В 20 км от Кириллова есть село Ферапонтово. Туда мы и направились. Село это известно тем, что там в Богородице-Рождественским монастыре сохранился цикл фресок, написанный Дионисием. Место это еще более известное чем Кириллов, поэтому я буду совсем уж лаконична. Дата основания монастыря - 1398 г. "В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV-XVII вв. В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки - каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в., монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню." (
ссылка)
Надвратные церкви Богоявления и преподобного Ферапонта, 1650 г. В настоящее время это музей, поэтому на входе - касса.
С "серебряной" главкой - старейшая в монастыре церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1490 г.), где и находится знаменитый цикл фресок Дионисия. Шатер - церковь Преподобного Мартиниана (1640-1641 гг.), левей - колокольня XVII в., а темная главка венчает церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (1530-1531 гг.). Пока мы ждем своей очереди, а вход только по сеансам - есть время погулять по монастырю и полюбоваться.
Находим наилучшую видовую точку. Вот отсюда - он очень хорош.
В трапезной палате посмотрели образцы ДПИ. Как всегда меня порадовали мезенские прялки. Ну каков коняшка, а ?
Очень богатая экспозиция, связанная с восстановлением фресок. Ее фотографий у меня, увы, нет.
А вот старый замочек - есть.
Двери заперты. Ждем. Тут к нашему сеансу неожиданно присоединилась маленькая группа состоящая из одного сенатора, митрополита Саввы, дамы-искусствоведа (?) и еще пары сопровождающих лиц духовного и светского званий. К их чести скажу, что без очереди они не пошли, дождались когда впустили нашу группу, привилегиями никакими не пользовались и вели себя как простые граждане. Поэтому мне удалось услышать несколько крайне интересных моментов, о которых им рассказала дама. Также удалось из-под полы сделать десяток фотографий фресок и пробыть внутри не 15 положенных минут, а около получаса.
Тем, кто хочет ознакомиться подробно с циклом я посоветую вот этот
сайт.
Ворота. Обращу ваше внимание на очень трогательный сюжет в правой части прямо над архангелом - это Ласкание Марии. Свв. Иоаким и Анна сидят на ступенях с новорожденной Марией.
Вошли. Перед нами наиболее полный сохранившийся цикл росписей Дионисия. "Ферапонтов монастырь с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV-XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. " (вики). Поражает, что такой объем работ был выполнен в такой короткий срок: с 6 августа по 8 сентября 1502 г.
Много воздуха и света, и такие нежные пастельные тона.
В куполе Пантократор.
В алтаре - Богородица с Младенцем. Вот что рассказала нам вип-экскурсовод: если посмотреть издалека (например, от входа) можно увидеть, что Мария ласково и нежно улыбается, но чем ближе подходишь к алтарю, тем улыбка менее заметна, а из самого алтаря, куда можно войти только священникам, лик Богоматери становится строг и даже немного грозен. Такой интересный эффект с понятным подтекстом. У меня на фотографии получилась легкая улыбка. Для прихожан.
Святитель Николай Чудотворец.
Иоанн Предтеча Ангел Пустыни.
Встреча Марии и Елизаветы. Очень мне нравится такая архитектура, ею, наверное, вдохновлялся Эшер. Здания изображены одновременно и снаружи, и изнутри. Пропорции удивительные.
Тема Благовещения присутствует в соборе много раз, причем сама сцена как бы разбита на маленькие временные отрывки (вроде раскадровки). Наша вип-экскурсовод обратила внимание на то, как в этих сценах по-разному одет архангел. Возможно, это связано с изменением статуса Марии.
На одной стене. "Представлено Благовещение у колодца, описанное в апокрифическом Протоевангелии Иакова. Архангел Гавриил спускается к Марии с благой вестью о воплощении от нее Спасителя." (
ссылка).
"Благовещение: архангел Гавриил показан перед восседающей на престоле и принимающей благую весть Марией. Композиция отражает представления о Благовещении как о моменте Боговоплощения: в медальоне на лоне Богородицы, между ее разведенными руками помещена прозрачная фигурка воплотившегося Младенца Христа (видна с близкого расстояния)." (
ссылка)
И на другой опять Благовещение. "Представлено Благовещение в доме: недоумевающая Мария вопрошает архангела Гавриила о смысле возвещенной им благой вести." (
ссылка) Это уже опять на другой стене (
ссылка).
"Композиция иллюстрирует рассказ о блаженном Евлогии: во время пасхальной службы он увидел ангелов, которые по окончании богослужения стали раздавать инокам дары, соответствовавшие их благочестию и духовным трудам (просфору или медную, серебряную, золотую монеты), при этом нерадивые монахи не получили ничего." (
ссылка),Фрагмент.
Это деталь Страшного Суда. Земля (изображена в виде тетеньки) и разные существа отдают своих мертвецов для Страшного Суда. Обращаю внимание на удивительных кровожадных существ, например слон и драконы разных форм.
Недалеко от Кириллова, у подножия Ципиной (иногда пишут Цыпиной) горы стоит отлично отреставрированная деревянная церковь Ильи Пророка (1755 г.) Внутри - маленький симпатичный музейчик, обошлись без фотографий.
Рядом стоит перенесенная часовня из дер. Пасынково первой половины XIX в. (закрыта) Отсюда мы должны были вернуться в Кириллов и там переночевать, но мы повернули... и куда мы внезапно приехали я расскажу в следующем посте. Не переключайтесь.
На СеверА, лето 22. Старица. На СеверА, лето 22. Старая Русса. На СеверА, лето 22. Великий Новгород, часть 1. На СеверА, лето 22. Великий Новгород, часть 2. На СеверА, лето 22. Великий Новгород, часть 3. На СеверА, лето 22. Великий Новгород, часть 4. На СеверА, лето 22. Старая Ладога и монастырь Александра Свирского. На СеверА, лето 22. Деревянные церкви Подпорожья. На СеверА, лето 22. Деревянные церкви: Щелейки, Гимрека, Красный Бор. На СеверА, лето 22. Деревянные церкви: Палтожский погост, Саминский погост, Челмужи, Пяльма. На СеверА, лето 22. Деревянные церкви Каргополья: Лядины, Красная Ляга, Саунино, Архангело На СеверА, лето 22. Каргополь. На СеверА, лето 22. Каргополь. "Небеса". На СеверА, лето 22. Кирилло-Белозерский монастырь