Структура экспортного баланса России. План для развития.

Oct 29, 2014 15:35




Перед прочтением статьи прошу акцентрировать внимание, что данный материал это не набор минусов ради минусов, а в первую очередь обоснование плана созидательного развития.

Последним трендом десятых годов 21 века наблюдаю прочное непонимание и нежелание многих людей двигаться вперед. Но главное предпосылок к данному движению. В 00-е и 90-е думали иначе. Многие удивляются и не верят уже даже в структуру экспортного баланса России, в то, что процент готовой продукции, гражданской, наукоемкой имеет ничтожный процент. По какой-то причине оппоненты развития считают, что он, напротив, растет год от года. Это очень опасный тренд, возможно даже хуже чем сама структура экспорта страны. Ведь в 90-х и 00-х люди знали, понимали эти цифры, секретом ни для кого не было. Теперь получается, что нужно закончить приличный ВУЗ, чтобы просто осознавать это. Что произошло?

Продвигая идеи модернизации производства, создания наукоемких предприятий гражданской, созидательной сферы (инфраструктура, общественный транспорт, ЖД техника) на основе опыта Швейцарии сталкиваешься не просто с непониманием нужды этого, но и с открытым противодействием. Часто происходит полное непонимание насколько важна структура экспортного баланса, объем готовой продукции в нем. Многие даже гордятся экспортом сырья, но не беспокоятся о ценах на него. Пока что. У меня не было в планах заниматься структурой экспорта, но раз такое дело.

Более чем 95% оппонентов можно поделить на категории по ответам:


1. Природно-климатические или если хотите географические ответы. Самая безумная, но с другой стороны многочисленная позиция. «Сравнили Швейцарию и Россию», «Посмотрите на карту» и т.д. Всегда ожидаю именно такой аргумент. Всегда. Если человек об этом не пишет, хочется его спросить почему не спросил про климат, географию и количество жителей. Ведь сразу хочется спросить, если в Москве холоднее, много снега и льда, почему троллейбусы с одной ведущей осью, а в Цюрихе с двумя? Чтобы буксовали лучше по льду в Москве? Почему у них из алюминия, чтобы не гнили и служили 20-25 лет официально, а у нас из стали, чтобы гнили уже в первую зиму, а срок службы был 10-15 лет? Если жителей меньше в Цюрихе, то почему там троллейбус из трех секций, а у нас в мегаполисе из одной? Более всего меня порадовала дискуссия с человеком на тему ливневой канализации в Цюрихе, других городах Швейцарии и Москве. Оппонент искренне считает, что она «создана именно там где надо», но при этом почему лужи, подтопления, в т.ч. пешеходных переходов ответить не может. Почему в Швейцарии на многих даже маленьких зебрах по ливнестоку с каждой стороны, на дорогах в т.ч. пешеходных зачастую решеточки через каждые метров 40, а с крыш вода уходит напрямую под землю ответить не может. Привел аргумент … высоты над уровнем моря, очень просил сравнить данные высоты. Даже меня такой ответ не просто удивил, а чрезвычайно. Задаешь ему вопрос, каким боком? Или вода падает в Швейцарии снизу вверх, получается? Нет ответа. Другие аргументы против опыта Швейцарии сразу отпадают когда спрашиваешь про такие же конкретные вещи и собеседник исчезает, либо переключает тему на другой пункт "почему категорически не нужно использовать положительный опыт более успешных коллег из развитой страны".
2. ВПК. Довольно внушительный блок. «Швейцарии не нужно создавать армию и защищать себя». Тут можно долго дискутировать, но оппоненты растворяются когда спрашиваешь какое это отношение имеет к муниципальному бюджету Женевы и Москвы, например.
3. Достижения в популярных сферах России. Здесь и космос и тот же ВПК. «Мы сделали, мы построили». Построили, да. Какое это отношение имеет сегодня к урбанистике, градостроению, общественному транспорту, структуре экспортного баланса, комфорту граждан, инфраструктуре, в т.ч. инженерной, гражданскому наукоемкому и созидательному производству ответить не могут. Очень часто путают довоенные и послевоенные достижения (опять же в сфере ВПК и космоса) с современными "достижениями" в списке озвученном выше. Может быть совесть надо иметь прикрываться чужими достижениями в других сферах провалы в своих сферах о которых идет речь, свои ошибки, узколобость, осталость, неумение и нежелание что-либо менять и учиться у лидеров, кто потом и кровью сидит и колпатит достижения. Может быть хватит? Представим себе, вы приходите в булочную за хлебом, а пекарь вам дает сухари с плесенью. Вы говорите как же так? А он говорит, зато мы в космом полетели, подлодки сделали.

