В Москве введена одна из самых неудобных систем оплаты проезда в наземном общественном транспорте. Люди вынуждены входить в салоны трамваев, троллейбусов и автоусов лишь через узкую переднюю дверь, преодолевать турникет, и лишь потом проходить дальше. Из-за этого транспорт стоит на остановках до нескольких минут.
Для чего нужны три или четыре двери в автобусах большой вместимости или даже в сочлененных автобусах «особо» большой? Для ускорения пассажирообмена. Очевидно же, что выход и заход во все двери может быть осуществлен за несоизмеримо меньшее время, нежели при текущей идиотской системе.
Случайный социальный эксперимент
В августе мы с другом поехали погулять в Лосиный остров, и до него решили добраться на трамваях. На пересадке мы увидели, как в переднюю дверь вагона уже выстроилась очередь. Мы же успели заскочить во вторую дверь, дойти до передней площадки и прислонить билеты к валидатору - проезд оплачен. Но тут из кабины вышла водительница, и заорала на нас, чтобы мы выходили и заходили через переднюю дверь. Ее не волновало, что проезд уже оплачен, и эти ее крики тоже уже бессмысленны. Рядом начали орать пожилые пассажиры - «молодые люди, у нас тут такой порядок, заходить надо там», и так далее. Водительница: «я выгоню вас сейчас». Тут мой друг ей ответил, что если она попытается это сделать, то он подаст в суд и выиграет! Видимо, бессмысленность этой перепалки стала ей очевидной, и, к тому же, расписание ждет, после этих слов она зашла обратно в кабину и вагон отправился. Люди при этом продолжали нести бред. Друг : «вы что уперлись, как бараны?!» Я: «Вам еле-еле Городские Проекты отбили возможность нормально пользоваться 17-м маршрутом, а вы еще этот бред защищаете!»
Пауза. Молчание. Через полминуты какой-то молодой парень это молчание прервал - «правильно! Правильно вы говорите, я все понимаю!»
Далее до нас доносилось бормотание из передней части салона - но его градус сильно упал, и были даже такие обрывки фраз, вроде «а действительно, зачем эти турникеты нужны?», «мне вот с сумками каждый раз заходить неудобно»...
И вот относительно недавно было интервью Михайлова, начальника МГТ. В нем про турникеты было сказано так:
«сейчас эта проблема по регулярным опросам лишь на 10-12-м месте по значимости.». Я даже могу предположить, что это реально так. Я не психолог и не социолог, но вот гипотетическое объяснение этому - люди попросту ПРИВЫКЛИ к этому абсурду, он стал частью их жизни, воспринимается как фон. Ну а руководство активно этим пользуется - и оправдывает этим наличие вопиющих неудобств в московском транспорте, вместо того, чтобы реально улучшить жизнь людям.
С момента внедрения палок в наземный транспорт прошло более десяти лет - получается, сейчас уже выросло поколение, которое всегда на своей памяти пользовалось и пользуется транспортом (на пути до школы, например) с этими заграждениями и очередями на остановках.
Еще хорошо, что руководству МГТ хватило стыда не устанавливать эти палки в новых польских вагонах PESA, там пассажиры могут по-человечески заходить во все двери и оплачивать проезд посредством валидаторов.
Или эксперимент с 17 маршрутом, на котором, после отключения турникетов, маршрутная скорость возросла, были устранены раздельные остановки, когда трамвай сначала высаживал людей, потом подъезжал к концу остановки и там производил посадку (в течении нескольких минут порой) - все это уменьшило время в пути в два раза - а именно оно и является ключевым показателем эффективности транспортной системы! Огромное спасибо активистам, которые смогли уговорить неповоротливую машину МГТ решиться на это.
Следует также отметить, что в современности подвижной состав проектируется с низким полом, что удобно не только пожилым людям и инвалидам, а вообще всем пассажирам, поскольку избавляет от необходимости забираться на дополнительную высоту. Переходным типом в этом смысле являются трамваи с полунизкопольной компоновкой - когда в середине салона имеется часть с низким полом, а передняя и задняя часть - обычные, высокие, ввиду расположения и конструкции тележек.
Но уже и это является более удобным, нежели обычный высокопольный транспорт. Однако, вспомним, где установлен турникет? В передней двери. Люди не могут заходить в средние двери, таким образом, удобство от низкопольности сходит на нет.
Руководство тем временем снова напомнило, что на маршрутах без турникетов падает собираемость платы за проезд. И говорят,
что пока (пока...) оставят 17 маршрут без турникетов. Ну это означает только то, что нужно осуществлять контроль оплаты проезда. Такие заявления выглядят как роспись в неспособности организовать работу так, чтобы пассажиры не испытывали неудобств. Кто знает, что им еще взбредет в голову? Может, и в новых польских замечательных вагонах появятся эти палки.
А про автобусы и троллейбусы и говорить нечего - с ними никаких экспериментов и не планировалось...
В чем еще состоит опасность турникетов? Регионы часто берут пример с Москвы. Начинают воспроизводить у себя и хорошее, и плохое. Так, например, в Нижнем Новгороде несколько лет назад начали красить бордюры во дворах в желтый и зеленый цвет. Бирюковский вирус проник и к нам... Поэтому, где-то в провинции запросто могут установить турникеты в транспорт, сославшись на "московский опыт". Санкт-Петербург отбился от этого идиотизма, а вот в
Энгельсе в несколько троллейбусов турникеты поставили Установка турникетов убьет транспорт. Люди из-за неудобства попросту перестанут им пользоваться, и уйдут на транспортный суррогат - маршрутки, которые в обилии имеются в провинциальных городах, и, как правило,
владеют ими люди из администрации или их приближенные. И в подтверждение всему этому - видео Максима Каца, наглядно показывающее разницу между автобусами здорового человека, и автобусами с турникетами
Click to view
Ни о каких серьезных улучшениях не может быть и речи, пока этот маразм не будет устранен. Долой турникеты!