JOURNEY'S END (2018)

Mar 17, 2022 23:21




Весна 1918 года. Первая мировая война медленно, но неуклонно движется к трагическому концу. Обессиленная Германия готовится к последнему наступлению на западном фронте, которое должно завершиться победой Второго рейха. Британцы также ждут наступления и ротируют передовые части раз в шесть дней. 18 марта на передовую, в район Сент Квентина, выступает подразделение капитана Стэнхопа. Следом на фронт прибывает ученик Стэнхопа - увлеченный подвигами лейтенант Райли. Райли наслушался историй о приключениях и победах, но он даже не догадывается о том, что окопы Сент Квентина, скорее всего, станут для него безымянной могилой.




Подразделение капитана Стэнхопа в маковых лугах.
В отличие от других фильмов про Первую мировую войну, Journey's End не столько военный боевик, сколько производственная драма, рассказывающая о последних днях жизни солдат и офицеров, оказавшихся в самом сердце глобальной мясорубки. Авторы картины смогли вдохнуть жизнь в своих героев и сделали так, что их образы стали яркими и живыми.

Это интересно. Journey's End основан на пьесе R.C. Sheriff-a, которая до этого была экранизирована 5 раз. Именно по этой причине вся постановка носит отчетливо театральный характер.



R.C.Sherriff - писатель-фронтовик.
Главным героем фильма является лейтенант Райли, который только что прибыл на фронт и смотрит на окружающее с неподдельным интересом. Для него все в новинку и грязь под ногами и синее небо над головой и темные своды землянки, в которых теплится желтоватый свет электрической лампочки. Райли, вне всякого сомнения, аватар зрителя в мрачном окопном мире. Через него зритель познает окружающую среду и те принципы, по которым работает кровожадная машина окопной войны.



Последний ужин.
История Райли непосредственно связана с судьбой его наставника - капитана Стэнхопа. Последний давно разочаровался в людях и спасается от стресса при помощи виски. Вскоре Райли знакомится и с другими офицерами подразделения - бывшим школьным учителем лейтенантом Осборном, жертвой shell shock-a вторым лейтенантом Хиббертом и толстым добряком - вторым лейтенантом Троттером. Если Троттер и Хибберт являются выходцами из низов, то Осборн и Стенхоп имеют университетское образование и, как настоящие интеллектуалы, пытаются анализировать происходящее не поддаваясь унынию. При этом Осборн, скорее, стоит на оптимистических позициях и является моральным стержнем отряда, тогда как Стенхоп понимает, что для его людей эта миссия ничем хорошим не закончится.

Солдаты и старшие командиры хоть и появляются в кадре, но представляют собой героев третьего плана. Персонажи с ними практически не пересекаются. Сколько-нибудь заметными младшими чинами являются старший сержант (у него в фильме даже имени нет), да рядовой повар Мэйсон, который делает ананасы из абрикосов. Пожалуй это единственный юмористический персонаж картины, что однако не спасает его от гибели. Старшие офицеры - пришельцы из враждебного мира штабов. Они ставят перед героями невыполнимые задачи и требуют от них героизма и жертвенности. Во имя чего эти жертвы приносятся никто из старших офицеров объяснить не способен. Просто солдаты и офицеры должны умирать тогда, когда этого хотят старшие командиры. Точка.



Рейд на вражескую территорию.
Немцы, хоть и являются антагонистами, но действуют где-то за кадром. Вроде бы до них рукой подать - метров 100, не больше, но увидеть их практически невозможно. Враги таятся в окопах и наружу не лезут. На той стороне дураков нет! Зато, если кто-то из героев попытается подняться над бруствером, невидимые боши сразу объяснят умнику почему так делать не надо. Живого немца зритель увидит всего два раза. В сцене набега на вражеские окопы и в самом конце, в туманном зареве операции “Михаэль”.

Атмосфера фильма заслуживает хорошей оценки. Авторы постарались воплотить на экране быт Великой войны и вполне преуспели в своем начинании. Вечная грязь, окопы полного профиля и изуродованный снарядами No Man’s Land прилагается к стандартному набору ПМВ ландшафтов. В то же самое время создатели картины обошли стороной военные ужасы и не стали показывать расчлененку. Смерть некоторых персонажей и вовсе осталась за кадром (при этом картине не стала менее трагичной). В итоге, Journey's End можно смело показывать школьникам на уроке истории, ибо сюжет фильма дает хороший материал для последующего размышления.



Лейтенант Особорн - очередной учитель потерявшийся на войне.
Месяц назад я бы сказал, что Journey's End относится к тому типу картин, которые могут повлиять на мировоззрение будущих поколений. Однако сейчас мне стало понятно, что многое зависит от самого человека. Искусство лишь направляет чуткую личность по дороге добра, но злое начало (если оно в человеке есть) искусство выкорчевать не может. Тут другие инструменты нужны! И это - самое печальное в нашей и вашей истории.



Если вы тоже потерялись и не можете найти свою часть, то переходите по ссылке и подписывайтесь на мой киношный Телеграмм канал.
https://t.me/GreatBlackShip
17.03.2022
(с) Илья Садчиков

movie, кино, ww1, uk

Previous post Next post
Up