4. ВОВ 1941-1945-гг. Продолжая военную тему некоторые умудряются приплести даже тему войны.У меня ощущение, что чем дальше от войны и чем хуже состояние наших городов, экономики, экспортного баланса, комфорта городов, общественного транспорта, ЖКХ и т.д. тем больше виновата в этом война. Могу сказать одно, у людей полностью отсутствует совесть, чтобы такое заявлять. Не стыдно за разруху во втором десятке 21 века перед ветеранами? Не стыдно за то, что ветераны их дети и внуки вынуждены в победившей стране бегать сотню метров, чтобы перейти улицу, ездить в убогом транспорте по технологиям 50-60-х, в перегруженном метро? В курсе как отстраивали инфраструктуру до войны и после войны? Про конструктивизм, талантливых архитекторов, урбанистов, инженеров, которые создавали Москву тех лет, которые умели одевать города в гранит, делать гранитные бордюры, причем делать их поворотными, что не умеют делать гости столицы в 21 веке тоже не слышали. Они не могли даже столб воткнуть посреди тротуара, а сегодня за раз. Где заводы, где все?

4. Обвинялки. Эту группу ответов и возражений назвать иначе не получается, так как ставят под сомнение даже официальные данные. То о чем я писал в начале статьи, например структура экспортного баланса РФ. Об этом подробнее ниже.

5. Мы сами все построим, не надо нам никаких швейцарцев. При просьбе рассказать, что уже построили и как это положительно отразилось на структуре экспортного баланса исчезают. Сами мы уже много что построили. У нас нет спецобразования, утеряны кадры даже советской (сильно устаревшей) школы. Думаю, что поклонники СССР со мной согласятся. Также отсутствует дизайнерская школа, эргономика, прикладная наука в гражданской сфере и т.д. Нет созидательного образования по построению наукоемкого, гражданского производства конкурентного и экспортноориентированного. Для этого необходимо как минимум иметь приличный процент студентов в ведущих ВУЗах мира, политехах, например, знаменитых швейцарских и т.д. История России и СССР как раз говорит о том, что когда такое понимание было, тогда приглашались конструктора, профессора, ученые и страна делала рывок вперед. Но, к сожалению, это мало касалось гражданского сектора и быстро заканчивалось. Нет модели самосовершенствующей. Именно поэтому у нас получается модный трамвай опасный для пешеходов и автомобилей, форма которого при ДТП затянет под себя, в то время как швейцарский трамвай имеет обратную форму носовой части и специальный спасательный модуль. При работе под контролем швейцарцев белорусы получили задание создать тоже самое в своем проекте. Все это еще раз подчеркивает серьезную отсталость в этой сфере и озабоченность по поводу других, зачастую скрытых вещей. То есть правильность работы над ними вызывает серьезные опасения. Отсутствует культура производства. А это не менее важно, как писал Дальгрен (цитирую по памяти) «качество в России может быть любое от самого плохого до идеального, но только не постоянное».

6. Банки, санкции, кто нас любит. Не очень популярный, но довольно распространенный ответ. Швейцария страна банков (остается еще вспомнить про шоколад, часы и коров, наверное), поэтому дармовые деньги заливают в промышленность и создают что угодно. Один пример, Stadler Rail:

" политика компании такова: прежде чем инвестировать средства, надо их заработать."
http://www.gudok.ru/1520/newspaper/detail.php?ID=969528&SECTION_CODE=78_09&PARENT_SECTION=2013

Поэтому думать надо не где деньги взять, а где что вы можете предложить.  Какие технологии, производство, достижения, материалы? Еще в 80-х годах швейцарские троллейбусы представляли из себя жалкое зрелище, по сути хлам. Конечно, при этом сильные были поезда, хорошие лифты и т.д.
Что касается Банки давно уже прижали сначала США, затем страны ЕС. Россия под санкциями? Но и Швейцария под санкциями. За что? За миграционную политику. Санкции научно-образовательной сферы - самая болезненная точка для данной страны и её развития. Не надо думать, что нас никто не любит, нужно работать над собой. Любят успешных в первую очередь, а это означает высшие позиции в мировых рейтингах которые нужно заработать.

