Запуск "Союз МС-06", Renault Kaptur и немного Байконура

Sep 25, 2017 10:04




Я родился в Советском Союзе, но никогда не мечтал стать космонавтом. Я попал служить в РВСН, но в итоге отдал свой долг Родине в военном оркестре. Все мои познания о космосе, по сути, это знаменитое "Поехали" Юрия Гагарина, теория "лунного заговора" в общих чертах и припев песни "Трава у дома". В общем, меня всегда волновали куда как более приземлённые (во всех смыслах) вещи. Однако, я каким-то чудесным образом попал на космодром Байконур и увидел своими глазами запуск двух ракет-носителей: грузового "Протон-М" с испанским спутником связи Amazonas-5 и пассажирского "Союз МС-06" с экипажем МКС-53/54.


Дело было так. Я проснулся и как обычно первым делом включил компьютер. Зевая, начал проверять электронную почту, а там среди скучной деловой переписки и спама письмо от Renault Russia с приглашением, от которого просто невозможно отказаться. Казахстан?! Байконур?!! Запуск ракеты?!!!!! В общем, через неделю я вылетаю из Воронежа в Москву, далее ночной перелет в Астану, снова пересадка, литры кофе и еще один авиарейс до Кызылорды. Это уже самый юг Казахстана. Степь, степь, солончаки, еще раз степь, верблюды и немножечко Сырдарьи. Ну, а там уже и до Байконура рукой подать. Всего 240 километров. Так что добро пожаловать за руль Renault Kaptur. Помнится, зимой 2016-го, когда эти машины только выводились на российский рынок, Каптюр был официальным автомобилем российской премьеры фильма "Изгой-один: Звёздные Войны. Истории". Сейчас Renault запускает продажи лимитированной серии Kaptur Extreme со всякими новыми наворотами и улучшениями, и видимо, решили пойти в космической теме еще дальше, пригласив несколько журналистов и блогеров прямо на космодром.


Усталость и недосып, мягко говоря, имели место быть. Плюс трехчасовая разница в часовых поясах. Однако, свежий степной ветер на выходе из здания аэропорта "Коркыт Ата" и легкое волнение перед грядущими приключениями помогли мне взбодриться до нужного тонуса. В это утро я впервые сел за руль Рено Каптюр, но никаких сложностей и сюрпризов не произошло. Я моментально освоился и ни разу не отстал от колонны даже в городском потоке, хотя и ехал замыкающим. Дорога Кызылорда - Байконур - это практически идеальный асфальт и уже довольно скоро наша колонна из трех Каптюров и одного Дастера паркуется у КПП №1. Это северные ворота закрытого города.


Пока ждем представителя встречающей стороны, чтобы оформить пропуска на въезд, разглядываю бело-голубой экземпляр Каптюра, который мне достался. Двести с небольшим километров по хорошему асфальту - это, конечно, никак не тянет на полноценный тест-драйв. Но не заметить высокий клиренс невозможно, и зная, что этот "красавчик" имеет подключаемый полный привод, я уже мечтаю подубасить на нём пыльными степными грунтовками, чтобы сравнить его с Дастером, который, как ни странно это звучит, послужил "донором" при создании этого кроссовера. Увы, моей идее (по крайней мере в этот раз) сбыться было не суждено, и внедорожные качества кроссовера пока остаются для меня загадкой.


В ближайшие пару дней у нас в программе только асфальт, запуски ракет, пресс-конференции с космонавтами и история освоения космоса человеком. На фото вид от гостиницы "Центральная" на площадь Ленина и административное здание Роскосмоса.


Не могу не отметить, что в связи с тем, что запуски ракет-носителей проходили ночью, спать приходилось урывками и, в основном, днем. Поэтому сам город получилось осмотреть мельком и очень фрагментарно. Байконур сейчас продвигает себя как центр космического туризма, но, если говорить откровенно, очень многое в этом направлении еще нужно сделать. Кое-что из развлекательной инфраструктуры, конечно, есть, но почти всё это осталось еще из наследия СССР. В некотором роде, это можно расценивать как некую экзотику (что некоторые иностранцы и делают, как я понял), но когда два администратора в гостинице не могут объясниться с одной англоязычной туристкой, это уже как-то чересчур.


