Тверская область. Снова в Кимры

Jun 24, 2024 11:42




Лето - время путешествий, ну, хотя бы коротких, хотя бы на один день. Пусть совсем неподалёку.

Не очень хотела, двойственное у меня отношение к этому городу, но снова поехали в Кимры. Узнали, что поменялось расписание в краеведческом музее, теперь туда можно попасть в воскресенье, и решили ехать. Деревянное зодчество мы с вами уже видели. Ссылки на старые записи оставлю в конце поста. Сегодня только каменное наследие и немного впечатлений о краеведческом музее.

Доехать до исторического центра города от ж/д станции можно на автобусе или такси. И то, и другое, не особо приятное приключение, хотя я далеко не сноб. Но именно с этого момента ко мне возвращается память, почему я не очень люблю Кимры. Наконец автобус выплёвывает нас на нужной остановке, и мы остаёмся практически наедине с городом. Свежий ветерок с реки окончательно возвращает мне память, когда вместе с воздушными потоками до нас долетает речной песок (он здесь всюду, и скоро будет даже у нас в карманах), целлофановые пакеты, окурки и т.п.

Первый объект из моего списка - старая водонапорная башня.



Инженерная постройка начала XX века. Всё, что от неё осталось, это кирпичные, рассыпающиеся стены. Окна заложены и забиты досками, деревянный шатер и бак утрачены. Используется, как конструкция для размещения наружной рекламы.

Находится башня возле здания бывшей обувной фабрики «‎Якорь»‎



Кимры вошли в историю отечественной промышленности как центр крупного обувного производства, начало которому положено в XVI веке. Небывалого производственного подъема обувная промышленность достигла в первые годы XX века. Тогда в 1903-1907 годах братья Столяровы, представители самой известной и многочислен­ной династии в Кимрах, построили здесь первую механическую фабрику обуви «‎Якорь»‎.





После окончания Гражданской войны, в 1923 году, за большие заслуги коллектива производства перед армией, снабжавшего обувью красноармейцев, фабрика была переименована, получив новое название «Красная Звезда». Тогда же, скорее всего, на фасаде здания появились лепные украшения в виде пятиконечных звёзд.

На углу улиц Троицкой и Шевченко сохранился дом, принадлежавший некогда Михаилу Алексеевичу Столярову.




Михаил Алексеевич Столяров ро­дился в 1867 году в с. Кимры. Будучи человеком довольно состоятельным, Михаил Алексеевич значительно приумно­жил свой капитал, женившись на бога­той невесте, Любови Ивановне Лапте­вой. У супругов родилось семеро де­тей. Любовь Ивановна умерла в 42 года. Второй женой М.А. Столярова стала Любовь Семеновна Гуржиева - вдова богатого кимрского купца. Молодая, энергичная женщина, очень хорошо относившаяся к детям своего нового мужа.
2-этажный каменный дом Столяровых был построен в 1908 году. Семья занимала весь второй этаж. В доме слуги ели и пили за одним столом с хозяином. Михаил Алексеевич был вла­дельцем обувной фабрики. Рабочие его очень уважали за доброту, отзывчивость, умение проявлять эмпатию. В самом доме Столяровых также была организована мас­терская, а затем и фабрика по пошиву обуви. В 1918 году семья лиши­лась своего состояния. Двухэтажный каменный дом был национализирован. М.А. Столяров был вынужден ютиться по частным квартирам.
В первые годы советской власти здесь располагалась обувная фабрика Кимрского совнархоза, затем она стала филиалом обувной фабрики «Красная Звезда». В середине 1930-х годов, после перевода цехов на расширившееся головное предприятие, здание было переоборудовано под жилье. Дом практически сохранился в своём первоначальном облике. Исчезла только угловая башенка.

Что же до обувного дела, на базе Кимрского краеведческого музея создан проект «Столица сапожного царства».




