Неоднократно задумывался о том, что хорошо бы слегка прокачать собственные навыки управления автомобилем в сложных зимних условиях. Даже гуглил местные курсы и школы экстремального вождения. Ежу понятно, что лишними такие знания и, самое главное, опыт никогда не будут. А тут вдруг представился удобный случай хотя бы попробовать, что это вообще такое и с чем это едят. Компания "Renault Россия" пригласила меня в числе других блогеров и автожурналистов принять участие в так называемой Renault Winter Driving School, которая уже вторую зиму подряд проводится в Карелии на льду Ладожского озера. Конечно, долго раздумывать я не стал. Ранний подъем, перелёт до Питера, еще несколько часов на автобусе и вот я уже готов впитывать знания, выполнять первые упражнения под контролем опытных инструкторов и побеждать свой безусловный водительский рефлекс "в любой непонятной ситуации жми на тормоз".
Пытаться подробно пересказать вам всё услышанное и увиденное, наверное, не имеет смысла. Тем более, глупо брать на себя наглость кого-то заочно учить. Всё таки полтора дня на обучение такой непростой науке - это всё таки маловато. Сам только-только прикоснулся к ней и маленько разобрался, чем отличается занос от сноса. Поэтому пока тезисно расскажу про основные моменты.
Локация.
Я обожаю
Карелию. Это идеальное сочетание природной красоты и свежего воздуха. Когда-то мне довелось
прожить неделю на одном из необитаемом островов шхерного района Ладожского озера в совершенно спартанских условиях, а вот теперь меня занесло на комфортабельную базу отдыха "Ладожская Усадьба" в поселке Ниэмелянхови близ Сортавалы. Теплые уютные номера, вкусная еда, масса разнообразных активностей для отдыхающих и, конечно, удивительная северная природа вокруг. Тренировочный ледовый полигон размером 300 на 80 метров начинается прямо от пирса.
Действительно сложно подобрать более удобное место для такого мероприятия.
Безопасность.
Думаю, что не я один слегка парился по поводу сочетаемости такого количества автомобилей и толщины ледового покрытия. Но на первом же брифинге нам сообщили, что толщина льда достаточная, все разрешения от МЧС и прочих инстанций получены и всё, что от нас требуется - это соблюдать дистанцию между машинами в 8-10 метров. Это успокоило, хотя, думаю, все так или иначе посматривали на отдельные трещины.
Рено Дастер на гусеничном ходу в качестве "технички". Совершенно чумовой агрегат. Где-то читал, что на прошлогодней зимней школе Renault журналисты прозвали его "Густер".
Инструкторы.
Тут вот прямо снимаю шляпу. Одно дело - уметь круто ездить самому, но совершенно другое - уметь круто учить этому других. Безукоризненная вежливость, тактичность, предупредительность и чувство юмора у всей команды. Хотя, признаюсь, меня точно было за что поругать. Несколько пластиковых конусов точно пошли в утиль, да и снежные брустверы на ледовой трассе дважды "рихтовал". Но у инструкторов не один мускул на лице не дрогнул, а ведь отдельные ученики вообще убирались в сугробы на полном ходу.
Шины.
Почти все автомобили были обуты в Dunlop Grandtrek Ice02. Отличные, мне понравились. Весьма эффективно цепляются за чистейший лед. Не исключено, что на следующий сезон подумаю о покупке таких же на свою машину. Пара Дастеров были на злющих Master Sport KX46, которые ошиповали 2мм-шипами. Эти машины были предназначены для скоростных заездов по ледовому треку.
Программа обучения.
Как уже сказал выше, обучение длилось полтора дня. Первый день был разбит на два этапа: упражнения на ледовом покрытии и внедорожный маршрут по карельскому лесу. В результате жеребьевки, сразу после завтрака, то есть буквально на рассвете я вышел на лёд Ладожского озера и почти без перерыва до полудня бешено "крутил баранку" на ледовом полигоне и хитро закрученных трассах, буквально захлебываясь всё новыми порциями адреналина. После обеда была смена команд и я отправился на зимнее бездорожье, где дополнительно размял своё изнуренное сидячей работой туловище, побегав в роли штурмана и покопав лопатой снежок. На следующий день были ледовые заезды на скорость и элементы высшего водительского мастерства на зачет. К обеду у организаторов была турнирная таблица, после чего объявили победителей, а так же поздравили всех участников с прохождением курса экстремального вождения. После чего мы, уставшие, но довольные, отправились домой. Почти сразу же в автобусе наступила тишина, ибо после такой насыщенной программы всех моментально сморило.
Автомобили.
К нашим услугам были следующие машины: двухлитровые бензиновые Renault Kaptur (АТ4 и МТ6), бензиновые и дизельные Renault Duster на "ручке" (2 и 1,5 л соответственно), а так же новый флагман внедорожного модельного ряда Рено в России и в мире Renault Koleos (2,5 л, бензин и 2,0 л, дизель, на обоих - бесступенчатый вариатор CVT X-Tronic). Довелось прокатиться на всех, хотя постоянная ротация автомобилей между журналистами и блогерами прямо во время отработки элементов, на мой взгляд, несколько усложняет обучение. К любой машине необходимо немного привыкнуть, мне кажется. Ну, во всяком случае, мне. Отмечу, что системы стабилизации на всех автомобилях были принудительно отключены.
