Тверская область. Кимры

Oct 07, 2022 13:49




Лишь в 1917 году село Кимры получило статус города. Старинный купеческий городок на Верхней Волге, стоящий у границы Тверской и Московской областей. Находится на берегу реки Волги, в месте, где в неё впадает небольшая река Кимрка. Не трудно догадаться, что жители Кимр успешно занимались рыбной ловлей, бурлачеством, развивали хлебную торговлю и судоходство. А знаете ли вы, что подлинную славу селу принесли сапожники? В петровские времена подряды на поставку десяток тысяч пар сапог для армии обеспечили обувному ремеслу кимряков бурный рост. Сам Пётр I носил их сапоги. Смело можно сказать, что Кимры обували всю Россию. Но оставим сапоги солдатам и офицерам, дамские туфельки кокеткам и модницам, надеваем вечные и неубиваемые ботинки для пыльных дорог и долгих прогулок, наша обувь - кэжуал стиль. Вперёд, любоваться красотой! А она здесь есть.
Кимры славятся своим уникальным деревянным модерном. Этот стиль проник в российскую провинцию, где прижился и стал одним из любимых стилей дворянства, купечества и богатого крестьянства. Российское купечество избирает модерн, не желая жить в домах, повторяющих видом крестьянские избы, или, к примеру, дворянские ампирные дворцы. Провинциальным купцам и богатому крестьянству понравились замысловатые изогнутые линии, напоминающие лианы растений, и они предпочли следовать моде и не отставать от столиц. Новое слово в архитектуре - чередование объемов, асимметрия, отход от императива прямых линий. Модерн в Кимрах следует разделить на две ветви: дореволюционный и советский. До революции Кимры, как и все, шли в ногу со временем и стилем, вся провинция, можно сказать, «болела» модерном и строила его и в дереве и в камне. Со временем стиль был переработан, имел не чистые особенности и элементы. Архитекторы перерабатывали его следуя вкусам и предпочтениям заказчика.
Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Просим таксиста высадить нас на пересечении Русакова и Московской улиц возле первого понравившегося домика, откуда начинаем наш пеший променад.

Жёлтый, солнечный, с большущей подковой на счастье.
Дом Гладкова - яркий пример фасадной композиции типичного кимрского дома.(1920-е годы)



До революции в городе складывается основной тип деревянного, кимрского частного дома, на основе которого потом будет базироваться уже советский модерн, который мы видим на фото выше.

А особенность его такая: фасад дома разделялся на несимметричную композицию, основной объём(сруб) помещался вглубь красной линии улицы, а пристрой-терраса наоборот выходил вперёд. Чаще всего фасад дома имеет 4 окна. В террасе помещался парадный вход с роскошными модерновыми или эклектичными дверями, которые никогда не повторялись. Над входом либо выступал эркер, держащийся на столбах, либо наоборот сравнивающийся с основным полем стены. Этот объём, увенчивался либо небольшой башенкой, либо шатром. В пристрое находилась парадная лестница, ведущая на первый этаж.
Кимряки выносили все хозяйственные помещения в цокольный этаж, тем самым освобождая жилую часть от лишней суеты и загромождённости. Крыша же основного дома (сруба) чаще всего завершалась стрельчатым щипцом, невольно уводящим в мотивы северной архитектуры, который увенчивался точёным либо гранёным шпилем. На фронтоне этого щипца было небольшое слуховое окно разных форм и размеров и свисающий декоративный, резной элемент. С бокового фасада, на скате крыши, чаще всего выходила либо, люкарна украшенная роскошным расстекловочным окном, либо обычное слуховое окно. Под люкарной располагался чёрный, не парадный вход, с лестницей в цокольный этаж, предназначавшийся для прислуги и загрузки продуктов в погреба.