После обеда мы отправились на пресс-конференцию с новым экипажем МКС. Слева направо: американский астронавт Джозеф Акаба, российский космонавт и командир корабля "Союз МС-06" Александр Мисуркин, еще один американец Марк Ванде Хей (это основной состав), далее Шеннон Уокер и Антон Шкаплеров из дублирующего состава. Для меня, как дилетанта, было откровением, что прессуха с космонавтами проходит за стеклом. К ним не пускают не только журналистов, но и ближайших родственников. Очень понравились ответы Мисуркина и вообще, как он держался. Да и американцы, в общем, тоже шутили и балагурили.


Но старт "Союза", который доставит героев на борт Международной космической станции, должен состояться только завтра, а на сегодня у нас по программе запуск "Протона". Это одноразовая ракета-носитель тяжёлого класса, предназначенная для выведения космических аппаратов на орбиту Земли. Пуск был осуществлен в 01:23 по местному времени с площадки №200. К сожалению, по ряду причин, проиллюстрировать этот старт мне нечем. Наблюдательная площадка находилась в 8,5 километрах от стартового комплекса и кроме того, "Протоны", в отличие от "Союзов", взлетают практически мгновенно. При этом, на место наблюдения привозят сильно заранее и ты очень долго ждешь и мерзнешь на ледяном ветру. Я вообще не ожидал, что ночью будет +8 и взял только одну легкую "олимпийку". Потом ракета где-то вдалеке слегка бухнула и быстро ушла в небо. На память у меня остался один невнятный и сильно смазанный снимок, который даже непотребно выкладывать в блог. Поэтому самым ярким впечатлением того вечера для меня стал ужин "космическим питанием". Невероятная вещь, скажу я вам! Особенно, когда ты изрядно промерз! Вы не поверите, но в комплекте с тюбиком и ключом для выдавливания его содержимого без остатка, идет т.н. "подогреватель беспламенный компактный". Это такой специальный пластиковый мешочек, в которой надо плеснуть немного воды из другого пакетика, и в нем начинается термическая реакция. Внутрь засовывается тюбик и минут через 10 ужин будет горячим. Говорят, такое космическое питание можно за несколько сотен рублей купить где-то в Москве. Мои рекомендации, если вы захотите, например, замутить космическую вечеринку или тупо не любите готовить.


С утра мы снова отправились на космодром. На этот раз не в общем автобусе со СМИ, а прямо на наших Каптюрах! Вы знаете, что Байконур - это не только первый, но и крупнейший космодром в мире? Его площадь составляет 6717 км². Город Байконур и космодром Байконур вместе образуют комплекс "Байконур", который Россия арендовала у Казахстана на период до 2050 года. В общей сложности космодром и город обходятся бюджету России в 10,16 млрд рублей ежегодно.


Как выглядит космодром? Я представлял его как-то более технологично, но это, по сути, обычная голая степь, только с железной дорогой и кучей полузаброшенных зданий и сооружений там и сям. И очень много ржавого металлолома вокруг. Асфальтовая же дорога, соединяющая основные объекты, пребывает в не критическом, но уже достаточно плачевном состоянии, но позволила нам убедиться в очень грамотно настроенной подвеске Каптюров. Не трясет, не пробивает на ямах, и очень комфортна на любом покрытии.


Даже на рельсах, по которым подвозят ракеты-носители к "Гагаринскому старту". Видите, там вдалеке уже готовят к старту "Союз-ФГ"? После скучного "Протона-М" энтузиазма у меня несколько поубавилось, но бывалые в один голос утверждали, что сегодня зрелище будет во много раз круче. Что же, поглядим, посмотрим.


А пока у нас по программе посещение музея истории космодрома Байконур. Он показался мне довольно интересным и, пожалуй, достоин отдельного поста.


