Укладка плитки в Швейцарии. Инженерные коммуникации и обустройство улиц. Часть 1

Oct 14, 2014 17:53




За последние пару лет в Москве многое что поменялось. Исчезла совершенно неадекватная для города реклама, появилась платная парковка, снесли множество ларьков. Помимо этих важных вещей (и зачастую крайне непопулярных) в городе стали появляться пешеходные улицы, появляется как минимум намек на общественное пространство ведущих и самых комфортных городов мира. Видно, что меняются материалы и подход. Появился новый, потрясающий велопрокат. А, например, в сквере Девичьего поля поставили сразу 2 детские площадки с разнообразными шведскими игровыми комплексами. Жители, похоже, в жизни ничего подобного не видели и заходили играть даже когда до конца работы были не готовы. Ограждения сносились каждый день, когда рабочие уходили, это потрясающе. Люди хотят комфорта развитых стран и не только в Москве. Наконец-то страшные цементные кирпичики-плитка уступают место гранитной плитке и брусчатке, видны редкие попытки сделать то, что в развитых странах делают уже очень давно и повсеместно - поворотные и широкие гранитные бордюры. При этом поворотные бордюры из гранита еще умели делать даже в сталинское время.
Но есть и минусы. При том, что направление правильное и не оценить невозможно, существуют, похоже, большие проблемы со стандартами и технологиями. Легко увидеть на примере Хользунова переулка, что гранитные плиты по размеру и виду ровно такие же, как в Швейцарии.

Но как насчёт вопросов планирования, урбанистики, различных инженерных работ, подготовки поверхности, квалификации, наличия и качества сопутствующих материалов, оборудования и инструментов? Банально стандартов и контроля? Сравним с работой швейцарских городов, где комфорт жителей, качество, технологии и стандарты номер 1 в мире.


Москва, переулок Хользунова. Хорошо еще когда нет дождей. Был включен как часть большой пешеходной зоны. Интересен тем, что именно на нем было сделано, пожалуй, лучше всего. Также именно такие переулки играют ключевую роль в пешеходном движении города. В районе сосредоточено большое количество ВУЗов и школ. Огромное количество людей и в особенности молодежи каждый день передвигаются по нему пешком. Очень странно при такой ситуации иметь пространство для машин, а не для пешеходов. Узкие тротуары с некачественным покрытием, отсутствие рабочей канализации, стоков и уклонов гарантируют желание как можно скорее пересесть на автомобиль, отгородившись от враждебной среды. Вряд ли можно рассчитывать на борьбу с пробками в этой ситуации. На многих улочках района машины паркуются по обе стороны дороги, часто на тротуарах, остается совсем мало места и 2 противоположных потока сталкиваются друг с другом. Пробка на пустом месте. В силу всего этого совершенно правильно сделали, что расширили тротуары за счет проезжей части. Часто приходится слышать на улицах от молодежи: "сто лет не спускалась в метро, спустилась, в шоке!". Или "накоплю денег и буду ездить как человек!". Вдумайтесь, как человек! Может быть сделать так, чтобы передвигаться можно было пешком и на ОТ как человек это делает, например, в Цюрихе и других городах Швейцарии? Разговаривая со многими автомобилистами, в т.ч. на краудсорсингах получаешь простой ответ - ОТ ужасающий, улицы в таком же состоянии поэтому автомобиль. Но проблема в том, что понимая это, человек уже не хочет отказываться от личного комфорта, а проблему пробок он начинает видеть сугубо в том, чтобы отобрав остальное место у города, жителей, создать там еще больше дорог, расширить старые, а всех пешеходов спрятать под землю - метро, подземные переходы. То есть в итоге решение в том, чтобы создать еще больших пробок, а возврат НОТа на улицы города это личная угроза движимому имуществу, то есть автомобилю. Поэтому можно и нужно запускать системы зеленого ОТ на уровне добротных автомобилей, а то и лучше, ровно как и строить\реконструировать удобные и комфортабельные для пешехода улицы.


