Воздушная война над Рейхом. Операция Tidal Wave. Часть V.

Apr 11, 2021 19:25





Комптон понял, что в его вычисления вкралась ошибка, когда увидел, что под крыльями самолета потянулись лабиринтоподобные пригороды Бухареста. Внизу мелькали многоэтажные дома, по дорогам мчались машины и грузовики. На горизонте виднелись трубы заводов и электростанций. Яркими иглами сверкали шпили румынских соборов. К этому моменту 93-ая группа разделилась и пока часть машин следовала за Комптоном, остальные направились в сторону Плоешти.




B-24 над окраинами Плоешти. На дальнем плане видны пожары, разгоревшиеся в самом начале бомбардировки.
Лейтенант Джон Пэлм, пилотирующий Brewery Wagon (41-24294) был единственным уцелевшим пилотом, летящим в составе обреченной формации Флавелла. Его самолет отделился от основной группы бомбардировщиков, после чего штурман машины Вильям Райт, предупредил командира, что Комптон сделал ошибочный поворот. Доверившись Райту, Пэлм покинул формацию и направился в сторону Плоешти в гордом одиночестве.

Прорвавшись через пелену дождя Brewery Wagon вывалился прямо на батарею 20-мм германских орудий с очень неудачного угла и в тот самый момент когда нацисты готовились к бою. Уже через несколько секунд Brewery Wagon получил один снаряд в нос, а второй насквозь пробил двигатель, который вышел из строя и тут же воспламенился (во время обстрела погиб бомбардир, а Пэлм и Райт получили ранения). Осколки других снарядов повредили оставшиеся двигатели.



Ошибка Комптона, с неправильным разворотом над Targovitse, которая привела к тому, что 376-ой пришлось наносить удар с восточного направления.
Промчавшись над заводами Плоешти, Brewery Wagon избавился от бомбы и попытался покинуть территорию боевых действий. Однако пилотам не повезло. Машину обстрелял гауптманн W. Steinmann (I./JG 4) на BF-109G-2, после чего бомбардировщик совершил жесткую посадку в районе Tatarani, прямо на железнодорожные пути. Несмотря на тяжелое приземление, из машины выбрались все летчики, за исключением бомбардира и штурмана, которые погибли во время обстрела машины зенитными снарядами.

Считается, что Brewery Wagon стал первым B-24, сбитым в тот день германскими пилотами. Кроме Steinmann-на на ту же самую победу претендовал оберлейтенант Hans-Wilhelm Schöpper, летавший на BF-109G-2 с личным именем Hecht. Интересно то, что пилоты Brewery Wagon утверждали, что немцы атаковали B-24 в лоб, тогда как Steinmann и Schöpper указывали, что атака была произведена с хвоста. Schöpper так описывал этот бой.



Во время визита Антонеску. Оберлейтенант Hans-Wilhelm Schöpper стоит в центре фотографии.
Среди дыма пожарищ я увидел тень B-24, который мчался над самой землей на высоте 40 метров. Я атаковал противника сверху и у него загорелось правое крыло. Выпустив длинную очередь, я набрал высоту, чтобы выйти из сектора обстрела заднего стрелка. Пилот бомбардировщика тем временем пытался удержать высоту, но было видно, что это дается ему с трудом. Машина не слушалась управления и продолжала гореть. Вероятно перед жесткой посадкой пилот сбросил бомбы, потому что в противном случае, в момент удара B-24 неизбежно взлетел бы на воздух. Вероятно, экипажу удалось покинуть машину после приземления.

Разобравшись с Brewery Wagon Schöpper заметил в небе черный след от еще одного горящего B-24, который, скорее всего, получил повреждения во время атаки Bf-110 (вероятно, бомбардировщик был из 93 группы). Schöpper хотел совершить еще один перехват, но в этот момент на приборной доске загорелась лампочка, сигнализирующая о нехватке топлива (результат неудачного раннего перехвата с длительным поиском противника). Schöpper решил вернуться в Mizil для того, чтобы заправить самолет и пополнить боеприпасы.