Заглянули в музей. Кимрский краеведческий музей создан в октябре 1918 года. Тогда же начали комплектовать уникальную коллекцию обуви и материалов по истории обувного производства. В 1939 году музей занял двухэтажное здание по ул. Кирова, где находится и по сей день. На фотографии выше настенное панно в технике пэчворк, изображающее сказочный город с церквями, прекрасными особняками, ярмарками и, конечно, ремесленниками-сапожниками. Его автор - московская художница Марина Соколова.

Особое внимание стоит уделить центральной экспозиции, в которую входит одна из богатейших в стране коллекций обуви XIX-XX веков.




Сапог рыбака - «осташ», кон. XVIII - нач. XIX вв.






Туфли с клеймом «Никандр Евстигнеев Смирнов», 1870-ые гг.



Сапог в гармошку. Юфть. 1890-ые гг.



- Что касается сапог, то сапоги нужны на высоком каблуке, гармошкой.
- Что гармошкой, каблук?
- Голенище! (авторы сценария Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов, к/ф «Служебный роман»)



Рассматривая экспозицию, в очередной раз убеждаюсь, что мода циклична, как цикличны и феномены культуры.
Вот вам пример современной итальянской обуви. Находите сходство с кимрскими моделями конца XIX века?






Интерьер столовой 2-ой половины XIX века




Уникальные фигурки резчика-самоучки Ивана Михайловича Абаляева вырезаны сапожным инструментом.
«Отходники», «Проводы в ученье», «Встреча с хозяином».




В работах резчика отражен быт кимрских кустарей-сапожников начала ХХ века, переданы характеры.



«Праздник в доме хозяина крупной мастерской»




«В сапожной мастерской»



Иногда случались анекдотические случаи, когда дело касалось кустарей-одиночек. Чтобы заработать побольше, шли на хитрость. Экономили на материале. К примеру, всем известна история про партию сапог на картонных подмётках. Случай не единичный. Так на ярмарке в Кимрах можно было услышать такой разговор, озабоченный дорогой покупкой крестьянин спрашивает продавца: «А хороши ли твои сапоги?» Продавец в ответ: «Отличные сапоги, не сомневайся. Проходишь в них от Троицы до Воскресения». «То есть от июня до будущего мая. Весь год! - думает про себя крестьянин. - Значит, хорошие сапоги. Надо брать». А продавец имел в виду расстояние от одной церкви до другой: от Троицы, до Воскресения, что в полуверсте друг от друга. Вот так, изворотливый проныра некачественный товар продал, при этом ни словечка не соврал.

Но на самом деле сапоги из села Кимры славились на всю страну.





Во время войны со Швецией кимряки освоили производство военной обуви. Обычные сапоги они укрепили жестким задником и носком, поставили каблук. Предание гласит, что царь Петр, будучи человеком привередливым, остался доволен такой обувью и сам носил сапоги кимрского производства. Так что при Петре I кимряки шили обувь для русской армии. Снабжали армию сапогами и в период войны 1812 года. Император Александр I «в знак монаршей признательности населению Кимры за поставку обуви на армию в 1812 году» подарил селу батарею пушек. В 1862 году на Всемирной Лондонской выставке братья Степан и Алексей Столяровы получили дипломы и право ставить личное клеймо на свои изделия, поставляемые, в том числе, за границу. Про поставку сапог для красноармейцев в гражданскую войну я уже говорила.

Гетры, 1930-ые гг.





Бутсы и шиповки, 1950 гг.








Прекрасный музей. Красиво оформленные инсталляции. Слышала урывками рассказ экскурсовода для организованных туристов. Чудесно преподносился материал, живо и интересно. Я рассказала в своём обзоре лишь о части экспозиций. На самом деле, есть залы посвящённые археологии, развитию села, Кимры в разные периоды истории, мемориальный зал А.Н. Туполева, природа края.

Перед отъездом из города забежали в обувной на Кирова, чтобы купить сувенир в подарок. Пинетки - брелоки.