Дождя уже давно нет, но отсутствие рабочей ливневой канализации, стоков и уклонов заставляют пешеходов обходить ручьи, лужи и подтопления. А один из пешеходов вообще в резиновых сапогах. И это при том, что уровень осадков в Москве много ниже чем в Цюрихе. Бабушка с палочкой решила обойти подтопление справа, женщина помоложе перешагнула сразу на высокий бордюр.



Так выглядит другая часть переулка после реконструкции. О таком и мечтать не приходилось! Шикарная гранитная плитка, да еще и двух цветов смотрится потрясающе. Размеры и форма как на многих улицах Швейцарии. Очень симпатично смотрится брусчатка. Сразу сделали хорошее дело и отгородили столбиками. По стандартам Москвы они еще очень ничего.
Теперь минусы.
Очень жалко, что в этом месте не только не сузили проезжую часть по другую сторону переулка, но и не сделали там такую же плитку. Не видно никакой работы по инженерным коммуникациям, нет ливневой канализации, хотя уклон имеется и во время дождя вода быстро стекает. Пока стекает. Обратите внимание на ливнестоковые трубы. Вода будет обильно литься на тротуар, что будет приводить к печальным последствиям, особенно зимой. Все ливнестоки должны выводиться под землю в канализацию. В связи с отсутствием работы по подземным коммуникациям в воздухе остаются висеть многочисленные провода, визуально загрязняя пространство. В развитом городе в воздухе должна висеть только современная контактная сеть зеленого ОТ. Никаких посторонних проводов и воды быть не должно.



Перекресток. Из плюсов удалось сделать широкий поворотный бордюр из гранита. В других местах ситуация печальнее. Но как выложена плитка? Зачем эти мелкие гладкие кубики? Такие вещи, похоже, просто не планировали. В центре среди этих кубиков, которых тут быть просто не должно, притаились 2 крупные плиты. Красной стрелкой помечен столб, который тоже находиться не должен, он мешает пешеходам. Столб слева и справа установлены удачно.



Такое же место на одном из перекрестков Швейцарии. Помнится, общался с одним интересным пожилым человеком, который заканчивал архитектурный и мне изрядно нагрузил укладкой плитки на сложных участках, с поворотами, как правильно обходить ею перила, геометрия и т.д. И эта подача была с его стороны. То есть не только же в Швейцарии специалисты есть? Почему не видна их работа?


Другой участок Хользунова. Здесь сделано совершенно по-другому. И тоже не так как надо. И ведь заказывали материал заранее, почему нельзя было продумать и сделать красиво? Что это за "лесенка"? Круговой бордюр получился ужасно. Секции иного радиуса либо не отсюда, а может быть ошибка завода? А что с асфальтом?



Удачное расположение светофора. Здесь не хватает только кнопки для пешеходов. А между прочим такие встречались еще в СССР. В Швейцарии, как правило, на узких тротуарах столбы и светофоры прижимают к газону (фонари даже ставят на газонах) или зданиям. А на широких тротуарах с широкими зебрами, например, светофор ставят именно в этом месте, чтобы пешеход, подойдя к зебре, мог нажать кнопку для перехода. В тоже время широкий тротуар позволяет проходящим мимо не обращать внимание на столб, торчащий около зебры.


Около МДМ. Был уверен, что тут сделают лучше всего. Поворот выложили банально из прямых кусков. Почему так?

Посмотрим как такими вещами занимаются профессионалы в Швейцарии и чему надо поучиться.



Одна из новых пешеходных улиц. Организовано одностороннее движение, расширен тротуар за счет проезжей части. А иначе бороться с пробками и делать город для людей никак. В Швейцарии 700 автомобилей на 1000 жителей, выше, по-моему, только в США. Сужают проезжую часть, убирают полосы, добавляют выделенки, одностороннее движение, качественный и суперкомфортабельный зеленый ОТ, улицы и т.п. Как результат Швейцарию выбирают те, кто в своих странах предпочитает закрыться от мира в автомобиле топ класса. Хочется пожить нормально и по улицам с семьей погулять.


Часть нового общественного пространства и пешеходной зоны.


