Праздник московского троллейбуса 2015. Секретный проект США СССР. Часть 2

Nov 03, 2015 20:21



Продолжаем знакомиться с техникой представленной на празднике московского троллейбуса. И начнем мы со старичка МТБ-82Д, который был выпущен в 1954 году. Тут нужно отметить, что история машины весьма интересная. На первый взгляд она построена на базе автобуса ЗИС 154. Тем более, что обе машины были выпущены сразу после войны. Однако это не так. Троллейбус был создан на базе довоенных ЯТБ  4 и ЯТБ 5. История второй машины покрыта мраком. Ни фотографий, ни чертежей. Путаница с автобусом объясняется тем, что троллейбус копировал американские автобусы. А вот ЗИС 154, об этом мало кто знает в России (разглашать это было не принято), был точной ...

копией американского автобуса. Вернее не просто копией, а самим американским автобусом, который собирался в СССР по лицензии после войны. В некоторых источниках приводится в качестве донора поздние модели GM. Однако лицензионное соглашение предусматривало передачу технологий TDH-3610 (1946-1948). Для путаницы отдельные люди выдают за донора другой автобус 5-й серии, который производился много позже. Таким образом год создания ЗИС 154 не совпадает с мнимым донором, что играет на руку тем кто продвигает идею "мы всё сами".

Американцы передали самый новый автобус. Фактически США и СССР запустили американскую модель одновременно в 1946 году. Такой передачи технологий история еще не знала. Это уникальный случай, который почему-то сегодня замалчивается. Лицензия была получена лишь на 4 года. К её окончанию на базе машины сделали упрощенный автобус ЗИС 155. Этот автобус создавали как "времянку", узлы и агрегаты использовались от грузовиков.

"Изначально предполагалось, что ЗИС-155 будет переходной моделью, поэтому его недостатки - большая высота подножек над тротуаром, плохое отопление салона, сильная загазованность кабины водителя, большая трудоемкость обслуживания, утомляющее водителя частое переключение передач - тоже представлялись временными."

Однако, как мы знаем, времянки у нас живут в разы дольше чем нормальные вещи. Было произведено более 20 000 автобусов ЗИС-155.

Серьезнее дело обстояло с двигателем. Дизельный агрегат 30-х годов Detroit Diesel Series 71 (4-71) всё той же General Motors для автобуса тоже производили по лицензии в СССР. Отечественное обозначение ЯАЗ-204. Однако по характеристикам и качеству он оказался неудовлетворительным, поэтому ставили американские 4-71.

Последнюю партию вынуждено оснащали бензиновыми двигателями от ЗИС 110.  Копию американского двигателя смогли довести до ума лишь в конце 50-х, после чего отыскав оставшиеся автобусы (они были сняты с производства в 50-м году согласно условиям лицензии) взамен старых поставили успешно освоенные "американцы" ЯАЗ-204 с хорошими характеристиками. На этих двигателях машины отслужили еще 20 лет закончив свой срок в конце 60-х. Сам довоенный американский двигатель выпускался в СССР, как минимум, до конца 80-х.

Насколько я понимаю, автобус имел, в своем роде, родство с троллейбусами, так как ДВС выступал генератором для электромотора. Конструкция, которая была отработана швейцарцскими конструкторами BBC (сегодня ABB) еще в конце 19 века. Во время войны в СССР создается экспериментальный танк ЭКВ, а в Германии серийный Фердинанд и опытный сверхтяжёлый Маус. В этой технике также использовалась тяговые электродвигатели.

Данные собрал тут, тут, тут и тут.

Собственно сам 154:


yamoskva.com

А этого его американский папа (вернее дядя, так как данная машина была выпущена в 1947 году):


www.busdrawings.com

01 А это его советский двойник-троллейбус МТБ-82Д. Выпущен в 1954 году. Машина была простой, что обуславливал недостаток специально обученного персонала для эксплуатации более совершенных машин. Недостатков была куча. Внешне он, мягко говоря, не фонтан. Лишь унификация кузова роднит его с ЗИС-154.




http://forum.myriga.info

02 Зато в любом случае имеет интересную и загадочную историю, которая до сих пор не выяснена. Мужчина демонстрирует моложежи и малышне "правильные" навыки общения с троллейбусами. Нынешние школьники могут смотреть на это лишь раскрыв рты.


03 Сторонники троллейбусов, к сожалению, не могут порой также активно как автомобилисты отстаивать свои права. Права, в отличии от автомобилистов, данные от рождения по Конституции. На свободу передвижения и чистую окружающую среду. Но это не значит, что этих людей нет.


04


05 Модель была неудачная сама по себе. Вход чрезвычайно узкий.


06


07 Деревянный троллейбус. ЯТБ-1


08 Троллейбус больше похож на яхту. Сказывается дореволюционные культура.


09


10


До 1996 года выглядел вот так:


asosnin.livejournal

11


Не знаю кто ему придумал такую раскраску при реставрации, но изначально в Ленинграде он имел вот такую:


asosnin.livejournal

12


13


14 Двери напоминают старинные лифты. Вы когда-нибудь катались на них? В тех лифтах еще вручную двери закрывать нужно было. Мне в своё время повезло)


15


16


17 Внутри чем-то напоминает метро.


18


19


20


21


22


23 Ажурные детали


24


25


26 Никелированные бампера


27


28


29


30


31 Уверен, что где-нибудь еще один такой гниёт. Если бы я был мэром, то сделал бы точную копию, только с панорамными окнами и крышей для туристов. Экономика от качественной инфраструктуры и транспорта получает в разы больше денег от подобных вложений через целый цикл побочных услуг для иностранцев. Отели, гостиницы, авиакомпании, транспорт, шоппинг, рестораны и всё, что обслуживает эти сектора. От механиков и курьеров, до логистических центров и заводов. Это секрет Швейцарии. У нас это не понимают и горят идеей фикс сделать транспортных операторов прибыльными. Люди просто не понимают специфики мировой экономики. Швейцария на разных уровнях деньги в транспорт как кочегар в топку кидает. Дотации, субсидии, льготы туристам, местным. Уникальные тарифы, возврат денег. В летнее время возврат средств конечному клиенту фактически достигает 75%!!! Вы оплачиваете лишь 25% от нормального проездного! Остальные миллионы закачивают в инфраструктуру и подвижной состав. Без этого экономика и заводы Швейцарии рухнули бы, а страна превратилась бы в Абхазию или Кипр. Самое смешное, что в той же Москве или Омске бюджет более чем позволяет построить "Швейцарию" с идеальными стандартами, транспортом и т.д. Вот тут в конце статьи.


32


33


34 Красиво


35


36


37


С уважением, Александр Мостовой             Для поддержки жетоны ЖЖ

троллейбусы

Previous post Next post
Up