ALL QUIET ON THE WESTERN FRONT / IM WESTEN NICHTS NUES (2022)

Nov 05, 2022 18:38




Осень 1917 года. На Западном фронте Первой мировой идет бесконечная окопная война. Впитав в себя государственную пропаганду, молодой доброволец Пауль Боймер отправляется на передовую для того, чтобы через две недели гулять по улицам Парижа. Однако, на фронте дела обстоят совсем не так, как о том говорили в тылу. Повсюду вода, грязь, и летящие на голову снаряды. Товарищи по оружию гибнут десятками и конца и края этой бойне не видно. В штабах же царит вера в то, что победа близко. Осталось совершить одно последнее усилие и Франция падет. Все это ложь и самообман, потому что война будет длится еще 12 месяцев и ее итогом станет смерть миллионов и горькое поражение немцев…



Немецкие профессора благословляют школоту на войну.
На западном фронте без перемен” первая немецкая экранизация книги Ремарка. Две предыдущих картины были сняты американцами и выходили в 1930 и 1979 году, при этом последняя постановка была телевизионной. С первых минут картины становится ясно, что режиссер “Фронта” Эдвард Бергер сохранил лишь общую канву повествования, оставив за бортом мелкие детали романа и отдельные особенности сюжетной линии. С точки зрения экранизации это не самое удачное решение. Однако, если предположить, что зритель книгу когда-то читал, то подход режиссера становится более осмысленным. Поскольку Бергер не дословно пересказывает сюжет, а пытается сделать высказывание на “тему ужасов Великой войны”, которая шла пять лет и завершилась трагедией для всех участников глобального противостояния.



Боймлер и его друг - Катчинский.
Информация к размышлению. Ремарка надо читать в молодом возрасте. Лет в 18-20, потом эффект будет уже не тот, потому что герои книг окажутся младше тебя, сорокалетнего. Вообщем, я прочитал Ремарка вовремя и ощущения от его книг сохранились в памяти несмотря на то, что сюжет многих романов был забыт или выцвел, сохранившись в виде базовой сюжетной линии. По этой причине картину Бергера я смотрел, стараясь не сравнивать ее с оригинальной историей, что пошло просмотру на пользу.



No Man's Land.
В начале фильма товарищи Боймлера добровольно идут на фронт, после чего благостные картины тыла сменяются бесконечными линиями окопов, жизнь в которых монотонна и предельно опасна. Герои то прячутся от снарядов, то бегают в соседние деревни за жратвой. Боевые задания редки и представляют собой опасные приключения. Чаще французы устраивают немцам побудки при помощи тяжелых снарядов. После каждого такого налета Боймлер прощается с убитыми товарищами. Подобная жизнь продолжается неделями и месяцами, в результате чего годы борьбы сжимаются в сумрачные мгновения, стремительно пролетающие перед глазами зрителя и уцелевших солдат. Многие персонажи фильма понимают, что дожить до победы им не удастся, потому что с такими темпами наступления, Франция будет захвачена через сто лет. Ну а зачем старикам Париж, Париж старикам не нужен!



Это же чистой воды Михалков (когда он был режиссером, а не болтологом).
Это интересно. В отличие от книжного героя, киношный Боймлер не возвращается с фронта домой. Место тыла занимает ландшафтная экспозиция. Эдвард Бергер (неосознанный фанат раннего Михалкова) регулярно показывает красоту осенней французской природы - заснеженные леса и горы, спящих в норах лисят, до ушей которых доносятся глухие отзвуки взрывов. То есть Бог, как говорил Катчинский в картине есть, он все видит, все знает, но в процесс не вмешивается. Вероятно, потому что окончательно махнул рукой на засевших в штабах идиотов.