Ещё один дом по той же улице



В плане дом был квадратом и представлял собой следующее: поперёк дома шёл узкий коридор, который отделял парадную часть дома от личной, тем самым показывая гостю, что заглядывать в его левые двери не желательно, окна гостиной всегда выходили на главный фасад, основная жилая часть, со спальнями и детскими располагались в глубине (за коридором) и окна их выходили во двор. Кухня всегда располагалась в дальнем углу. Обувная мастерская, комнаты для прислуги, ледник и погреб, находились в цокольном полуэтаже, в нём же имелся дровник и печь, которая отапливала весь дом.
Башенка над парадным входом несла исключительно декоративную функцию, в ней имелась либо дополнительная кладовая, либо терраса для сушки овощей летом, либо окно в башенке выполняло функцию светового фонаря для парадной лестницы. (описание дома из краеведческих очерков Галины и Юрия Крюковых)



Тихая, безлюдная провинциальная улочка. А когда-то Московская была широкой и длинной улицей, теперь здесь осталось лишь несколько десятков домов. Деревянные дома на этой улице в начале 20-х годов прошлого века строили представители советской буржуазии - нэпманы. Вот значит оно какое - скромное обаяние буржуазии.



Время шло, дома сменяли владельцев вольно и невольно, всякое в жизни было, но некоторые из теремов до сих пор помнят своих прежних хозяев. Такие дома и зовутся по именам. Мы их отыскали и расскажем о таких домах особо.





«А во лбу звезда горит» - оригинальный кронштейн под флаг



Дом Е. Смирнова



Построен этот большой добротный дом примерно в 1928 году. По одной из версий хозяева даже не успели его достроить, были репрессированы. Фасад имеет чудесный деревянный декор - по фризу идёт узор из яблок, на одной из стен панно - чаша с фруктами.



Богато украшенная резьбой оригинальная дверь



А вот эта деталь подарила дому ещё одно название.
Дом называют «дом-фавн» из-за закруглённых козлиных рожек в декоре.



Рядом стоит особняк Хамковой



Построен дом в 1926 году. Двухэтажный, с балкончиком, большими полуциркулярными окнами, контрастными наличниками и кронштейнами. Дом находится в хорошем состоянии, ему скоро исполнится 100 лет.



На некоторых домах сохранились не только резьба, но и красивые водостоки



Окошко с резными наличниками



Ну, тут я прошу прощения у хозяев, машину я им перекрасила. Красное авто под бордовым забором действовало мне на нервы. Яркий лайм смотрится куда лучше. И кто посмеет мне сказать, что таких машин не бывает? Очень жизнерадостная картинка получилась.



Двигаемся дальше. Что ни дом, то шедевр.



Это уже улица Орджоникидзе. Дом М.А. Рыбакова



«Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». Не в нашем случае. Хозяин дома был и сапожником, и бухгалтером, и писателем, оставившим потомкам несколько книг о быте, традициях и красоте Кимрского края.





Дом сапожника Ускова



Хороший, видимо, был сапожник, коли имя его осталось в истории. Хотя и всяких проходимцев история помнит. Был один такой и в Кимрах, по фамилии Тихомиров. Угораздило его поставить в российскую армию сапоги с картонными подошвами в 1915 году. Хотели его за такое мошенничество судить, да он, не дождавшись суда, приказал долго жить.







Один из наиболее популярных домов города, и просто украшение улицы. Построен в 1926 году. Скоро будет отмечать 100-летний юбилей. Его адрес: улица Орджоникидзе, 24



Заворачиваем за угол



Храм Вознесения Господня



Построен в 1813 году на мес­те стоявшей здесь ранее деревянной церкви. Ко­локольня и трапезная выстроены были в 1829 году. Храм и расположенное возле него приходское кладбище были огорожены каменной оградой с двумя воротами.
В середине 1942 года помещения были переданы облпищепрому для размещения здесь маслобойного завода. Помимо складов в церкви была оборудована трансформа­торная подстанция городских теплоэнергосетей. Но сейчас с церковью, как видите, всё хорошо.



Архитектурный стиль - классицизм. Храм выстроен из кирпича, оштукатурен, детали декора выполнены из белого камня. Имеет апсиду, трапезную, два придела. Четырёхъярусная стройная колокольня увенчана барабанчиком с главкой. Красивый стройный ансамбль виден издалека, и является доминантой Заречья. По названию церкви со временем всё заречье стало называться Вознесенской стороной.



