Для прогулки выбрали бульвар Гагарина. О бульваре писала в летней записи и очень подробно описывала дачи прошлого века. Сегодня будет интереснее посмотреть на сочетание архитектуры, природы и ландшафта. Я не могу сказать, насколько часты зимой в городе туманы и изморозь, но мы были свидетелями именно такого эффекта. Промозгло, но смотрится красиво.
Бульвар проектировался в начале прошлого века одновременно с появлением первых дач в этом районе, и, что естественно, служил для променада дачной публики. А когда дачи были национализированы и превращены в корпуса советских санаториев, бульвар, что опять же естественно, стал местом для прогулок советских отдыхающих.
Летом и осенью место и впрямь туристическое, но зимой на бульваре не многолюдно, а у Провала было странно и вовсе никого не встретить. Спокойно осмотрели скульптуру Остапу Бендеру возле входа в тоннель, который в свою очередь ведёт к Провалу. В другое время года увидеть фигуру великого комбинатора не представляется возможным, она скрывается под телами дам, поддавшихся чарам Остапа.
В Провале стоял серный запах, от озера поднимался туман, а из отверстия в провале падал снежок. Такой небывалый круговорот в природе застигли мы. Если серьёзно, вода в холодное время года заметно убывает в озере, это видно по отметинам на стенах. Но цвет её неизменно прекрасен.
Смотровая площадка на город возле Провала. Как видите, я не лукавила, говоря, что вокруг ни души.
Неподалёку находится здание бывшего ресторана Провал
Двухэтажное здание ресторана из кирпича и машукского камня создано в стиле неоренессанса, с элементами модерна. Сооружение, стоящее на высоком каменном основании, асимметрично и состоит из четырех разновеликих объемов. В середине находится двухэтажное кирпичное прямоугольное здание с театрально-танцевальным залом и сценой. К нему с северной стороны примыкает двухэтажный флигель с помещениями для персонала ресторана. К теневым фасадам здания пристроена широкая веранда. Опорами для нее служат парные кирпичные колонки ионического ордера на высоком цоколе с лепными капителями, которые над крышей завершаются пьедесталами с вазами. Веранда разделена прямоугольным ризалитом с большим полуциркульным окном и рустованными угловыми столбами. Полукруглую веранду восточного фасада с открытой верхней террасой, которую мы собственно и видим на современной фотографии, занимало летнее кафе с отдельным входом. Винтовая лестница на верхнюю террасу находилась внутри прямоугольной башни с широкой конической крышей. Широкие окна видовой башни украсили наличники в духе итальянского Bозрождения. Лицевой фасад имеет лепной фриз в форме овов (яиц) и женские маскароны. Верхние углы дополнительных объемов здания ресторана украшены лепниной, а далеко выступающие карнизы их крыш поддерживаются изящными модульонами. Металлические декоративные решетки здания имеют различный рисунок. Кроме того, центральное слуховое окно на крыше со стороны главного фасада было украшено скромным фронтоном с актротериями.
Проект был составлен гражданским инженером В.Н. Семёновым. Ресторан полностью открылся в 1911 году, и через две недели в нем стал играть постоянный струнный оркестр и выступать приглашенные артисты и цыганские хоры. С начала 90-ых прошлого века в залах ресторана стоит тишина, здание ждёт своей очереди на реставрацию.
Дача генерала С.Ф. Чижа
Здесь я повторяться не буду, потому что о даче писала. Но посмотреть на неё в зимних условиях было приятно.
Дача зодчего Клепинина
Восхитительно смотрятся деревья и кустарники вокруг архитектурной застройки. Прогулочный бульвар был распланирован и обсажен деревьями и кустарниками в течение 1901 года. Так что всё это великолепие появлялось практически параллельно и одновременно.
Дача зодчего Клепинина с другого ракурса
Дача доктора А.М. Левковского. Построена в 1905 г. по проекту гражданского инженера А.Н. Клепинина.
Сейчас дача находится на территории санатория Министерства обороны РФ
На той же территории дача братьев Тиц
Двухэтажное здание с мезонинами и мансардами из машукского камня и местного кирпича построено в 1908 году в стиле «дачного» модерна по оригинальному проекту архитектора Э. Б. Ходжаева.
Центральная пешеходная часть бульвара с видовыми площадками
Дача Рахмалевича, владельца Пятигорской аптеки
Внушительное здание с прекрасными фасадами на все четыре стороны, открытыми террасами, балконами, эркерами различной формы, колоннами и вазонами. Понятно, что простой провизор вряд ли мог владеть такой роскошью. И всё-таки Рахмалевич был крупным домовладельцем (ему принадлежало несколько домов в Пятигорске). Что касается аптечного дела или здорового питания, в 1889 году была издана его брошюра «Кефирные грибки и способ приготовления не шипучего и шипучего или бутылочного кефира». Это потом уже кефирные грибки попали в Кисловодск к братьям Бландовым. Ту детективную историю я рассказывала в одной из частей про Кисловодск. В общем, глядя на дачу Рахмалевича, надо сказать, что доходное это дело - производство кефира.
Фасад санатория «Родник» 1982 года постройки
Так что есть здесь и современные корпуса, и они также интересно вписываются в окружающее пространство.
Но само окружающее пространство привлекало особое внимание. В этот раз мне не мешало ничего, ни железобетонные столбы, ни провода, ни запущенные и переросшие саму архитектуру деревья. Игольчатый и колючий иней, сосульки, изморозь, покрывшие всё вокруг, придали городскому пейзажу единый неповторимый стиль, где каждая деталь играла свою роль, а в целом создавалось фантастическое ощущение.
Замерший и замёрзший участок города, покрытый серебряной космической пылью. Даже редкие прохожие не нарушали тишины и отчуждения этого места, потому что двигались плавно и бесшумно, в замедленном темпе. И это движение напоминало сон.
Так мы дошли до Пироговских ванн 1914 года постройки. Проект архитектора А.И. Кузнецова.
А возле ванн памятник советскому поэту Сергею Михалкову скульптора Александра Рукавишникова
Напомню, что точно такой же памятник можно увидеть в Москве. Привет из родного города...
И фонтан на колоннаде при входе на бульвар Гагарина.
Открыт в 2008 году. Но как гармонично вписан в окружение, в архитектуру начала прошлого века по стилю и материалу. Вообще, все эти МАФы (малые архитектурные формы) здорово разнообразят территориальные зоны, создают уютную атмосферу, радуют эстетикой.
Здесь спускаемся по отрогу чуть вниз и вблизи Пироговских ванн видим совсем другие ванны
Вот он, виновник туманов, изморози и наледи. Бесстыжие ванны
Вы скажете, источник слишком мал, чтобы стать эффектом для кристаллизации льда в целом городе. Но, во-первых, таких горячих источников в городе много... А впрочем, вы вправе мне не верить. Спорить не буду, спорить в «Мире ледяного безмолвия» не принято. Но будет продолжение прогулок и антинаучных докладов на эту тему.