BF-109G-2 из состава Румынской Esc.53, Мизил, лето 1943 года. Это машина, защищавшая румынские нефтяные поля входила в состав сводной флотилии I./JG4. Машина окрашена в стандартный крапчатый камуфляж RLM 74/75/76. На носу изображение Микки-Мауса на боевом коне.
В 11-55 Комптон и Энт уже понимали, что они выполнили поворот очень рано и “Тегги Энн” болтается не там, где должна была бы быть в этот момент. Не долго думая, Комптон потребовал довернуть на цели и его формация начала заход на Плоешти с нового направления. Комптон сообщили своим ведомым по радио, что “мы промахнулись мимо цели”. Формация Комптона прошла вдоль восточного сектора Плоешти, наблюдая за пожарами, которые окутывали нефтепромыслы со всех сторон. Комптон отправил ведомым приказ “бомбить любые вражеские объекты по своему усмотрению” (при этом многие пилоты были уверены, что приказ об атаке отдал Энт).

Выбрав ближайшую цель, Taggie Ann сбросила бомбы на нефтяные цистерны и автозаправщики, обломки которых взмыли вверх в столбах рыжего пламени. Ведомые Комптона начали бросать бомбы куда попало. Досталось железнодорожному депо, мастерским и складам, часть бомб взорвалась в открытом поле. Значительное количество бомб было сброшено на пригороды бухареста Arges и Dolj (здесь румынская полиция насчитала 60 отдельных воронок).



Румынские IAR-80

Лейтенант Норман Апполд, командир “G.I.Ginnie” (42-40657) решили бросать бомбы лишь на серьезную цель, которой оказались строения Concordia Vega возвышающиеся в северо-восточной части Плоешти. Вместе с четырьмя другими бомбардировщиками Апполд скинул бомбы на корпуса и заправочные танки “Веги”. В результате нацисты лишись 58,000 горючих материалов в июле и 22,000 тонн горючих материалов в августе месяце. В сентябре причиненный комплексу урон был восстановлен и Vega вернулась к работе в прежнем режиме.

К этому моменту большая часть Комптоновских машин избавилась от бомб и вышла из зоны действия ПВО Плоешти. Теперь бомбардировщики летели на Кампину, в районе которой они должны были лечь на обратный курс. Во время этого полета они прошли под формациями 98 и 44 группы, которые все еще направлялись в сторону цели. Что касается целей Liberandos, по которым должна была отбомбиться группа Комптона, то они, в целом, не пострадали. Более того, в августе они нарастили мощности с 60,000 до 109,000 тонн, чтобы нивелировать потери, причиненные другим частям комплекса.

В целом налет группы Комптона оказался неудачным и виной тому была серьезная навигационная ошибка, допущенная на последнем этапе полета.



IAR-80B no222 лейтенанта Карола Антонеску, 1 августа 1943 года. Эта машина изначально создавалась как пикирующий бомбардировщик IAR81, но на последнем этапе сборки была вновь переделана в истребитель, вооруженный парой 13.2 мм тяжелых пулеметов и 4 пулеметами калибра 7.92 мм. Две эскадрильи таких машин патрулировали южный сектор Плоешти, когда получили сообщение о том, что нужно снизиться и прорвав облачность с дождевым шквалом, атаковать бомбардировщики, идущие у самой земли. В тот день Антонеску атаковал Jose Carioca и, возможно, The Lady Jane, после чего машина пилота получила повреждения от меткого огня заднего бортового стрелка и загорелась. В кабину Антонеску потекло пылающее топливо, и лейтенант решил, что он сгорит. Пытаясь предотвратить подобное развитие событий, Антонеску таранил B-24, врезался в кабину бомбардировщика, но каким-то чудом ударился по касательной и вывалился из самолета, упав в стог сена находившися в 150 футах под ним (изображение кликабельно).

