Год спустя решили ещё раз съездить в Кимры. В первую поездку нам не очень повезло, одна из старинных улиц находилась на стадии ремонтных работ. Кстати, всю грязь и пыль, которой мы там наглотались, мы списали как раз на процесс благоустройства улиц.
Пыль и гряз стёрлись из памяти, в воспоминаниях остался незабываемый провинциальный модерн, деревянные терема, невысокие каменные особняки, увлекательные истории минувших лет о жителях города.
Чтобы не возвращать вас к старым записям, напомню здесь, с XVIII века село Кимры, статус города Кимры получили лишь в 1917-м году, превратилось в центр обувного промысла. Тверская земля из-за особенностей климатических условий и неплодородных почв малопригодна для сельского хозяйства, поэтому крестьяне села Кимры вынуждены были заняться ремеслом.
Обувное дело оказалось неплохим заработком. К концу XIX века в селе числилось 6 тысяч жителей, и производили они ежегодно кустарным способом около 2,5 миллионов пар обуви.
Кимры хоть и считались селом, но во второй половине позапрошлого века выглядели самым настоящим городом с прямыми улицами и домами совершенно городского типа. Случается, беды наваливаются горой, но, как говорил Фридрих Ницше: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее». В 1858-м году в Кимрах случился катастрофический пожар, уничтоживший бóльшую часть старой деревянной застройки села. А после пожара в заново отстроенных Кимрах начали в большом количестве появляться нарядные дома местных купцов и сапожников, приобретших к тому времени уже солидные капиталы.
Представим мысленно Кимры тех лет. В начале прошлого века около Соборной площади, ныне Театральной, началось масштабное строительство торговых рядов. В 1909-м году возвели южный корпус Торговых рядов, а ещё через пять лет построили здание Гостиного двора. С левой стороны Гостиного двора должен был быть ещё и северный корпус Торговых рядов, но война остановила эту масштабную стройку.
Гостиный двор. Фотография с pastvu.com
Проект Гостиного двора разработал архитектор Померанцев, автор московского ГУМа, и кимрское сооружение было очень похоже на знаменитое московское здание. Ещё одна фотография с pastvu.com
В 1992-м году случился пожар. Здание было сильно повреждено, десятки лет простояло заброшенным. Как следствие, в 2019-м году произошло полное обрушение фасада. С тех пор и Гостиный двор и Торговые ряды находятся в плачевном состоянии и ждут своей участи: «Сносить нельзя реставрировать».
В годы войны, точнее, в 1942-м году в Кимрах был основан Театр драмы и комедии.
Здание примыкает к одной из сторон Театральной площади. Когда-то на этом месте находился главный городской Покровский собор. В 1936 году храм уничтожили, а взамен появился дом клуба промкооперации. 25 мая 1942 года указом Калининского облисполкома в Кимрах был образован театр в результате объединения двух театров: Ржевского театра (город находился в гитлеровской оккупации) и Торжокского (Торжок был в прифронтовой зоне). Его директором и главным режиссером был назначен А.М.Гиацинтов. В годы Великой Отечественный войны театр давал спектакли и концерты в воинских частях, госпиталях, собирались денежные средства в фонд Красной Армии. В 1957 году здание клуба было полностью передано театру. В 1981 году здание поставлено на капремонт и реконструкцию. Были реконструирована сцена, выстроена башня, расширены вспомогательные цеха, зрительный зал расширен до 297 мест. Театр открылся вновь в 1991 году.
Чуть поодаль от площади, на угловом участке, в 1912 году было построено крупное здание Купеческого клуба.
В середине XIX века на этом месте стоял обыкновенный двухэтажный дом, который купил крупный торговец льном крестьянин Наумов. Он перестроил здание в популярном у кимряков стиле модерн в 1910 году и в верхних этажах дома открыл Купеческий клуб. Здесь устраивались балы, был буфет с винами, бильярд, работал драматический кружок, в котором играли учителя, врачи, чиновники.
Двумя эркерами выделен фасад дома Потапенко
Бывший дом Онуфрия Васильевича Потапенко - строение 1890-х годов. Онуфрий Васильевич Потапенко был личностью необычайно колоритной. Выходец из донских казаков, торговал кимрской обувью в Малороссии. Но ему так понравился деловой ритм села Кимры, которое «сапогом промышляет», что он переехал и женился на кимрячке, построил в селе Абрамове, близ Кимр, кожевенный завод, на котором наладил выпуск модного так называемого гамбургского товара, не затратного в производстве, но пользующегося хорошим спросом. Технология производства «гамбурга» держалась в секрете, но не долго. О.В.Потапенко недооценил кимряков, любопытных до всего нового и выгодного. Спустя некоторое время в Кимрах было уже 10 мастерских, изготавливавших такой товар.
Дом крестьянина
Красочное здание «Дома крестьянина» построено в 1925-м году. Являет собой образец эклектики. На его открытии выступал Михаил Иванович Калинин. Поясню, «Дом крестьянина» - недорогая гостиница, гостевой дом для приезжих крестьян. Здесь они могли не только переночевать, но и дёшево поесть, получить правовую помощь, подсказку, куда обратиться или как не потеряться в незнакомом месте.
