На СеверА, лето 22. Великий Новгород, часть 3.

Mar 19, 2023 21:16


После долгого перерыва я продолжаю рассказ про наше путешествие прошлым летом на северА. Напомню, что мы с вами "застряли" в Новгороде Великом. В этом (а возможно и в будущих) постах я уменьшу количество текста и отчет будет состоять в основном из фотографий и небольших комментариев к ним, как фотоальбом. Необходимую информацию легко найти в википедии, а на "изюминки" прямо сейчас у меня не хватает времени. Прошу понять и простить :).

Ярославово дворище, торговая сторона.
Николо-Дворищенский собор 1113-1136 г. Один из старейших. Где-то здесь, как пишут, собиралось вече.




Внутри собора сохранились фрагменты фресок. Самая впечатляющая вот эта - фрагмент фрески Иов на гноище. Жена Иова, отвернув лицо, подает своему смердящему мужу еду на лопате.


Изящная церковь Прокопия на Торгу (1529 г.) и церковь Жен-Мироносиц (1510 г.)


Еще разочек - церковь Прокопия.


Церковь Параскевы Пятницы на Торгу (1207 г.),  едва ли не самая прекрасная на территории Дворища. Параскева Пятница считалась покровительницей торговли.


Церковь Иоанна Предтечи на Опоках, 1127-1130 гг. Ко всем этим датам надо относиться с поправкой на перестройку и реставрацию, впрочем утверждается, что часто она проходила с сохранением прежнего облика. Опока - по одной из версий, обозначает заболочивание ручья. Мне это представляется вероятным объяснением ее перестроек (до основания) и разрушений.


И еще раз вид на красавицу - церковь Параскевы Пятницы (согласно летописи, возведена заморскими купцами). Все церкви на Ярославовом дворище - не действуют, часть из них открыты как музеи.


Мы прошли через мост к Новгородскому кремлю (детинцу). Река Волхов.


Небо - было невероятное. Чайка - будто вылетела из Софийской звонницы.


Как не вспомнить про Чайку Джонотана.




Собор святой Софии. 1045-1050 г.


Я сразу кинулась  к западной стороне Софии, где находятся Магдебургские ворота (1152-1154 г.). Сделанные в Германии, в Новгороде они появились в первой половине XV в. (известно, что они были отреставрированы мастером Авраамом в 1450 г.). Вероятно, под словом "появились" следует понимать военный трофей. Есть мнение, что ворота сделаны тем же мастером, который делал ворота в Сан-Дзено (Верона). Можно посмотреть мой пост из Вероны и попробовать их сравнить. При рассказе о новгородских воротах я буду пользоваться вот этим постом . Там же можно прочитать полное и подробное их описание.
Общий вид.


Надписи на русском языке сделаны в XV в. Рождество Христово.


Вверху: Человек с книгой, Волхвы, Богоматерь с Младенцем, Ангел, Рахиль (так гласит надпись).
Внизу: Сретение, Диакон, Лев. Во рту у льва пять человеческих голов, над ним надпись АДЪ ПОЖИРАЕ ГРЕШНЫХ.


Верхний ряд: Встреча Марии и Елизаветы; Бегство в Египет.  Конусовидная шапка Иосифа очень похожа на веронские шапочки; по ссылке написано, что такие носили иудеи в средние века.
Диакон, Епископ Александр (вероятно Плоцкий) и два священника.
Ниже: Вознесение пророка Илии, аллегорические фигуры (подписаны) Крепость и Убожество; Мастер Риквин (изготовивший врата), Грехопадение Адама и Евы; мастер Авраам (вероятно собравший и реставрировавший ворота в 1450 г.), Сотворение Евы (Господь вынимает Еву из стоящего Адама, неожиданно); немецкий мастер Вайсмут.


Слева направо и сверху вниз: Лев; Король, Сцена охоты на оленя (по православной энциклопедии), Царь Ирод, Бичевание (совсем не похожее на веронское); Распятие (тоже не похоже), женщина с сосудом (Магдалина?), Мужчина (Иосиф Аримафейский?), Жены-мироносицы;


Сошествие во Ад (подписано); Вихман епископ Магдебургский; Христос с двумя Архангелами; Неизвестный с мечом.


Три воина на драконе (? или воины делят одежды Христа) и Избиение Младенцев, Кентавр (оригинал украден в 1952 г. и тогда же восстановлен).


Правая половина врат: Христос, Судия мира (под ногами у Христа аспид и василиск, ангелы, символы Евангелистов, обратите внимание на симпатичных Солнце и Луну)


Верхний ряд: Sigere (возможно аллегория Мудрости); Вход Господень в Иерусалим (сцена разделена на две панели); между ними Сцена охоты на льва и неизвестный со свитком;
Нижний ряд: Возможно Аллегория Предательства с василиском или Товия с собакой; Поцелуй Иуды; Неизвестный; Неизвестный со змеей    (Аллегория Гедонизма ); Христос в темнице (или Явление ангела Петру в темнице).


Внутреннее убранство производит большое впечатление. Великолепный иконостас с иконами XV-XVI вв.






Алексиевский крест, XIV в. На рельефах изображены: Благовещение Пресвятой Богородицы,  Рождество Христово, Сошествие Христа в ад и Вознесение Господне.


Фрагмент фрески 1144 г.:  ап. Петр, арх. Михаил и Богоматерь перед Христом


«Часозво́ня», 1673 г.


Церковь Федора Стратилата на Ручью, 1360-1361 г.


Фрески XIV в. неизвестного мастера. Ангел.


Сорок мучеников севастийских.






Бичевание (?)


Снятие с Креста.


Отречение ап.Петра.




Церковь превращена в музей, но мы почему-то не сфотографировали план фресок.








Пост решила разбить на два. Продолжение скоро будет.
На СеверА, лето 22. Старица.
На СеверА, лето 22. Старая Русса.
На СеверА, лето 22. Великий Новгород, часть 1.
На СеверА, лето 22. Великий Новгород, часть 2.

Великий Новгород, путешествия, картинки, архитектура, РФ, интересное

Previous post Next post
Up