ЛЕТАЮЩИЙ ЦИРК ПРОТИВ WHITE III

Следом за машинами Комптона летела 93 группа, во главе с полковником Аддисоном Бейкером на “Hell’s Wench” (42-40994). Когда Комптон повернул не туда, некоторые штурманы из состава 93 группы прервали радиомолчание и сообщили о допущенной ошибке.

Несмотря на растущие сомнения, Бейкер решил сохранить курс и продолжил полет за своим командиром. Шесть минут спустя Бейкер увидел слева от себя нефтяные заводы Плоешти и решил скорректировать курс, на что 37 бомбардировщиков потратили около 7 минут. Это привело к тому, что шансы бомбардировщиков на уничтожение заранее выбранных целей Concordia Vega. Standart Petrol и Unirea Sperantza (цели White II и White III) серьезно уменьшились. Командир формации решил бомбить любые важные цели находящиеся в юго-западной части Румынского комплекса.



98 группа. На переднем плане Li'l De-lcer и Li'l Jughead. За двумя передними машинами летит Daisy Mae и Black Magic. Большой взрыв огня на заднем плане, скорее всего, связан с детонацией Tagalong лейтенанта Ральфа Хитча. Который получил попадание зенитного снаряда во время атаки на White IV.

Сменив курс, “Hell’s Wench” вышла прямехонько на Colombia Aquila. Проблема была в том, что бомбардировщики 93-формации сразу же оказались над внешним кольцом германской системы ПВО. Немцы массово отстрелялись по головным Либерейторам. Один из первых зенитных снарядов попал в нос “Hell’s Wench” ранив штурмана и бомбардира, в машине начался пожар. Еще один снаряд попал в правое крыло, воспламенив топливный бак, в результате чего у бомбардировщика вспыхнул двигатель. Через несколько секунд бак взорвался и пожар охватил всю правую несущую плоскость. Избавившись от бомб, Бейкер направил машину вверх, решив набрать высоту, необходимую для спасения пилотов.

Поскольку пламя охватило весь самолет, контроль над B-24 был потерян . “Hell’s Wench” едва не врезался в соседний бомбардировщик, который чудом избежал столкновения с гибнущей машиной. Через пару минут все было кончено, “Hell’s Wench” потеряла управление и врезалась в цеха Uzina de Creuzot. Все летчики, находящиеся на борту B-24 погибли, сумев вывести формацию на Румынские нефтехранилища. Позже, полковник Бейкер и его второй пилот - майор Джон Джерстед получили посмертные “Медали за отвагу”, за храброе управление формацией во время рейда.



Эикпаж Hell's Angels лейтенанта Хармса.

Летевшему слева от Бейкера “Euroclydon” (42-40612) также не повезло. Машина лейтенанта Эноха Портера младшего получила прямое попадание зенитного снаряда в бомболюк. В результате взрыва топливного бака, фюзеляж Euroclydon разломился пополам и обломки бомбардировщика попадали в районе сельской школы в Plopu. Четыре члена экипажа, в том числе командир, погибли. У двоих летчиков не раскрылись парашюты. Трое уцелевших членов команды Euroclydon были взяты в плен.



376 бомбардировочная группа.

Другие машины из состава 93 группы атаковали комплекс с Юго-Западного направления. “Jose Carioca” (42-40617) пилотируемый лейтенантом Николасом Стамполисом получил попадание зенитного снаряда на пути к цели в районе Colombia Aquila. Удар традиционно пришелся в бомболюк, после чего на машине взорвался топливный бак и начался сильный пожар. Вдобавок к этому горящий бомбардировщик атаковал румынский IAR-80, который прошел снизу под “Jose Carioca”, обстреляв его длинными очередями (победу засчитали лейтенанту Каролу Антонеску из состава Esc 62). Машина попыталась набрать высоту, но вышла из под контроля и рухнула на женскую тюрьму Плоешти убив 61 заключенную (еще 60 заключенных и охранников были ранены). Из экипажа “Jose Carioca” не спасся вообще никто.