Классическая сцена - за пулеметом.
Вместе с историей Боймлера разворачивается сюжетная линия Матиаса Эрцбергера, руководителя немецких переговорщиков во время ноябрьского кризиса 1918 года. Эрцбергер понимает, что война проиграна и через несколько месяцев англо-французско-американские войска вступят на территорию Германии. Суровый маршал Фош готов говорить с немцами лишь о полной капитуляции с последующим отчуждением от Германии Эльзаса и Лотарингии (плюс оккупация Рейнской области). В конечном итоге немцы принимают требования Антанты и договариваются о моменте начала перемирия, которое состоится 11 ноября в 11-00 утра. Боймлер (как и многие его товарищи) до этого счастливого часа не доживет (таким образом сценарист дал главному герою еще один месяц жизни).



Saint Chamond-ы в утреннем тумане.



Вообщем, надо драпать!
Боевая часть “Фронта” содержит два мощно поставленных сражения. Сильнее всего поражает первая битва. Сначала немцы бегут по заснеженной земле на французские пулеметы, а потом на немцев, из тумана, накатывается стальная волна союзных танков, за которыми идут огнеметчики. Артиллерия кайзеровцам не помогает, штурмовых отрядов не видно, автоматов у героев нет, так что, в конечном итоге, из французских окопов приходится драпать, отстреливаясь из громоздкой винтовки. Вторая битва разворачивается в самом конце фильма, когда командование бросает товарищей Боймлера в атаку за пятнадцать минут до конца войны (отмечу, что аналогичный приказ привел к мятежу моряков на Кильской военно-морской базе в ноябре 1918 года). Естественно, цели спонтанной атаки не будут достигнуты, а руководители всего этого безобразия наказания не понесут. Наоборот, уйдут с повышением в академии, учить будущих командиров Третьего рейха.



Маршал Фош требует полной капитуляции!
Ужасы войны “Фронт” показывает сдержанно. Здесь практически нет оторванных рук и ног, но частенько встречаются жутковатые моменты, вроде задохнувшихся от газа новобранцев. Ну и висящий на высоком дереве солдат не столько пугает, сколько поражает воображение, мощностью использованного против него снаряда. Полагаю что подобная сдержанность была проявлена специально, для того, чтобы картину можно было показывать в старших классах образовательной школы.



В окопах Великой войны. Обратите внимание, что у солдата на заднем плане камуфлированный стальной шлем M1918.
Завершая обзор “Фронта” отмечу высокий уровень его технического исполнения. Я ожидал увидеть намного более “простое” кино, тогда как “На западном фронте без перемен” оказался вполне современным и технически продвинутым фильмом.Здесь есть отличные костюмы, отменно срежиссированные боевые сцены и современная компьютерная графика. Безусловно 1917-ый обгоняет “Фронт” по богатству визуального ряда и качеству операторской работы (все таки снять фильм одним планом, это серьезное техническое достижение). Однако, стоит учитывать, что картина немцев стоила в десять раз дешевле. Учитывая ее эффект на зрителя можно сказать, что немецкие кинематографисты проделали блестящую работу!



На Западном фронте без перемен.
ЗА
-Вольная экранизация Ремарка,
-Прекрасная игра Феликса Каммерера (Боймлер) и Альбрехта Шуха (Катчинский),
-История вписана в исторический контекст,
-Эффектно поставленные сражения с участием танков.

ПРОТИВ
-Сценарий слишком сильно ушел от изначального сюжета книги,
-Истории Эрцбергера здесь лишняя.

Если вам понравился обзор этого фильма, вы можете посмотреть мои обзоры других картин, посвященных Первой мировой войне:
Jorney's End (2018)
The War Below (2020)
1917 (2019)
The Rifleman (2019)



Если вам понравился обзор, то порадуйте автора лайком. Вам просто, а мне приятно.
Ну и, конечно, не забудьте подписаться на наш канал кино-пропаганды https://t.me/GreatBlackShip
(с) Илья Садчиков
05.11.2022

movie, мизантропия, кино, ww1, uk

Previous post Next post
Up