Тут нам нужно свернуть на улицу Кирова, с которой нам так не повезло в прошлую поездку.
Вся улица была похожа на театр военных действий. Выглядело это так:
Позднее прочитали в новостях, что Вышний Волочек, Кашин, Кимры, Ржев и Удомля стали победителями федерального проекта по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Каждый город получил из федеральной казны от 50 до 60 млн рублей. В Кимрах начали благоустраивать пешеходную зону по улицам Кирова и Урицкого.
Эту замечательную новость я интерпретировала по-своему. Участок ремонтируемой улицы Кирова я уже видела в своём воображении родным братом близнецом московского пешеходного Арбата: чистые тротуары, красивые фонари, ухоженные клумбы и газоны, а главное, подновлённые фасады старинных особняков.
Мечты мои коснулись только фонарей по проекту «Чистое небо», ударились об обшарпанные фасады домов, разбились об проезжую часть и затерялись в пыли слегка намеченных газонов. Да, на улице Кирова в этом году стало лучше, чем в прошлом, но не восторг. Показываю фотографии, сделанные в прошлый понедельник.
Между проезжей частью и пешеходной зоной, как я уже сказала, предполагаются газоны. Работники по благоустройству улиц решили соригинальничать и засеяли газоны речным песком, из которого теперь клочками растёт сорная трава. При малейшем дуновении ветра по улице гуляют «песчаные бури». Так было и прежде. Кимры славятся своими песчаными бурями. Из поездки, тут к гадалке не ходи, вы непременно привезёте полные карманы песка.
Слева фасад фирменного магазина обуви. Лицо, так сказать, города.
На улице появились новые фонари. Помните, я сказала про проект «Чистое небо»?
Проект предусматривает визуальную эстетику, когда небо не пересекают кабели с элктропроводами, дорогу не преграждают уродливые железобетонные столбы, в глаза не бросаются ящики с надписью «Не влезай, убьёт!». Все коммуникации прячутся под землю. Почему до сих пор не выкорчевали уродливые железобетонные опоры электропередач, для меня загадка. По логике, сначала избавляются от них, потом укладывают дорожную плитку. Но плитка уже лежит...
Фирменный магазин в полный рост
Обратите внимание на асфальт. Нечто жёлтое - это речной песок. Не город, а Paradise Beach какой-то.
Но хватит о грустном. Придираясь к недоделкам можно всю красоту пропустить.
На улице Кирова в начале прошлого века появилось целое созвездие жилых домов провинциального стиля модерн. Кстати, недалеко от Кимр на рубеже XIX-XX веков функционировало производство напольной керамической плитки, и находчивые местные жители активно использовали эту недорогую узорчатую плитку для отделки фасадов своих домов. Подробно о каждом доме я уже писала
здесь, сейчас только назову дома по их бывшим хозяевам.
Слева направо: особняк Серепьевых (деревянный), дом П. Вахлина, дом Рогова.
Слева направо: дом П. Вахлина (второй этаж выложен плиткой), дом Рогова, особняк Шквариных
Особняк Серепьевых
Если эти дома не подвергнутся в ближайшее время кап.ремонту, их ждёт участь Гостиного двора, о котором я говорила ранее. Так можно потерять целую улицу. Большинство домов деревянные или имеют деревянные перекрытия. Первые этажи занимают магазины, на верхних живут люди.
Деревянный теремок Лужиных. Единственное отреставрированное здание, и то не из бюджета последнего проекта.
Дом Лужиных каменный
Вот такой красотой одарил нас XIX век. Были времена, сияла великолепием улица. В 1910-м году всё село сбежалось посмотреть на новые дома купца Лужина. Было, чему подивиться. Есть, чему подивиться и сегодня. Но есть ли завтра у этих домов?
Далее мы идём к мосту через речку Кимрка, чтобы навестить ещё пару домиков.
Дом купца Теплова. Всё в прежнем состоянии.
Рядом деревянный дом врача Н.А. Жардецкого
Переходим мост. Храм Вознесения Господня. С колокольни сняли строительные леса.
Вообще, весь XIX век Заречье оставалось тихой и малозаселённой окраиной села. Войны и революции на целое десятилетие остановили строительную активность в Кимрах. Но в годы НЭПа занимавшиеся сапожным ремеслом жители Кимр не только оживились и воспрянули духом, но и сумели существенно обогатиться. Финансовая состоятельность «нэпманов» привела к новому строительному буму, захватившему свободные территории Заречья.
И что интересно, в первое послереволюционное десятилетие в крупных городах началась реализация проектов советских архитекторов-конструктивистов. Строительством отдельных зданий и целых жилых комплексов занимались Илья Голосов, Константин Мельников, Иван Николаев, братья Веснины и многие другие, воплощавшие в своих работах чёткие, пуристские (фр. purisme) формы, лишённые витиеватого декора. А вот кимрские жители остались верны господствовавшему в начале века стилю модерн.
В прошлой главе я уже показывала прекрасный деревянный модерн р-на Заречья города Кимры. Нет смысла повторяться. Пройдёмся немного по улице Салтыкова-Щедрина. Атмосфера здешней улицы отнюдь не городская. Удивительный контраст с центральной частью города.
Надеемся сюда возвращаться ещё и ещё за новой порцией красоты.