На этой неделе в мои руки попал классический эксклюзив Playstation 2 Getaway: Black Monday. В свое время я пропустил эту серию, несмотря на то, что авторы завлекали игроков настоящим Лондоном и увлекательным геймплеем, который ориентировался на Mafia и на третью часть GTA. Пришло время вставить диск в старенькую консоль и прикоснуться к классике, созданной стараниями легендарной Team Soho.
Полиция готовится к выезду.
Игра хоть и выглядит простеньким шутером, но в действительности обладает закрученными сюжетом. Первые десять уровней игрок управляет Беном Митчеллом, полицейским, прессующим русскую мафию (поголовно состоящую из эстонцев). Бен парень крутой и если бандит начинает сопротивляться, то Митчел готов замочить его даже шахматной доской (русские мафиози любят играть в шахматы). После десятого уровня сценарий переключается на боксера Эдди, который жизнь прожил, а ума так и не нажил. Вместо того, чтобы податься в уличные продавцы Evening Standart, Эдичка решил грабануть филиал русского банка в Лондоне (лучше бы сразу новичком отравился). Естественно, налет провалился и бандиты, крышующие банк, запытали всех дружков боксера, кроме Сэм. Сэм - третий персонаж игры, девушка умеющая в stealth и звено, соединяющее в единое целое истории Бена и Эдди…
Это интересно. Black Monday хоть и имеет в своем названии слово Gateway, но сиквелом оригинальной игры не является. Пересечений между проектами нет. Разве что дело происходит в Лондоне начала 00-ых. Ну и, конечно же, обе игры используют один и тот же движок - Kinetica, на котором были построены оригинальные части Gods of War.
Наш путь - слабоумие и отвага.
Получить удовольствие от игры сразу не получилось. Взяв под управление Бена я попытался штурмовать многоэтажку, в которой засели наркоши (дело происходило к югу от вокзала Юстон). Первое же столкновение с бандитами мой парень не пережил. Автомат стрелял куда угодно, но только не во врага (перекрестия в Black Monday нет). Лечилок на уровнях найдено не было. В конечном итоге Митч получил пулю и сдох в мучениях. За первой попыткой последовало еще пять, с тем же самым результатом. Устав умирать я открыл мануал (в моих руках оказалась лицензионная копия игры) и начал изучать кнопки. Тут же выяснилось, что в Getaway есть autoaim, висящий на специальной кнопке. Целиться, во врага вообще не нужно, ибо пули сами находят противника. Впрочем, в ближнем бою автонаводка вам не поможет, ибо Митч будет бить негодяя прикладом.
Это интересно. В игре есть один забавный момент. При помощи специальной кнопки Бен может арестовать противника и заковать его в наручники. Бандиты при этом перестают стрелять и терпеливо ждут, когда полицейский завершит работу. После этого все вновь берутся за автоматы и стрельбы продолжается. Зачем нужен арест врагов я так и не понял (вероятно, это рудимент исчезнувшей игровой механики).
Перестрелка в клубе. Враги туповатые и их можно перебить по одиночке.
Во время чтения мануала, выяснилось, что аптечки в игре все же есть, но встречаются они редко. Для излечения, герой должен опереться о стену и дождаться, когда с его спины исчезнут кровавые пятна. Идея конечно интересная, но совершенно не интуитивная. Можно лишь пожалеть игроков, решивших сыграть в Black Monday по наитию, без руководства.
Разобравшись с негодяями, я выбрался на улицу, забрался в автомобиль и погнал по Лондону в сторону полицейского участка. Возможно, в начале 00-ых, Black Monday действительно поражала воображение, но сейчас игра смотрится скромно. Обычные здания разработчики сделали не заморачиваясь на их качество, так что ориентироваться приходиться на местные достопримечательности, которых на картах полным полно.
Штурм кондомиума. Внутри всех надо повязать, или пострелять.
Если вы, к примеру, окажетесь возле игрового Center Point, то мгновенно узнаете это место. Однако, проводить детальное исследование локации смысла нет. Игровая карта лишена множества мелких улочек и дорожных переходов, которыми изобилует центральный Лондон. При этом за стенами домов оказалась даже автомобильные улицы (например, в игре нет дороги сразу за St.Giles Hotel, хотя по ней можно проехать с Тотенхэм Корт роуд на Аделин плэйс). С другой стороны, авторы проекта умудрились оцифровать приличную часть города, которая включает в себя Ист-Энд, Вест-Энд, Гритер Лондон, Блумсберри и Хакни на севере, а также Ламбет и часть Льюишема на юге.
