«Зачистка» оуновской агентуры гестапо и СД
Нацисты, не желая ни с кем делить свою власть на оккупированных территориях, предприняли основательную чистку своей агентуры из числа украинских националистов и прежде всего бандеровцев. Эта чистка особенно усилилась после покушения бандеровцев в Житомире 30 августа 1941 года на двух видных деятелей ОУН(м) О. Сеника и М. Сциборского
[114]. Они были застрелены боевиком, бандеровцем Степаном Козием, который также был убит на месте покушения членами украинской впомогательной и немецкой полиции.
Это покушение переполнило чашу терпения немцев. Одно дело, когда насилие осуществлялось по заранее заданным целям и под их полным контролем, другое дело, когда одна группа немецких агентов начинает истреблять другую, в том числе особо ценные кадры, в результате междоусобной борьбы. Именно этим фактом и объясняется ужесточение позиции гестапо и СД в отношении отдельных членов бандеровских формирований. Причем «репрессии» немцев против бандеровцев носили «хирургический» характер. Гитлеровцы избавлялись прежде всего от рядовых недисциплинированных членов ОУН(б), продолжая тасовать колоду с их главарями - агентами более высокого уровня.
М. Лебедь, оставаясь на свободе, продолжал выполнять задания гитлеровских разведчиков. Тем временем его жена - Дария Гнаткивска, также осужденная польским судом в 1935 году за соучастие в покушении на Б. Перацкого и вышедшая на свободу в 1939 г., жила в комфортных условиях в специальной секции концлагеря Равенсбрюк. Это был, по вполне понятным причинам, «страховой полис» немцев в отношении М. Лебедя, чтобы полностью контролировать своего агента. Через офицеров гестапо Гнаткивска передавала письма своему мужу, который находился на так называемом «нелегальном положении» в западных областях Украины.
«Наша доня Зорька розвивається нормально, писала Лебедю Гнаткивска.- Я живу порівняно добре ... Цілий день ми разом. Одержуємо хороші харчі . . . У нас досить багато вільного часу. Ми робимо тривалі прогулянки. Я забуваю вже ... ув'язнення за польських часів. Ми там не могли вільно ходити . . . Я відчуваю себе спокійною і сумною».
Сам же Лебедь посылал своей жене через шефа тайной полиции и СД во Львове Йозефа Витиску деньги и продуктовые посылки. «С позволения Главного управления имперской безопасности, сообщал в своей телеграмме в Берлин Витиска, - я еще раз послал экпрессом несколько посылок с продуктами. Прошу передать их фрау Лебедь». Помощник Гиммлера генерал-лейтенант Гейнрих Мюллер телеграфировал 9 июля 1944 года Витиске во Львов требование переслать копию всего дела Гнаткивской. «В будущем, писал в телеграмме Мюллер, - связь с фрау Л. поддерживать только через меня».
Прилагаем факсимиле немецкого документа из книги В. Чередниченко «Націоналізм проти нації» о деле Гнаткивской.
[115]
«За харчі я дуже вдячна,- пишет в ответ Гнаткивська JIебедю. Мені майже нічого не потрібно. Ми одержуємо добре харчування: щодня молоко, білий хліб, цукор тощо»
[116].
Предлагаем читателям самим сделать судить о характере содержания главарей украинских националистов и членов их семей в немецких концлагерях и истинной роли «подпольщика» Лебедя.
Доклады айнзатцгрупп
Современные украинские историки - апологеты бандеровщины любят ссылаться на источники, которые, по их представлению, свидетельствуют о «бескомпромиссности» и «антинацизме» бандеровцев, как «чинників національної революції». Одним из таких источников являются секретные доклады айнзатцгрупп регулярно направляемые в Берлин в 1941-1942 гг. Полный комплект докладов хранится на микропленках в национальном архиве США. Существует документальная публикация в переводе на английский язык, составленная И. Арадом, С. Краковским и Ш. Спектором, в которой приводится значительная часть этих сообщений
[117].
В каком же свете выглядят акции немцев против украинских националистов, в том числе и бандеровцев на страницах докладов айнзатцгрупп? Ответ на этот вопрос поможет прояснить истинную вспомогательную роль украинских националистов в фашистском оккупационном режиме.
Приведем выдержки из докладов айнзатцгрупп, посвяшенных украинским националистам в 1941-1942 гг.:
Оперативное донесение из СССР № 48 от 10 августа 1941 г.