Теперь рассмотрим вполне хорошие аргументы для доброй дискуссии в рамках темы.

7. Никто нам не даст технологии и не будет строить заводы. Вполне положительный аргумент с точки зрения созидательной дискуссии по теме. В рамках ВЭД существует несколько стадий торговли. Они зависят от объемов.

- Возьмем грубо договор на 100 единиц. Эту партию выгодно изготовить на своем заводе и продать по импорту.  Таможня, пошлины, реализация.

- 10000 единиц. Эту партию выгодно не делать на своем заводе в силу двух причин. Завод может быть загружен и выполнить заказ затруднительно. Наверное любители автомобилей замечали то, что запчасти для них порой отличаются производителем даже на одной модели. бывает так, что смежник не в состоянии выполнить весь заказ, тогда его распределяют между другими производителями, иногда в третьей стране. С другой стороны, создание сборочного предприятия в стране покупателя сулит различными выгодами от которых трудно отказаться (доставка, налоги, пошлины, свободная экономическая зона и другие льготы).

- 100000 единиц. При таких объемах производитель уже задумается как бы мне сэкономить на своем производстве путем исключения импортных запчастей и узлов., а так же мой товар будет более конкурентным за счет понижения цены, а соответственно я смогу больше заработать на объемах, занять  рынок.

Разумеется цифры даны с потолка. Все зависит от вида товара, стадии его обработки, сложности и т.д. Когда дело касается швейцарских пластиковых ручек Prodir это одно, может быть тут объемы в десятки миллионов нужны, а когда речь идет о трамваях тут порядки могут быть крошечными. Именно благодаря спросу в США открылись ведущие концерны мира из Германии и Японии. Например, завод БМВ с очень высоким уровнем локализации. Часть моделей расходятся экспортом по всему миру, например, так называемые "внедорожники".

Этот пример приведен для того, чтобы вы понимали, что интерес тут может быть большой, но зависит он в первую очередь от нас, нашего желания. Есть предприятия пробивные, которые приходят всегда первыми, остаются в стране даже с учетом кризиса, а есть предприятия которые тоже рады прийти, но более скромные, стеснительные если хотите. У них нет понимания условий в стране, как у вас нет знаний о них пока о предприятиии вам не расскажут, возможно вы продукцию знаете, любите, но не знаете завод. С такими заводами нужно работать, приглашать их, показывать заинтересованность.  Запомните, не вам должны, а вы должны если хотите расти. Вы должны и можете сделать все, чтобы они пришли со своими заводами и технологиями. Как ведущие компании и фабрики воюют за квалифицированных конструкторов и ученых, так и страна должна воевать на всех уровнях от рядового человека до управленцев за мощные предприятия гражданского, созидательного и новаторского уровня. Даже только 5 знаменитых швейцарских фабрик Stadler Rail, HESS AG, Schindler, Bucher, Vonn Roll, а также конструкторское бюро Burri AG могут поменять мир вокруг нас почти мгновенно. На самом деле предприятий очень много, в том числе инфраструктурных, смежных, конструкторских бюро и т.д.

Надо отдать должное нашим федеральным управленцам, они создали неплохие условия, например, для автосборщиков и это позволило собрать плоды, но вот дальше двигается очень плохо, либо в отдельных случаях вообще никак. Тут нужны системные шаги о которых пишу. Нужно услышать то, о чем звенели промышленники из Германии  в немецкой прессе - нужно создавать кадры в России, нужно отправлять учителей и технарей.