Следом с румынскими IAR-80 встретился “The Lady Jane” (45-95133) лейтенанта Вильяма Мейхена. Этот самолет получил первые повреждения, ударившись от трос заграждения в районе Astra Romana. Румыны рассчитывали на легкую добычу, но стрелок Lady Jane успешно обстрелял IAR-80 Антонеску и добился попадания в носовую часть истребителя, который немедленно загорелся. Машина Антонеску совершила таран, тогда как лейтенанта выбросило из истребителя и он упал в стог сена возле инсталляций Concordia Vega. Потерявшего сознание пилота увезли в госпиталь где он провел последующие 7 дней, отходя от полученных травм. Что касается “The Lady Jane”, то эта машина успешно отбомбилась и позже вернулась домой.



Honkey Tonk Gal после падения.

“Honkey Tonk Gal” (42-40265) лейтенанта Хуберта Вомбла успешно сбросила бомбы на Colombia Aquila, но во время захода получила несколько попаданий зенитных снарядов, кроме того, по бомбардировщику отработали легкие батареи ПВО. Из строя вышли три двигателя, внутри самолета начался пожар, который грозил серьезными последствиями. Вомбл решил садиться на любую, относительно пригодную для этих целей площадку, которой стал участок железнодорожного полотна Ploesti-Târgovişte. Посадка прошла удачно, но весь экипаж оказался в румынском плену.

“Pudgy” (42-40613) лейтенанта Милтона Телтцера получил попадание в двигатель во время захода на завод Astra Romana. Поскольку контроль над машиной полностью восстановить не удалось, Телтцер решил облететь промышленный комплекс с юга и направиться в Турцию, для последующего интернирования. План не увенчался успехом, поскольку Pudgy перехватили германские Bf-109G, обстрелявшие бомбардировщик и сумевшие вывести из строя еще два двигателя. Телтцер посадил машину в районе Ogrezeni, 4 пилота попали в плен, а еще 6 членов экипажа погибли.



Bf-109G-2 только что прошел над бомбардировщиком. Фотография сделана с позиции заднего стрелка.

“Jersey Bounce 2nd” (42-40609) лейтенанта Ворси Лонга получил повреждения во время первого столкновения с истребителями противника. Во время атаки на Astra Romana бомбардировщик был снова атакован истребителями, а немного позже в него попал зенитный снаряд. Лонг вынуждено посадил горящую груду металла в районе комплекса Vega. Из состава экипажа 6 человек погибли, еще 4 были взяты в плен.

“Hell’s Angels” (42-40781) лейтенанта Роя Хармса также атаковал Astra Romana и получил попадание зенитным снарядом, который разворотил левую часть хвостового оперения и вызвал пожар в бомболюке. Справиться с управлением Хармс не смог. Машина завалилась на левый борт, вошла в штопор и разбилась в районе Chiţorani. Выжить смог верхний стрелок сержант Джек Дж Рид. Остальные члены экипажа погибли.



Jersey Bounce 2nd на ВПП

Таким образом из 37 машин 93 группы, в районе цели были потеряно 7. Несмотря на то, что по запланированным целям отбомбиться не получилось (только 3 бомбы упали в районе цели White III, а Unirea Sperantza вообще не пострадала), 93 группа нанесла серьезный урон южной части нефтепромышленного комплекса. Точный размер разрушений, причиненный 93 группой вряд ли когда-нибудь будет точно определен, поскольку через некоторое время по той же самой области нанесла удар 98 группа Кейна.

Продолжение следует...

Предыдущие выпуски цикла:
Операция Tidal Wave. Часть IV
Операция Tidal Wave. Часть III
Операция Tidal Wave. Часть II
Операция Tidal Wave. Часть I

11.04.2020
(с) Илья Садчиков на основе Osprey Air Campaigns.

рейх, history, airplanes, war history, авиация, ww2

Previous post Next post
Up