"Акт 30 июня 1941 года" и миф об "антинацизме" бандеровцев - часть 9

Jul 18, 2010 11:26

            Впоследствии, освобожденный немцами из польской тюрьмы при нападении на Польшу в 1939 г., М. Лебедь стал одним из преподавателей в гестаповской школе в польском «генерал-губернаторстве». Здесь в полной мере раскрылись его садистские наклонности, о которых поведал его бывший сокурсник по школе гестапо Мыкыта Косакивский. Он дал письменные показания в 1958 году, которые хранятся в архиве Яд Вашем в Израиле. Впервые эти показания были обнародованы в 1986 году в разоблачительной публикации американского журналиста Джеффа Коплона о М. Лебеде в американской газете «Виллэдж Войс».

В частности, Косакивский показал, что в ноябре 1939 г. в Закопане под Краковом в составе школы для подготовки агентов гестапо организовало «украинское учебное подразделение» в составе специально отобранной группы из 120 членов ОУН. Руководили подготовкой украинских националистов офицер гестапо Вальтер Крюгер и его помощник Вильгельм Розенбаум. Украинским командиром группы был лейтенант «Вильный», под именем которого скрывался Мыкола Лебедь. Программа подготовки включала разведку и контрразведку, а также технику допросов, однако главный упор делался на упражнениях по «закаливанию сердец». По вечерам Крюгер, Розенбаум, Лебедь и некоторые курсанты школы отправлялись в Закопане, врывались в еврейские дома, хватали евреев и привозили их в подразделение.

«Однажды вечером, в конце ноября или начале декабря [1939 г.], - показал Косакивский, - они вернулись с молодым евреем. В присутствии украинских старшин, включая меня, подзадоренные алкоголем Крюгер и Розенбаум, проводили урок по соответствующей методике допроса». При этом несчастного избивали кулаками и железными ломами, а затем сыпали на раны соль, после чего он сознался том, чего не совершал («изнасилование арийской женщины»). После этого Розенбаум и Лебедь, в присутствии других курсантов, включая женщин, «героически» продолжали избивать его железными трубами. Многие курсанты не выдержали и ушли в свои комнаты. Впоследствии, Косакивский узнал, что молодого еврея раздели донага и обливали на морозе ледяной водой. На следующий день, Косакивский и его товарищ выразили свой протест Лебедю, на что тот им заявил, что «долг каждого члена ОУН показать немцам, что у него такие же крепкие нервы, как и у немцев, и что сердце националиста тверже стали». Такие практические «упражнения» продолжались до побега Косакивского из школы гестапо в декабре 1940 года. Лебедь оставался в школе до марта 1940 г., когда школу перевели в близнежащий городок Рабка, где гестаповские офицеры продолжали свои «практические занятия» со своей агентурой из числа украинских националистов. По утверждению сотрудника музея Яд Вашем доктора Арона Вайса, именно гестаповец Крюгер руководил совместным с оуновцами антиеврейским погромом, когда во Львов в конце июня 1941 года вошли подразделения спецсполка «Бранденбург-800» [113].

Неудивительно, что именно такому «закаленному» агенту гестапо как Мыкола Лебедь и было поручено ответственное задание абвера по имитации «антинацистского подполья». Такая имитация становилась все более актуальной в условиях ужесточения колониальной политики рейха в оккупированной Украине и роста всенародного сопротивления нацистам.

[105] Ругал их самолично никто иной, как д-р Ганс Кох, присутствовавший во время «провозглашения» «акта».

[106] См. В. Чередниченко. Націоналізм проти нації, с. 99-101. Автор ссылается на архивный документ ЦДАВОВ, ф. 3833, оп. 1, спр. 39, арк. 1-10.

[107] Паньківський, Кость. Роки німецької окупації. Нью-Йорк: Життя і мислі, 1965, с. 14.

[108] Edward Prus, Horosi Spod Znaku Tryzuba. Warszawa: Instytut Wydawnyczy Zwiazkow Zawadowych, 1985, s. 194-197. (См. Littman, op.cit, p. 55).

[109] Littman, ibidem.

[110] TMWC, vol. XXI, p. 460-461.

[111] Armstrong, op. cit., p. 83. Армстронг в качестве подверждения ссылается на брошюрку П. Мирчука (Петро Мірчук. Акт відновлення української державности, 30 червня 1941 року. Нью-Йорк: Головна управа Організації оборони чотирьох свобід України, 1952, с. 39) и материалы интервью с участниками событий.

[112] См. В. Чередниченко. Націоналізм проти нації, с. 101-103. В. Чередниченко не дает ссылки на эжтот документ в архивах Украины. Однако, в публикации А. Кучерука приводится ссылка на указанный архивный документ - ДА СБ України, фонд 13, спр. 372, т. 34, арк. 59-61 (См. Кучерук О. Ще одна версія вбивства міністра внутрішніх справ Польщі. - З архівів ВУЧК-ГПУ-НКВД-КГБ, № 1 (20), 2003, с. 171-178).

[113] The Village Voice, February 11, 1986, p. 19.

коллаборационизм, Бандера, ОУН, национализм

Previous post Next post
Up