Разберем рядовой швейцарский проект одного из переулков. Брусчатка выбрана розовая. Она отлично гармонирует в целом, особенно с широкими серыми бордюрами и придает жизнь обычному и серому переулку. Широкие бордюры повсеместны в городах. Они не только лучше укрепляют дорожное покрытие, но и эстетически превосходны. Ширина примерно сантиметров 20. Высота бордюра понижена примерно с 8-10 до пары сантиметров. Улица ожила. Слева организована платная парковка в кармане. Несмотря на мастерство вождения, так же как и мы, порой любят нарушить, а следовательно красными стрелками помечены декоративные элементы для предотвращения несанкционированной парковки. На этой улице они щадящие, обычно столбики. Деревья в кадушках не самое лучшее решение, но тем не менее предотвращает нарушение правил парковки. Еще одной красной стрелкой помечены люки с асфальтовым покрытием.
Желтыми стрелочками помечены ливнестоки. Посмотрите на аккуратность и частоту решеток, они чуть ли не через каждые 20 метров! Нам нужно делать так же. Зелеными стрелочками помечены разнообразные люки подземных коммуникаций. Обратите внимание не только на большое количество, размеры и форму, но и качество исполнение. Расположение абсолютно не мешает восприятию переулка и целостности картины. Все идеально. Невозможно встретить люк одновременно находящийся на тротуаре и проезжей части или газоне, который приходится обходить бордюром. Это немыслимо и возможно только у нас, к сожалению. Синими стрелками помечены столбы со знаками. Обратите внимание на то как они "вжались" к стенам уступая место уважаемым пешеходам. При этом кирпича 2 с одной и другой стороны. На всякий. Не для того, чтобы "поймать", а для того, чтобы не нарушали. Знаки по стандартам Швейцарии укрепляются гнутой трубой по контуру. Так они надежно и долго служат. Кроме того повышается эстетика улиц от аккуратных элементов дорожного движения. Расстановку столбов, светофоров и фонарей Швейцарии еще надо тщательно изучить.


Обратите внимание на плавность линий поворотного бордюра. Могут же, а значит и мы тоже. Рядом с парковкой паркомат принимающий монетки, урна (человек выходит из машины и у него наверняка есть что выкинуть, не на землю же кидать), стенд с информацией муниципалитета.



Укладка брусчатки, бордюров и сочленение с асфальтом через отдельный ряд серой брусчатки. Справа въезд на прилегающую территорию. Вместо шлагбаума сделали автоматическую цепь. Конечно, красиво обыграли, недаром школа дизайна одна из лучших в мире. Из чего угодно сделают конфетку. Но само решение спорное, на мой взгляд. Гораздо лучше они делают автоматические столбики, которые и в Москве давно можно встретить.


Очень красивое решение по визуальному выделению зоны для отдыха.



Платная парковка. Швейцарские водители одни из лучших в мире, легко и с первого раза выполняют параллельную парковку в отличие от наших. Любая домохозяйка с одного раза выполнит ювелирную работу. Все просто. Нажимаете номер места, кидаете монетки, а автомат показывает, сколько у Вас времени. Больше денег - больше времени. Периодически ходит контролирующий и без вопросов выписывает штрафы. Сразу и быстро.


Парковка для ОТ.


Люки. Специальные системы для укладки плитки внутрь люков. Превосходная работа.



Люки подземных коммуникаций общественного пространства, вымощенного гранитной плиткой. Толщина плитки примерно такая же, как в Москве на Хользунова.


Что может быть важнее на улицах города чем ливневая канализация, зеленый ОТ и настоящие деревья? Только правильно посаженные, обрамленные, защищенные и постоянно получающие уход деревья. Как красиво сделано. Дерево защищено от некоторых категорий которые не хотят соблюдать правила парковки. При этом защита и обрамление выполнены на самом высоком уровне. Внизу оборудована красивая подсветка. несмотря на то, что швейцарцы рано ложаться спать им хочется, чтобы город и в вечерние часы выглядел достойно. На заднем плане желобок к ливневой канализации.



Или такой вариант, как Вам?

