THE RIFLEMAN / Dveselu putenis (2019)

Apr 03, 2021 21:39




1919 год. Первая Мировая война на западном фронте подошла к концу, но на пространствах бывшей Российской империи продолжают стучать пулеметы. Пока красные сражаются с белыми, на территории балтийских государств, под новыми знаменами, сошлись в боях старые враги. В рамках Освободительной войны, латыши решили дать бой немцам из прибалтийского ландсвера. На кон поставлена независимость молодого государства и за эту независимость в бой пойдут бывшие офицеры Императорской армии, молодые ветераны Великой войны и 16-летние мальчишки, вдохновившиеся идеалами национальной революции. Вопрос лишь в том, смогут ли они одержать победу и отбить стальной натиск германцев, ведомых волей Эвальда фон Клейста…




Бодрое начало войны.
Сегодняшний обзор посвящен военному фильму, снятому латышскими кинематографистами на основе книги Александрса Гринса Dveseju putenis (режиссер Дзинтас Драйбергс, автор сценария советский режиссер Борис Фрумин). Это произведение, никогда не переводившееся на русский язык, считается в Латвии классикой и занимает ту самую нишу, которую в России застолбила за собой “Война и Мир”. Произведение состоит из двух томов и рассказывает об истории латышских стрелков, принимавших участие в Первой Мировой войне, Русской революции и Прибалтийских войнах. Важно то, что книгу написал ветеран Первой Мировой войны, видевший картины боевых действий собственными глазами.



В русских окопах.
Сразу отмечу тот факт, что фильм не имеет антироссийской направленности. Герои сражаются только и исключительно с немцами. Русские в картине появляются не часто, а если уж и попадают на экран, то являются или нейтральными или положительными персонажами. Немцы - другое дело, это злые, нехорошие люди, которые только и делают что мучают мирное население. Собственно говоря фильм начинается с того, что во время наступления 1915 года кайзеровцы убивают мать главного героя - 16-тилетнего Артурса Ванагаса. Артурс берет в руки винтовку и вместе со своим отцом и старшим братом поступает на службу в Российскую императорскую армию, где и начинает свой долгий боевой путь.



Отец.
К тому моменту когда Артурс попадает на фронт, противостояние становится позиционным. Авторы фильмы без прикрас показывают окопный быт русских солдат: узкие траншеи, в которых с трудом могут разойтись два человека, болотную грязь и ледяные землянки в которых приходится проводить долгие ночи. До кучи немцы регулярно используют газ, так что сражаться приходится в защитных масках. Вскоре Артурс получает ранение, но быстро возвращается в строй и участвует в кровопролитных боях на “Острове смерти”, который удерживает латышский батальон. С каждым месяцем ситуация на передовой становится все хуже, друзья Артурса погибают один за другим, а тактический прорыв фронта завершается крупным провалом, потому что в России происходит революция и войска массово отступают с передовой. Наконец, перед Артурсом встает нелегкий выбор - остаться на стороне белых или присоединиться к красным, которые вроде бы обещали свободу и волю. Это выбор разделит бывших друзей на два непримиримых лагеря и сломает судьбы всех участников истории.



Битва на "острове смерти".
Во время просмотра картины российский зритель может испытать широкую гамму эмоций. Первая половина фильма - это 1917 “про наших”. Героям картины сочувствуешь, потому что они сражаются в русской армии, а их мотивация предельно ясна и понятна (бей ливонскую гадину). В какой-то момент Артурс переходит незримую грань и становится хоть и более сложным, но чужим персонажем. Он все еще интересен, как герой, но как герой “латвийский”.



Конец войне.
Своим он перестает быть в тот момент, когда переходит на сторону красных стрелков и становится невольным участником массовых расстрелов (тут сердце автора дрогнуло и он позволил герою дезертировать, уклонившись от участия в красном терроре). Наконец, в конце картины Артурс становится воплощением латвийского национального духа. Он все еще сражается за Родину, но это иная красно-бело-красная Родина. Враг при этом остается прежним, парней в стальных шлемах Артурс будет бить до последнего вздоха.



В Красной армии.
Несмотря на скромный 2 миллионный бюджет, авторы картины вложили огромные усилия в создание правильной атмосферы. Костюмы героев выглядят отлично, оружие применяется правильно. Сцены боев выглядят внушительно, поскольку масштаб событий маскируется ночной темнотой. Штурм ледяной линии фронта, а также лесной бой запомнятся вам надолго (особенно эффектно выглядит момент гибели германского пулеметчика, уничтожившего половину леса своей посмертной стрельбой). Бюджета картины хватило на спецэффекты, вследствие чего на экране появляются германские самолеты и броневики. Ну и самое главное, в отличие от западного фронта, восточный фронт лишен бесконечных океанов грязи. В результате картинка The Rifleman намного более яркая и насыщенная, чем то можно было предположить в начале просмотра.

Завершая обзор, я рекомендую этот фильм всем поклонникам военного кино, а также любителям картин про русскую армию на стыке веков.

ЗА
Восточный фронт Первой мировой войны,
Отлично воссозданная одежда и хорошо поставленные бои,
Симпатичные главные герои,
Русские не враги.

ПРОТИВ
Маленький бюджет портит некоторые сцены картины,
Актеры хоть и бегло говорят по русски, но имеют заметный акцент.



У меня появился кино-канал в Telegram, не забудьте подписаться, если хотите участвовать в выборе фильмов, на которые будут написаны следующие обзоры.
https://t.me/GreatBlackShip
(с) Илья Садчиков
03.04.2021

movie, история, кино, ww1, war history

Previous post Next post
Up