Как я и обещал возвращаемся к 4-му пункту. А конкретнее к структуре экспорта России. Она преимущественно сырьевая как была, так и остается и даже деградирует. По сути около 90% это сырье и полуфабрикаты, что так же можно назвать сырьем. Лишь 10% всегда можно было с большой натяжкой можно отнести к серьезным товарам - машины, оборудование, транспорт и т.д. Из них большая часть всегда была продукция ВПК и так или иначе связанная с ним группа. На сегодня ситуация стала еще хуже. Лучше всего смотреть динамику по годам. Сразу хочу сказать, что в денежном выражении суммы значительно выросли (стоит сделать поправку на такие вещи как инфляция, например), но процентное соотношение, то есть главный показатель, ухудшился значительно. По сути это негативная тенденция еще времен СССР, она не только не остановилась, но напротив ухудшается.



Машины, оборудование и транспортные средства на 1995 год:
10,2%.
Машины, оборудование и транспортные средства на 1998 год:
Не поверите 11,4%
Машины, оборудование и транспортные средства на 2001 год:
10,5%

Дальше все пошло вниз, а сырье вверх. Только по минеральным продуктам
42,5% в 1995 и 71,6% в 2013.

Машины, оборудование и транспортные средства на 2012 год:
5,1%. Другие товары 1,1%
Машины, оборудование и транспортные средства на 2013 год:
5,4%. Другие товары 1,2%

Я наивно полагал, что все это известно и смысл об этом писать, лучше сосредоточиться на путях выхода, оказалось все наоборот. Шансев на исправление в текущей ситуации нет. Отставание растет, а соответственно наша несырьевая продукция начнет активно вытесняться не только среди развитых стран, но и теперь среди развивающихся, стран с переходной экономикой, которые, как и развитые страны, стремяться обладать лучшими товарами, в т.ч. общественным транспортом, машинами и оборудованием. Речь не об айфонах и одежде, а речь о структурных товарах. Быстрее всех сработал Лукашенко активно заимствуя достижения Германии и Швейцарии в области машиностроения, ЖКХ и т.д. (см. мой блог и сообщество offentlicheraum). На очереди другие страны СНГ. Таковы правила и их нужно принять модернизируя по последнему слову и Россию. На сегодня Одесса, Тверь и Омск мало чем отличаются по уровню инфраструктуры и ОТ. Другое дело, что у Белоруссии нет таких ресурсов, как у нас, а соответственно нет средств одномоментной модернизации по высшему разряду всей страны. Но даже в текущих условиях делается нереально много. Жители Минска и области уже ездят на сверхновых чрезвычайно комфортных швейцарских электричках. По типу это самые обычные электрички, то есть для обычных людей. А казалось бы, в Белоруссии могли начать жаловаться: "нас обидели, санкции, запреты, не любят и т.д.". Но нет. Это уважение к людям и дань времени.
Благодаря развитию Минска, у них очень неплохие (по нашим меркам) троллейбусы благодаря по сути немецкой базе и узлам. Мне очень жаль, что Москва стала отказываться от их продукции. Особенно после создания новой модели. Нет понимания того, что цена во многом играет последнюю роль, так как речь о косвенных доходах для всего города.

140 млн человек на такой территории могут быть адекватными китайской модели только при построении швейцарской модели - наукоемкое гражданское производство, технологии, наука, КБ, НИИ, образование, инфраструктура высшего класса, градостроение, общественный транспорт, комфорт и зарплаты, миграция только если иностранцы обладают высшими знаниями, навыками или большими деньгами для инвестиций и налоговых сборов.

План.
Я специально акцентирую внимание на муниципальном уровне, потому что активных много, кричащих много, но нет тех, кого волнуют другие люди, свои люди. Не чужие, а свои, их быт, что окружает, среда обитания, инфраструктура, транспорт. Знаете, что бы я сделал? В первую очередь это начал менять то, что вокруг нас. Принципиально менять. Я не хочу видеть изменения в виде новых табличек с номерами домов и улицами, а также новые физиономии у троллейбусов, формы скамеек и т.д. Я хочу принципиальных, структурных изменений. Чтобы вышли и увидели эти изменения, чтобы был заложен механизм самосовершенствования.