На Каптюре я немного
катался осенью в Казахстане. Но там был исключительно асфальт и попробовать его внедорожные качества не получилось. Признаюсь, что глядя на стильные машинки самых разнообразных расцветок, я не особо верил пресс-релизам производителя о их достойной проходимости, но после лесов Карелии готов подтвердить: яркий городской образ и полный привод вполне себе сочетаются.
С Дастером, думаю, все понятно без каких-либо пояснений. Эта машина давно заслужила свою репутацию надежного и проходимого кроссовера. А с правильной резиной и за свои деньги - это вообще практически безконкурентный вариант. Я сам владелец Дастера и даже не сомневался, что тут всё будет чётко.
Про Колеос сложно сказать что-то вот так с наскоку. Хорошо бы его как-нибудь недельку, а лучше две, потестить.
Конечно же, это совершенно другой уровень комфорта, который, в свою очередь, стоит совершенно других денег. Но одно могу сказать наверняка: самые эффектные и красивые снимки у меня вышли именно с Колеосом. Даже для поста отобрать было сложно. Валит он будь здоров, да еще и "метёт хвостом" так, что после пары кругов в управляемом заносе вокруг конусов на полигон будто снежный туман спускался.
Кроме бело-жемчужного, было еще вот такой красавец, который вообще все делает сам без водителя. Шучу, конечно. На льду как раз очень многое зависит именно от прокладки между рулем и сиденьем.
Внедорожный маршрут.
Данный этап обучения носил, скорее, ознакомительный характер, но и дух соревнования тоже имел место быть. Сначала несколько пробных кругов, дающих понимание о возможностях машин (Колеос, кстати, здесь не был задействован). Потом небольшой челлендж по преодолению различных препятствий на время. Канавы, ямы, диагональное вывешивание и так далее. Тут уже без пробных заездов, сразу на время и техника полностью на усмотрение экипажей. В помощь только динамический трос, сендтраки и пара лопат. А чтобы особо ретивые не баловали, касание порогами и бамперами карается штрафными баллами.
Тут, между делом, еще раз вернусь к оффроад-способностям Каптюра. Посмотрите внимательно фотографии ниже. Что мы видим: заснеженная горка с углом градусов в 40-45, местами склон раскатан до льда, но Каптюр с включенным 4WDLock самостоятельно взбирается на неё. Причем, обратите внимание, что у него поочередно вывешиваются задние колеса, но это ему не мешает.
На десерт каждой команде выпало пробивать свой десятиметровый участок снежной целины. Это один из самых трудоемких этапов, требующий слаженных командных действий. Дастер первым начинает тропить путь, потом его динамичкой дергает назад Каптюр, затем маневр повторяется. Потом проезжают оба. Штурманы помогают нервными криками и лопатой, зрители традиционно отвлекают вредными советами.
Надеюсь, что мои коллеги простят меня, что я иногда отвлекался на фотографирование и поэтому наш результат не столь хорош, как мог бы быть=)
Соревнования.
Как справедливо сказал мне один из инструкторов, включенный секундомер очень многих учеников психологически деморализует. Ну, во всяком случае, меня это точно. Пытаясь выиграть время, наоборот, начинаешь то и дело ошибаться. Неверно выбираешь траекторию, сбиваешь конусы и так далее. Вроде бы только что на тренировочных кругах всё было окей, но вот время пошло, а ты уже проморгал момент и мотаешься по всему треку в ритмическом заносе, теряя драгоценные секунды. А на следующем повороте уже подсознательно боишься такого исхода и чрезмерно сбрасываешь скорость. В общем, результаты у меня вышли весьма скромные и хвастаться нечем. Кроме того, у всех приглашенных ребят совершенно разный опыт подобной экстремальной езды. У кого-то нулевой, как у меня, кто-то был здесь же в прошлом году, а у кого-то вообще несколько курсов от разных автобрендов за плечами. Тем не менее, к чести организаторов, соревнования и не ставились во главу угла. Даже дипломы победителей ничем не отличались от дипломов остальных участников школы. Гораздо важнее, что каждый из нас приобрел новый и полезный водительский опыт к тому, что у него уже был. А такого опыта, согласитесь, много не бывает и мало ли когда и где в жизни он может пригодиться.
Выводы.
Что же, прекрасный ивент, прекрасные люди, новые знакомства и новый, опять же повторюсь, опыт. С погодой тоже повезло и это, надеюсь, видно по фотографиям. Колоссальная работа организаторов по обустройству полигонов и треков, надежные понятные автомобили и мегапрофессиональная команда на всех уровнях и на всех этапах организации этой поездки. Только одно во всей этой истории стало моей персональной ложкой дёгтя. Я худо-бедно, но научился даже делать "полицейский разворот" на 180 градусов, но стыд и срам - я так ни разу и не смог в управляемом заносе въехать в "гараж". Все время меня протаскивало дальше. И это обстоятельство гложет меня до сих пор. В связи с чем, прошу срочно записать меня в порядке очереди на следующую школу Renault Winter Driving School!=)
---------------------------
Подписаться на обновления блога
Добавляйтесь! В социальных сетях я публикую анонсы свежих постов, а в инстаграме - самые красивые фотографии!
Использование моих фотографий в любых СМИ, в печатных материалах и на любых сайтах, за исключением личных блогов и страниц в социальных сетях, ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Только после
согласования со мной. Прочим копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная индексируемая ссылка на источник обязательна!