограда с башнями