«...Во время своего пребывания в Риге, рейхсфюрер СС упомянул, что он намеревается создать полицейские формирования из литовцев, латышей, эстонцев, украинцев и других национальностей и использовать их за пределами населяемых ими территорий. Это возможно сделать прямо сейчас, здесь на бывших советских территориях. После выполнения этой задачи, эти формирования будут использоваться в качестве полицейских подразделений, опять же за пределами своих родных территорий. Поскольку армейская группа срочно требует быстрого решения этого вопроса ввиду затруднений с партизанами и на фронте, айнзатцгруппы также в срочном порядке запрашивают общие инструкции как подходить к этому вопросу...»
[118] Оперативное донесение из СССР № 50 от 12 августа 1941 г.
«...Украинцы
На Волыни особенно активна группа Бандеры. Украинцы, привлеченные германской армией, используют свое положение в национальных или партийных целях. Они продвигают на должности бургомистров своих членов и оказывают сильное влияние на всю украинскую милицию. По наблюдениям в Брест-Литовске, несмотря на малочисленность, украинцы проявляют активность, ожидая создания независимого государства после оккупации Киева. В округе Галиция идет подготовка к учреждению украинского вспомогательного комитета по примеру вспомогательных комитетов генерал-губернаторства. Группа Бандеры еще не определилась со своей позицией...»
[119] Оперативное донесение из СССР № 52 от 14 августа 1941 г.
«Оперативное донесение (округ Галиция)
Администрация:
...Тотальная, хотя и временная дезорганизация ввиду того, что военная администрация уже не действует, а гражданская администрация еще не установлена.
...Самоуправление является весьма трудным делом из-за отсутствия подходящих кадров. Большинство бургомистров, продвинутых украинцами, должны быть освобождены от должности ввиду их непригодности. Во Львове и городах в сельской местности предполагается учредить украинско-польские автономные органы по примеру польской автономии в генерал-губернаторстве. Украинский бургомистр во Львове будет заменен немецким. Формируется украинская полиция численностью 3000 человек. Ее отбор осуществляется из рядов милиции, которая сейчас насчитывает 31 000 человек. Предварительные условия: предыдущая служба в польской или австрийской армии; в качестве старшин под началом немцев; дополнительные требования: украинцы в качестве офицеров или унтер-офицеров, бывшие служащие австрийской армии или низшие чины, служившие в польской армии.
...2. Каковы национальные политические цели украинцев?
Румынская армия уже сейчас сталкивается с серьезными затруднениями в отношениях с украинцами в оккупированных ею областях Восточной Украины. Германские официальные органы вынуждены вмешиваться. Совершенно очевидно, что румынская администрация доведет дело до того, что эти области будут источником постоянных волнений. Такое развитие событий вызывает чрезвычайную тревогу в кругах военных...
...Поскольку доля еврейского населения довольно высока, это представляет проблему, требущую внимательного рассмотрения с экономической точки зрения. Кроме того, к разрешению указанной проблемы можно подходить только в рамках германо-украинских отношений...»
[120] [114] М. Сциборский родился в Житомире в 1897 г. в семье царского офицера. Юность свою провел в Киеве. После службы в УГА эмигрировал в Прагу, где изучал инженерное дело и экономику. Был активным членом УВО и ОУН. Благодаря своему образованию и подготовке, стал по существу, одним из главных теоретиков ОУН и влиятельным членом мельниковского «провода». О. Сеник, в отличие от теоретика Сциборского, был одним из организаторов уоновского подполья в Польше. Его умеренные и «консервативные» взгляды были особенно ненавистны сторонникам Бандеры в ОУН. Сеник являлся доверенным лицом Е. Коновальца вплоть до его смерти и в этом качестве организовал передачу власти Мельнику после смерти полковника. Примечательно, что в одной из бандеровских газеток, еще задолго за покушения на этих двух видных сторонников Мельника, Бандера якобы заявил, что Сеник и Сциборский будут уничтожены «на українських землях» в первую очередь (См. Armstrong, op. cit., p. 35-36, 95).
[115] В. Чередниченко. Націоналізм проти нації, с . 153.
[116] В. Чередниченко. Націоналізм проти нації, с. 152-153. В. Чередниченко не дает ссылки на документы в архивах Украины, но приводит факсимиле немецкого документа по делу Гнаткивской, который мы здесь вопроизводим.
[117] The Einsatzgruppen Reports: Selections from the dispatches of the Nazi death squad’s campaign against the Jews in occuied territories of the Soviet Union, July 1941 - January 1943. /Ed. By Y. Arad, S. Krakowski and S. Spector. - New York: Holocaust library, 1989.
[118] The Einsatzgruppen Reports, p. 82.
[119] Ibid., p. 83.
[120] Ibid, p. 86-87.