За первую неделю заключил бы контракты на строительство заводов швейцарцами - в первую очередь ЖД предприятий, как это сделал Лукашенко со Stadler (завод, кстати, недавно готов и сейчас работа аналогичная у других республик СНГ), и начал бы с электричек и трамваев. При этом несколько заводов в разных частях страны для охвата страны. Одновременно контракт на строительство завода HESS AG. На первый уйдет примерно год, на второй гораздо меньше. Отправка кадров в Швейцарию на заводы, в политехи, полный контроль швейцарцев за производством, культурой производства, технологией. Совместные КБ. Не дожидаясь запуска новых заводов, свои заводы загрузил бы тем, что они могут сделать уже сейчас - элементы инфраструктуры перронов, городской инфраструктуры, дорожной по образцу швейцарских КБ.  Договора с НИИ и КБ Швейцарии по части инфраструктуры, Burri AG (100 лет делают инфраструктурные проекты), совместное использование опыта с муниципалитетами напримре, Цюриха и т.д. За первый месяц во многих городах и населенных пунктах уже будет результат и он будет качественным. Люди поверят, что о них знают, думают, и сплотятся. Считайте это новой нац идеей.
Далее решу вопрос, который предлагали немцы - приму их пенсионеров технарей (а также швейцарских) для обучения нового поколения, для создания смежных предприятий, локализации технологии и продукции. Почему немцы больше озадачены тех образованием молодежи в России нежели мы сами?
Создам такую систему, при которой у любого завода будет интерес регулярно сменять на конвейере модели, чтобы обеспечивать и поддерживать созидательный экспорт.

Кратко: фабрики гражданского созидательного характера на пике прогресса, культура производства, прикладная наука, НИОКР, инфраструктура, дороги, урбанистика, ЖКХ, комфорт каждого.

Материалы:
2000, 2005, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013 года
«26.8. ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_11/IssWWW.exe/Stg/d02/26-08.htm
1995, 2000, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 года
«26.8. ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_11/isswww.exe/stg/d03/26-08.htm

Наиболее наглядная таблица
"ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" с 1995 по 2011 год
www.gks.ru/free_doc/new_site/vnesh-t/ts-exp.xls

Рекомендую ознакомиться с данными за неполный 2014 год
«Пояснения к таблицам (экспорт/импорт России важнейших товаров за январь-август 2014 г.)»
«Товарная структура ЭКСПОРТА Российской Федерации со всеми странами январь-август 2014 г.»
http://www.customs.ru/index.php?option=com_newsfts&view=category&id=52&Itemid=1978

Не забывайте нажать кнопочку Ваших любимых соцсетей и поделиться со своими друзьями, родственниками и коллегами.

С уважением, Александр Мостовой.

Для поддержки проекта - Яндекс деньги 410011922778003
Другие интересные статьи сообщества offentlicheraum и моего блога - того что я предлагаю создать в каждом из наших городов:

Укладка плитки в Швейцарии. Инженерные коммуникации и обустройство улиц. Часть 2
http://offentlicheraum.livejournal.com/3181.html

Укладка плитки в Швейцарии. Инженерные коммуникации и обустройство улиц. Часть 1
http://offentlicheraum.livejournal.com/3022.html

Укладка брусчатки в Швейцарии. Безбарьерная среда и пешеходные улицы.
http://offentlicheraum.livejournal.com/3532.html

Швейцария создала для России первую имперскую электричку. Первый поезд уже отправлен.
http://mostovoy-a.livejournal.com/9423.html

Кофморт электричек Stadler Rail. В чем отличие от ЭР1 и потомков?
http://mostovoy-a.livejournal.com/9004.html

Ремонт швейцарских и московских подъездов жилых домов.
http://mostovoy-a.livejournal.com/7771.html

Как убирают в Москве и Цюрихе? Предпосылки чистоты, оснащение техникой и подход.
http://mostovoy-a.livejournal.com/7167.html

Подвижной состав общественного электротранспорта. Комфорт 21 века.
http://mostovoy-a.livejournal.com/6911.html

Мини-транспортно пересадочные узлы - необходимость Москвы. Опыт Швейцарии.
http://mostovoy-a.livejournal.com/4816.html

Основные характеристики швейцарских троллейбусов HESS AG Swisstrolley 4. Часть 1
http://mostovoy-a.livejournal.com/3839.html

фабрики, нефть, транспорт, машины, сырьевая игла, созидание, РФ, структура экспортного баланса, заводы, экспорт, завод, Россия, оборудование

Previous post Next post
Up