Редкий, можно сказать уникальный экземпляр техники попался нам на глаза при очередном проезде по М7 во Владимирской области.
Прицеп-цистерна АЦПТ-0,9 с полустёршейся надписью КВАС размещена над проходными пивзавода в городе Лакинск прямо рядом с трассой.
Доступ свободный, можно смотреть на ходу. Охрана есть.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 10 июля и 23 октября 2021 года.
01.
02. В моём детстве такие бочки с разными продуктами стояли на всех бойких местах в городе.
Дети из них покупали квас, мужикам были интереснее бочки с пивом, мамы и бабушки стояли в очередь к цистернам с молоком.
Внешне все они были похожи, жёлтого цвета, с непременной кругенькой продавщицей в белом переднике и колпаке.
К вопросу санитарии и прочих подобных мер в то время относились очень легко.
Прохладительные напитки продавали в двухсотпятдесятиграммовых многоразовых гранённых стаканах или поллитровых пузатых кружках с ручкой.
Схема простая: выпил - верни.
Продавщица возьмёт стакан, перевернёт его поставит на специальный диск с дырочками, нажмёт и ополоснёт струйками водопроводной воды.
Стакан готов попасть в руки следующему покупателю.
Теми же руками продавщица брала деньги, открывала кран и наливала напитки, а потом протирала рабочее место.
В наше время, подобный уровень обслуживания кажется уже совсем не ОК, а в позднем СССР люди были менее притязательны и рады хотя бы такой возможности утолить жажду и разнообразить стол.
03. Прицеп-цистерна АЦПТ-0,9 для кваса был разработан в 1967 году.
Обозначение типа расшифровывается как АвтоЦистерна Пищевая Теплоизолированная эксплуатационной ёмкостью 0,9 тысячи литров (900 литров).
Конструкция могла различаться в зависимости от завода-производителя и года производства.
Часть цистерн была стальной, часть алюминиевой, часть дополнительно утеплённой пеной.
Некоторые модели комплектовались 30-литровым баком для воды (для рукомойника или ополаскивания посуды).
Бочка устанавливалась на унифицированный прицеп ТАПЗ-755А, который использовался для множества модификаций советских прицепов.
Любопытно, что колёса прицепа выглядят уникальными, но в то же время они совместимы с колёсами от УАЗика по размеру и ступице.
АЦПТ-0,9 выпускается и сейчас, внешне отличаясь более технологичными формами и обновлённым базовым шасси ИАПЗ-8019-01 с плоскими крыльями.
Но в квасной инкарнации я их уже давно не встречал, только в фермерско-молочной.
04. Двигаясь по М7 в направлении Москвы пропустить этот памятник очень сложно, потому что на очередной развязке-развороте в центре Лакинска мы едем прямо на него около 10-15 секунд.
Координаты:
56° 1'8.98"С
39°58'9.51"В
Другие рекламные объекты:
- AEC Routemaster: Адлер (не существует);
- Austin FX4: Каунас;
- Firetruck Volvo Trygge: Рига;
- Lincoln Town Car: Быковка (Custom Stretch, не существует);
- LTI TX1: Вильнюс, Кишинёв;
- Бочка АЦПТ-0,9: Лакинск;
- Вертолёт Ми-2: МО, М2, 58-км;
- ВАЗ-2101: Вязьма, Тула (ВАЗ-21011, не существует);
- ГАЗ-20: Воронежская область, М4, 485-км;
- ГАЗ-21: Воронежская область, М4, 485-км, Янишполе;
- ГАЗ-2410: Тула (не существует);
- ГАЗ-51: Тула (не существует);
- ГАЗ-63: Рязань (не существует);
- ЗАЗ-965: Богучар, Вязьма, Ленинский (не существует), Минск;
- ЗАЗ-966: Писаница;
- ЗАЗ-968: Тула (не существует);
- Москвич-401: Брянск, Тула;
- Москвич-403: Тула (не существует);
- Москвич-407: Богучар, Нахабино;
- Москвич-412: Тула (не существует);
- Москвич-2140: Тула (не существует);
- Мотоколяска С-3А: Каменск-Шахтинский;
- Мотороллер Муравей: Тула;
- Мотоцикл Урал М-63: Санкт-Петербург (не существует);
- УАЗ-2206: Сириус.