Дом врача Н.А. Жардецкого



Недалеко от моста через речку Кимрка находится деревянный дом Жардецкого. Принадлежал он известному в городе врачу и был построен в 20-е годы прошлого века. От иных старинных домов Кимр домик отличается элементами немецкой архитектуры. Его украшают необычные фахверк, средневековая башенка, присущий германским старинным постройкам фронтальный срез двускатной крыши.



По соседству стоит каменный дом зажиточного купца Теплова



Особняк выделяется необычной архитектурой и большими овальными окнами нижнего уровня.

Далее нас ждал неприятный сюрприз. Ремонтные работы. Ну что ж, как сказал поэт: «А дорога всегда от Бога, от людей - пыль». Замечание истинно и с этим приходится мириться. Идём таранить эти траншеи, иначе многого не увидим.



Слева направо: дом П. Вахлина, дом Рогова, особняк Шквариных



В особняке (тот, что ближе к нам), некогда принадлежавшем семье торговцев Шквариных, теперь разместился дом-музей ремесел и фольклора.
Дом Рогова (на фото вверху он в центре), 1914 года постройки. Уникален он тем, что для отделки фасада первого этажа использовали половую плитку иностранного производства фирмы Villeroy&Boch. Второй этаж - деревянный сруб, заштукатуренный и облицованный плиткой «кабанчик». На окнах - оригинальные массивные железные ставни.



И крайний слева на фотографии дом построен в 1914 году под торговую лавку. В советские годы у владельца П. Вахлина дом отобрали и сделали там сначала музей, а потом устроили коммуналки.



Далее следует особняк Серепьевых



Деревянный дом был построен, судя по официальным документам, в 1910 году. Он на четыре года старше своего каменного модернового соседа, что стоит справа. Внушительный особняк является замечательным образчиком архитектурного стиля, ставшего необычайно популярным в конце XIX - начале XX века: тот самый знаменитый деревянный модерн, за которым туристы едут в Кимры.



Здание очень выразительно. Особый колорит придают ему могучая бревенчатая кладка, асимметрия композиции, роскошное окно эркера и, конечно, его навершие в виде усеченной палатки-башенки. Не менее интересны резные орнаменты старинных дверей и оконных наличников. Жаркое солнце, трескучие морозы, ливневые дожди, тяжесть льда после многочисленных оттепелей - все выдержал деревянный двухэтажный особняк.



Изначально особняк на ул. Конной (ныне Кирова) принадлежал богатому и многочисленному семейству промышленников Серепьевых. Рядом, на Сиротской, а ныне улице Карла Маркса, стоит еще один серепьевский дом. Мы его увидим чуть позже.



Пожалуй, один из самых знаменитых кимрских теремков - дом хлеботорговца Алексея Сергеевича Лужина




Фото открывается в большом размере. Оба дома, деревянный по центру и каменный слева принадлежали одному хозяину. Но по порядку. Деревянный построен в 1910 году.
Долгое время после покупки участка земли место пустовало - Лужин раздумывал, что бы построить такое разэдакое, чтобы сразу было видно - живёт здесь состоятельный и уважаемый человек. Проект выбирал долго. В конце концов Лужину на глаза попалась фотография имения «Песчанка» фон Крузе, вернее, внимание привлекла купальня с огромным окном-иллюминатором. Далее тверской архитектор создаёт проект, что-то копирует, что-то придумывает своё, соединяя две части дома башенкой. Фасад получился компактный, а сам дом вытянут в глубину.
Рядом Лужин строит второй уже каменный дом в стиле модерн для торговых помещений и ведения коммерции. Поэтически настроенному архитектору виделся в его плавных формах распускающийся цветок. Но поскольку здание ещё более вытянутое в глубину, чем деревянное соседнее, то получило в народе отнюдь не романтическое название - «паровоз».







И немного каменной застройки




Помните, я говорила, что скоро мы увидим ещё один дом Серепьевых? Вот он, бывший торговый дом Серепьева.