И сама улица Кирова, самая обаятельная и привлекательная




... а вернее, недавно отреставрированная и потому, самая популярная у туристов. На улице убрали всю коммуникацию под землю, избавили от проводов, обновили многие фасады, правда не все, заасфальтировали дорогу, выложили плиткой пешеходную часть. Подробно о домах на этой улице уже писала.

Идём искать другие интересные объекты для нашей сегодняшней записи. Общественный банк




«24 марта 1871 года в Кимрах открывается Сельский общественный и братьев Мошкиных банк». Со временем здание перестало удовлетворять требованиям, и решено было его перестроить. В 1912 году работы были завершены, новое строение банка практически без изменения дожило до наших дней.
«Выполнено оно в стиле закатного модерна, который еще называли стилем купеческих особняков. Особую выразительность и парадность дому придавали большие венецианские окна, полуколонны второго этажа и две колонны при входе. Всякий входящий испытывал торжественность момента. Собственно рабочим был второй этаж, на который вела широкая лестница. На первом этаже размещались жилье сторожа и кладовая».




Дом с круглым окном на фото ниже построен в начале ХХ века.



Композиция главного северного фасада в два этажа, нижний из которых отмечен одним большим окном подковообразной формы, а второй - четырьмя узкими высокими окнами, с разделением этажей междуэтажной узкой филенкой, оформленной штукатурной орнаментальной лентой замысловатого рисунка. В 2004 году дом был надстроен мансардным этажом. В начале XX века в доме находился магазин канцтоваров.



Особняк купца В.С. Шокина



Построен дом в стиле северного модерна накануне октябрьских событий 1917 года. Напоминает крепость. Левую часть прорезает полукруглый эркер с высокими щелевидными окнами. Правая часть дома интересна игрой объемов, что придает ему динамику. Три больших окна формируют внешний вид центральной части дома.

Дом купца Сергея Ивановича Горбылёва




Первое здание в селе, которое из двухэтажного маловыразительного дома превратилось в трёхэтажный дом. Причина - отсутствие свободных земельных участков в центре села и возрастающая цена на землю. Дома начали расти ввысь. Сергей Иванович Горбылёв украсит здание тремя шатровыми башенками, стилизованными под старину (сгорели во время пожара 1947 года). Нижний этаж сдавался под магазины. На втором этаже на правах аренды размещалось отделение Азово-Черноморского банка.



В одном ряду дом купца Горбылёва (угловой) и дом продавца рыбой Д.Н. Зайцева на дальнем плане.




Торговец рыбой Дмитрий Николаевич Зайцев привнёс в село Кимры модные тенденции столичной архитектуры. Рядом с доходным домом Горбылёва в начале XX века появился доходный дом купца Зайцева, архитектурным обликом ряд домов напоминает Петербург.
В левой части здания, на первом этаже, размещался рыбный магазин с аквариумом. Правую часть здания и верхние этажи арендовал Николай Иванович Тупицын, держатель гостиниц. Там располагался ресторан, выше - гостиница.
В здании была проведена научная реставрация, возвращён исторический цвет фасадам и керамической плитке, которой выложены пилястры. Теперь можно увидеть, каким ярким и цветным было село Кимры. Ярмарочный центр на Волге - весёлый, разноцветный, пряничный.

Доходный дом предпринимателя И.И. Зубанова, 1910 г. постройки, о чём напоминает надпись, украшающая аттик.




Жилой дом 1909-1910 гг. Особняк Василия Ивановича Гуржиева.



Я начала свой рассказ со славной династии Столяровых, ей и закончу. Михаил Алексеевич Столяров, после конфискации собственного особняка на углу улиц Троицкой и Шевченко, вместе с младшими детьми жил некоторое время в доме второй своей супруги, Любови Семеновны Гуржиевой. Это тот самый дом на улице Ленина. Потом и он был изъят. Более полувека здесь размещался Дом пионеров.

Предыдущие записи по теме: Кимры и Кимры (год спустя...)

Кимры, модерн, архитектура, краеведческий музей, Тверская область, обувная фабрика, дом, #летниедни, купечество, каменные особняки, стиль

Previous post Next post
Up