Вот этой улицы в игре нет и не будет...
Сев за руль, я с удивлением обнаружил, что несусь, в настоящем Рено, а навстречу мне несутся Land Rover-ы и Мерседесы. Как авторы игры смогли добыть нужные лицензии - не понятно. Это само по себе небольшой подвиг. Впрочем машины в игре не бьются и в случае серьезных проблем, останавливаются, извергая из двигателя черный дым. Удержаться на дороге довольно сложно. Управление в игре не отзывчивое, траффик на дорогах плотный, а противники постоянно атакуют героя, бросаясь ему на перерез в своих бронированных тачках. Давить всех подряд также нельзя, через некоторое время Бену делают замечание и Black Monday превращается в черный вторник строгого режима.
Полицейская шкода готовится преодолеть перекресток.
Поскольку гонки в игре динамичные, авторы придумали весьма оригинальный способ быстрой навигации в пространстве. Когда машина подъезжает к нужному повороту, у автомобиля начинает мигать один из поворотных огней. Чем ближе поворот, тем чаще мигает огонь. Казалось бы идея - гениальная, но столкнувшись с объективной реальностью концепт начинает трещать по швам. Габаритный огонь не поможет вам, если заворачивать следует на одну из двух близко расположенных улиц. Однажды я последовал совету огня и въехал в туннель, хотя въезжать надо было на пандус. Наконец, игра не соображает, что дорога имеет встречное движение и может направить вас на путь, где вам обеспечено лобовое столкновение с грузовиком. Подобные ошибки чреваты тем, что игровые гонки имеют таймер и любая ошибка приводит к провалу миссии.
Когда дело доходит до Эдди выясняется, что этот парень не только умеет драться, но и может подбирать вражеское оружие с пола. Боксер умеет стрелять по-македонски и не страдает от нехватки боеприпасов. Для него главное, чтобы враги с калашниковыми не кончались. Короче говоря, играть за боксера довольно забавно, чего не скажешь об игре за Сэм.
Арестовали парнишу. Только поглядите, какой у него телевизор!
Сражаться девушка не умеет и все ее эпизоды связаны с выживанием. Поскольку никаких индикаторов видимости у Сэм нет, совершенно не ясно где герой находится в безопасности, а где нет. Иногда Сэм может ползти за спиной бандита и ее никто не увидит. Тогда как в другой раз русский видит ее с другой части карты. Наконец, узревшие Сэм гражданские начинают вопить, как резаные, созывая на расправу бандитов. Короче говоря, если у Gateway когда-нибудь будет триквел или римейк, все миссии с хакершей надо аннигилировать, либо полностью переделать. В текущем виде они не работают.
Озвучка игры выполнена на отлично. Хороши, как голоса героев, так и реплики, записанные для горожан. Довольно занятным получился русский акцент негодяев. Шотландцев на слух понять практически невозможно, так как их слова сливаются в единую “колбаску”, у которой нет пауз в середине. История подается в виде занятных диалогов, изобилующих полицейской лексикой и уникальными словечками. Вообщем, слушая Black Monday в оригинале можно открыть для себя несколько интересных линвистических конструкций.
Центральная часть города (игра запущена на эмуляторе).
Завершая обзор игры скажу так. Getaway Black Monday - интересный проект для любителя игровой археологии. Иного, более современного игрока программа оттолкнет странным управлением, “уникальными” UX решениями и корявенькой графикой. Фанатам Лондона лучше обратить свое внимание на последнюю часть Watch Dogs, там город выглядит намного реальнее и красивее.
ЗА:
Лондон образца 2000-го года,
Три истории, сливающиеся в один криминальный рассказ,
Прекрасная озвучка, аутентичная музыка и диалоги.
ПРОТИВ:
Корявенькая графика,
Неуклюжие перестрелки, корявый стелс,
Спорные UX решения в области управления автомобилем,
Игре явно не хватает лакировки.
08.04.2021
(с) Илья Садчиков