Существует заблуждение, что качественное не бывает дешевым. В производстве считается, что за
качество нужно платить - улучшение качества непременно влечет увеличение себестоимости выпускаемой продукции.
Деминг первым обратил внимание на то, что повышение качества не только увеличивает производительность, но и позволяет снизить стоимость изготавливаемой продукции, что приводит к захвату рынка, расширению производства, совершенствованию технологий и улучшению качества. Не случайно японцы, поняв эту цепную реакцию, провозгласили качество национальной идеей (впоследствии Деминг отметил, что эта реакция стала частью японского образа жизни).
И дело не только в том, что с улучшением качества сокращается количество брака. Брак - это не только прямые убытки от неэффективно использования ресурсов, но и дополнительные затраты на контролеров, и транспортные расходы по замене бракованной продукции потребителям, и срыв сроков поставок, и, что самое важное, потеря доверия со стороны клиентов.
Качество требует, прежде всего, внедрение новых современных технологий и инноваций (больная для российской промышленности тема), или, уж во всяком случае, их наличие - далеко не на всех производственных предприятиях применяются технологии в принципе.
Под технологией здесь понимается: однозначно прописанная для определенного набора средств производства и, соответствующих им, квалифицированных людских ресурсов последовательность производственных и контрольно-измерительных операций, строгое соблюдение которых позволяет изготавливать продукцию установленного качества.
Новые технологии направлены, прежде всего, на более рациональное использование всех ресурсов предприятия. Поэтому их применение, как правило, увеличивает производительность, уменьшает издержки и технологические отходы, сокращает производственный цикл и пр. Что не может не сказаться на себестоимости продукции.
Во-вторых, что следует из определения, высокое качество требует строгого соблюдения технологии. А это неизбежно приводит к усилению производственной дисциплины, сокращению непроизводительного труда (не добавляющего стоимость), и, как следствие, увеличение производительности, уменьшению производственного цикла, сокращение производственных запасов и незавершенного производства.
В-третьих, для получения качественной продукции технология должна быть предусматривать не проверку качества, когда продукт уже готов и возможные действия контролера только отбраковка некачественной продукции. Контроль должен составлять часть технологии и осуществляться в процессе производства. Так образом, решается задача не обнаружение, а предотвращение появления дефектов.
В-четвертых, стабильное качество невозможно без ритмичной работы предприятия. «Рваный» темп: чередование простоев и авралов, - негативно сказывается на качестве. Для ритмичности требуется наличие заказов и сырья, а это невозможно без слаженной и четкой работы продавцов, планового отдела и снабжения, и производственной логистики.
В-пятых, стабильное качество не достижимо без высокой производственной (корпоративной) культуры. Это не только охрана труда и дисциплина, это творческая рабочая атмосфера в коллективе, высокая мотивация сотрудников, минимизация конфликтных ситуаций.
Нельзя не отметить, что в себестоимости продукции большую долю составляет стоимость исходного сырья и материалов.
Поэтому, в-шестых, высокое качество продукции предполагает использовать и качественное сырье. Стоимость качественного сырья, как правило, выше чем, скажем, менее качественного, хотя, это и далеко не всегда так. Но качественно изготовленный материал имеет более стабильные характеристики, а, следовательно, меньший процент выбраковки на входе (при жестком контроле количества производственных запасов, забракованная партия сырья может привести к остановке производства и сорвать сроки выполнения заказов), технологичнее в обработке, меньше технологических отходов и брака на выходе. В конечном счете, если учесть все расходы, качественное исходное сырье, чаще всего, снижает издержки.
Не вызывает сомнения, что все вышеизложенные мероприятия по улучшению качества продукции приводят к существенному снижению издержек и стоимости единицы продукции. Из чего можно сделать вывод, что механизм улучшения качества производимой продукции вовсе не затратный, а, наоборот, приводит к улучшению экономических и финансовых показателей предприятия.
Но самое главное - это то конкурентное преимущество, которое получает предприятие, всерьез занимающееся улучшением качества собственной продукции.
И последнее.
Все меняется: рынок, требования к продукции, конкуренты разрабатывают товары с улучшенными характеристиками. И достигнутый предприятием уровень качества не может оставаться неизменным. Для нахождения в бизнесе предприятию необходимо заниматься
постоянным улучшением качества. Это именно тот случай, когда верно выражение: нет предела совершенству.
P.S. Я не считаю, как Деминг, что качество - это именно то звено на предприятии, потянув за которое можно вытянуть всю «цепь». Качество - это только один из элементов, на который необходимо обратить пристальное внимание при создании эффективной системы управления предприятием.
Оригинал статьи
"Еще раз о дороговизне качества".