Сегодня в нем находится торговый центр с совсем не кимрским, но вычурным названием «Арбат». С некоторых пор пошла такая мода в городке - переименовывать местные достопримечательности на московский манер. Есть у кимряков свой «Тишинский рынок» в Микрорайоне, торговый центр ЦУМ, и вот еще одно прям столичное название - «Арбат» на Сиротской улице (сейчас К. Маркса).
Построен в стиле модерн в 1911 году для крестьянина, купца 2-ой гильдии Кожевникова. Архитектор Густав Гельрих. До революции его арендовал ТД Серепьева, торговавший мануфактурой и обувью. На рубеже ХIХ-ХХ веков вывеска сообщала, что это - владение «Торгового дома Н.Ф. Серепьева с сыновьями». Архитектура каменного дома Серепьева характерна для эпохи модерна. Между окнами второго этажа отделка выполнена плиткой «кабанчик». Элементы модерна содержит довольно мощная лепнина над окнами второго этажа, а также красиво отделанный трехгранный эркер с центральным высоким окном и боковыми щелевидными окошками под растянутой аркой.



Во времена Серепьевых в правой стороне дома был обувной магазин, над дверью которого висели деревянные гербы тех городов, в которых сапожная и башмачная обувь предпринимателей получала награды. Кимряки Серепьевы вели дело широко и с размахом, имели свои отделения на Нижегородской ярмарке.
В советское время, в 1920-х годах, в этом купеческом доме находились конторы сначала кимрского «Сельпромсоюза», потом «Кожпромсоюза», а на первом этаже располагалась мастерская промартели «Кожкоопремонт», в которой изготовлялась резиновая обувь. С образованием учительского института в 1949 году второй этаж был переоборудован под одно из общежитий института. В 1954 году в особняке поселяется механико-технологический техникум. После его переезда в собственные апартаменты здание отдается библиотеке, двери которой всегда были распахнуты для тех, кто любит книгу, ценит общение. Много встреч и новых знакомств происходило в советские времена в читальном зале на втором этаже, территория вокруг всегда была чистой и ухоженной.

Купеческий дом В.Д. Собцова




Это строение возвели в конце XIX века, в 1895 году. Дом выделяет арка, дающая ощущение глубокого внутреннего пространства. Над центральной частью возвышается четырехгранный купол. Второй этаж украшали богатая лепнина, красочное панно, росписи по стенам. Первый этаж хозяин сдавал под магазины, здесь же было страховое общество «Саламандра». На втором этаже жил владелец с семьёй.



Здание бывшей гимназии, получившей название по имени её начальницы Анны Николаевны Собцовой.



Гимназия была открыта в 1909 году, но красивый особняк не был построен специально для среднего учебного заведения. Дом принадлежал Ивану Ивановичу Столярову. Изначально в Кимрах была лишь прогимназия, общеобразовательное учреждение с программой четырех младших классов гимназии. В 1913 году прогимназия в селе Кимры была преобразована в гимназию. Ее начальницей и одновременно преподавательницей являлась Анна Николаевна Собцова. Курс обучения составлял семь лет, окончившие восьмой, дополнительный, класс получали свидетельства учительниц. Выпускницы гимназии имели право поступления в университет.



Собор Спаса Преображения



Спасо-Преображенский собор находится в центре Кимр. Его возвели в 1911 году по проекту архитектора Федора Рыбинского. Здесь древнерусский стиль совместили с модерном. Храм продолжал работать до 1928 года. И вновь возобновил богослужения в 1947 году. Известен православный приход прежде всего тем, что в нём находится чудотворная икона Божией Матери «Иверская», которую в начале XX века подарили Кимрам монахи греческого Афонского монастыря.









И это далеко не всё, что можно увидеть, приехав в город Кимры. Это место требует много времени для осмотра, изучения, длительных пеших прогулок. Тогда оно откроется Вам, и возможно, вы сможете его полюбить.

Кимры, модерн, буржуазия, деревянный дом, Тверская область, дом, деревянный модерн, купечество, стиль

Previous post Next post
Up