Возвращаемся в гостиницу, обедаем и немного отдыхаем. Старт "Союза" назначен на 03:13 ночи, при этом, сами мы стартуем из гостиницы уже в 8 вечера. Едем на проводы космонавтов и снова на Каптюрах. Ждать приходится иногда очень долго и согласитесь, это намного приятнее делать в теплой машинке, чем на ледяном ветру или в шумном автобусе с журналистами-телевизионщиками. Космонавты, к слову сказать, тоже перемещаются на специальных автобусах. Салон в них сделан полностью герметичным, разделенным на три отсека - для водителя, космонавтов и сопровождающих, а на входе специальная камера-шлюз, очищающая скафандры от пыли. И так было, есть и, очевидно, будет со времен самого Юрия Гагарина. Кстати, первый космонавт по пути к ракете захотел по малой нужде и чтобы не запачкать свой скафандр в полете, помочился на колесо автобуса. С тех пор все космонавты мужского пола неизменно "смачивают" колеса автобуса перед стартом. Такой вот священный ритуал. Помимо этого, хватает у них и других суеверий и традиций. На снимке ниже космонавты идут в своему автобусу из специальной гостиницы под звуки песни "Трава у дома", которую уже даже назначили официальным гимном российской космонавтики.


После этого космонавтов везут одевать защитные скафандры "Сокол-КВ", предназначеные для спасения в случае разгерметизации космического корабля. Один такой скафандр стоит порядка 50 миллионов рублей. Одеть скафандр помогают специалисты, после чего каждого члена экипажа по очереди укладывают в специальную люльку и еще раз проверяют работу всех систем. Это так называемый ложемент. Его изготавливают индивидуально под анатомические особенности каждого космонавта. Дело в том, что человеческий организм лучше всего переносит перегрузки в позе эмбриона, поэтому учитывается каждая выпирающая косточка. Сначала делают гипсовый оттиск спины, потом по нему отливают стеклопластиковое ложе толщиной 1,5-2 мм, затем оно заливается специальной амортизационной пеной и проверяется на обжатие под усилием в 1,5 тонны. Далее обклейка тканью, которая сглаживает все острые углы, и ложемент готов. И такая дотошность вполне оправдана. Эта "люлька" уже неоднократно спасала жизни. В 1969 году аварийную посадку на корабле "Союз-5" совершил советский космонавт Борис Волынов. При возвращении на Землю удар о землю был такой силы, что у космонавта были сломаны корни зубов. Как говорил позже Волынов: "Я жив только благодаря ложементу".


Далее, еще один торжественный проход экипажа перед журналистами, доклад о готовности к полету высшему начальству и снова поездка на своем спецавтобусе. На этот раз уже непосредственно к ракете. Очень растрогало и умилило прощание Мисуркина со своим маленьким сыном.


Мы тоже прыгаем в Каптюры и едем к точке, откуда будем сегодня наблюдать запуск ракеты-носителя. На этот раз у нас более выгодная наблюдательная позиция - всего 1,35 км до "Гагаринского старта". Это самое люксовое место на всем космодроме. Практически лухари. Есть теплый туалет, буфет с чаем, кофе и булочками, а так же большой экран, на который выводится сигнал с камеры, установленной внутри пассажирского отсека космического корабля. Но этот чертов экран дает такую дикую засветку, что мне и еще паре ребят, желающих сделать максимально качественные фотоснимки, пришлось слегка нарушить запреты охранников и без палева занять наблюдательные позиции прямо у забора с колючей проволокой. Кроме того, получилось быть еще почти на 90 метров ближе к ракете.


Когда у меня уже зуб на зуб не попадал от холода, отошли в стороны обслуживающие ракету-носитель фермы. Значит, до старта остались считанные секунды. Я скрючился у штатива, прильнув глазом к видоискателю. У основания ракеты что-то заискрило, начали вырваться клубы дымы и первые всполохи пламени. Ощущение озноба пропало, а может я просто вдруг перестал дышать. Знаете, у фотографов есть некая профессиональная деформация. Многие события они видят через видоискатель, что, понятно, не так масштабно, как если смотреть своими глазами. Но в данном случае, поскольку я снимал на длиннофокусный телеобъектив, то я видел запуск ракеты, по сути, уже вооруженным глазом. То есть будто в бинокль или подзорную трубу. И вкупе с окружающими шумовыми эффектами это было невероятно! За этот пресловутый "рокот космодрома" в километре от тебя можно отдать очень многое!