Если Вам понравилась статья обязательно поделитесь в Ваших любимых социальных сетях. Так мы сможем сделать гораздо быстрее наши города лучше и ближе к человеку. А теперь самое важное. Я надеюсь, что меня читают не только москвичи, но и жители других городов. Более того, я уверен, что не только для наших городов характерны проблемы развития, урбанистики, подходов, но и многих соседних стран. Почему то когда обсуждают где комфортно и лучше делают приводят в пример абстрактные места и объединения. В своих работах я опираюсь исключительно на самый передовой опыт и вклад, рейтинги комфорта, места наиболее притягательны для жизни. Многих кого ставят в пример самим неплохо поучиться у Швейцарии. Поэтому, этот материал можно и нужно использовать для обсуждения с соседями, друзьями, коллегами. На сегодня ситуация складывается таким образом, что банально нет спроса на комфортную среду и общественное пространство. А если нет спроса, значит нет предложения. Все зависит только от спроса. Конечно, на основе материала можно сделать обращения к управленцам с пожеланиями к улучшению окружающей нас среды. На самом деле все вещи банальны, просто необходимо изучать и продвигать опыт тех у кого это хорошо получается, кто много сил, труда и денег вложил в разработку всего этого и продолжает совершенствоваться. Изобретать велосипед с квадратным колесом слишком дорого и ошибочно. Всем понятно, что нужна ливневая канализация и многие другие вещи. Но главное новые стандарты и технологии. Швейцарцы всю свою инфраструктуру делают сами, отливают все люки, элементы и т.д. Нужны новые заводы, совместные предприятия. И это зависит от нашего спроса.

Очень важно делать эту работу не только для того, чтобы города были красивые и удобные. Это позволит слезть с нефтяной иглы, загрузить и модернизировать свое производство, создать новое, принципиально иное, с иной культурой производства, технологиями, научным вкладом, позволит сырье направлять в первую очередь на внутренние нужны. А следовательно поднимет не только туристическую сферу, а следовательно доходы, но и позволит серьезно увеличить благосостояние граждан.

Александр Мостовой

PS: Из Омска меня попросили выложить фотографию, как сделали в Москве озеленение общественного пространства на переулке Хользунова (по типу Швейцарии). В отличие от обычных и неправильных размещений гранитных кадок с цветами здесь мы видим практически идентичные швейцарской модели. Это прямоугольные отверстия в плитке для молодых деревьев.



Единственное это ошибка высаживать деревья без подпорок. В Швейцарии используют 3 толстых и высоких черенка, которые связываются между собой в треугольник канатом, а между ними фиксируется ствол дерева. Эта конструкция позволяет получить идеально ровное дерево, что радует глаз и отличается большей безопасности во время ненастья, а это чрезвычайно важно. А если при этом периодически формировать крону, то и безопасность и эстетика будет на высоте. Но еще летом эту ошибку исправили в Москве и теперь деревья зафиксированы не менее качественно как у наших зарубежных коллег.
Сама стратегия озеленения деревьями на уровне земли лучшая, так как наши города нуждаются в зелени, а кадки это явление временное, при общем нагромождении с одной стороны это визуальный мусор, с другой стороны отсутствие деревьев высаженных традиционным способом не дает ощущение законченности работы, оставляет эффект пустынности. Высаживать в кадках деревья вообще неправильно, так как страдает корневая система зимой, или приходится каждые пол года менять деревья, что происходит на Тверской. Поэтому вместо всех этих расходов, включая безумно дорогие кадки эффективнее средства пускать на другие проекты, в т.ч. делать 20-ти сантиметровые низкие гранитные бордюры на других улицах. В результате при средних расходах у вас инфраструктура топкласса.
На фотографии видны гранитные столбики. Это опять же расточительство стратегического для города материала, лучше использовать качественные столбики из нержавейки. Кроме того важен баланс материалов.

переулок, пешеход, городская среда, безбарьерная среда, ЖКХ, урбанистика, Швейцария, Цюрих, пешеходные улицы, переулки, ливневая канализация, технологии, тротуар, улицы, укладка плитки, коммуникации, город, Цюрихская метрополия, Москва

Previous post Next post
Up