К сожалению, фотографии не умеют передавать звук. Поэтому, чтобы хоть немного прочувствовать то, о чем я написал, предлагаю посмотреть видеоролик этого запуска, который выложил Роскосмос. Их официальные фотографы находились еще ближе к ракете, поэтому, конечно, кадры они отсняли уникальные. Там же видно и космонавтов. Только не забудьте, пожалуйста, при просмотре сделать погромче.

image Click to view



В районе пяти утра мы вернулись в гостиницу. К девяти нужно было уже спускаться на завтрак, чтобы потом возвращаться в Кызылорду на самолет. Я завел будильник, но сна не было ни в одном глазу. Это довольно сложно описать, но в эту ночь и следующие пару дней у меня постоянно вертелась мысль, что мировая история творилась прямо на моих глазах. И возможно, когда-то я буду, смакуя подробности, рассказывать её своим внукам. А утром, благодаря тому, что некоторые коллеги чуть дольше собирались, у меня выпало буквально 5 минут на изучение и фотографирование автомобиля, на котором мне немного выпало покататься по южному Казахстану и космодрому Байконур.


Безусловно, от утилитарности Дастера в Каптюре не осталось и следа. Внешне, разве, что отдельные элементы типа идентичной шайбы для переключения режимов приводов, выдают их родство. И дело не только в более интересном дизайне и улучшенной эргономике. Да, моторы и КПП аналогичные, но тут тебе уже и ключ-карта с функцией "свободные руки", и система дистанционного запуска двигателя, двухзонный климат-контроль, круиз-контроль, камера заднего вида, цифровой спидометр, и так далее и тому подобное. А в новом Kaptur EXTREME уже и вовсе полностью светодиодная оптика. Если же сравнивать проходимость этих двух одноплатформенных автомобилей, в сети есть абсолютно разные мнения, но сам я всё же думаю, Дастер в этом аспекте будет несколько лучше Каптура. Хотя бы из-за изменившейся геометрии, но проверить лично пока не довелось. Для меня это очень важный момент, учитывая куда и зачем я езжу, но, конечно, каждый сам для себя решает, что ему важнее в автомобиле за условно те же деньги.


Что касается скоростных характеристик и динамики, интересно было бы, конечно, попробовать двухлитровый Каптюр на шестиступенчатой МКПП, но мне достался экземпляр на "автомате". Эту коробку хаяли уже все кому не лень и я тоже могу сказать, что он, мягко говоря, тугодум. Но, наверное, вы со мной согласитесь, что в затяжных пробках любой "автомат" будет всё же предпочтительней "ручки". И всё же, если не стесняться и наваливать газу, пусть не сразу, но Каптюр с АКПП всё же поедет как надо. Проверено лично и доблестными казахскими полицейскими=)


Ну, а далее снова три авиаперелёта и в третьем часу ночи по Москве я уже дома! Совершенно вымотанный, но абсолютно счастливый. Спасибо за поистине фантастически-космический трип Renault Россия. Это было круто!

---------------------------

 Подписаться на обновления блога






Добавляйтесь! В социальных сетях я публикую анонсы свежих постов, а в инстаграме - самые красивые фотографии!

Использование моих фотографий в любых СМИ, в печатных материалах и на любых сайтах, за исключением личных блогов и страниц в социальных сетях, ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Только после согласования со мной. Прочим копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная индексируемая ссылка на источник обязательна!

Отчет, Промышленный репортаж, Города и веси, Субъективизмы, Блог-тур, Фото, Казахстан, Авто, Экскурсовод на полставки

Previous post Next post
Up