Стал просматривать De potentia дальше и обнаружил очень интересную тему, которая связана со старыми обсуждениями (в том числе и в моём журнале) вопроса о соотношении в богословии между понятиями «сущности» (в смысле essentia, οὐσίωσις), «ипостаси», «лица» и связанных с ними «подлежащего», «субсистенции», «первой и второй субстанции». Некоторые из
(
Read more... )
Comments 19
*субсистируют индивиды в их природах, даже когда устранены все акциденции*
Как Вы это понимаете?
И общий вопрос. Вы разобрались, в чем различие у Фомы в понимании терминов "essentia" и "substantia"?
Reply
2. вроде разобрался. essentia - это чтойность, сущность вещи (подлежащего), составляющая его формальную часть (а потому называется ещё формой). substantia - это составное сущее, состоящее из чтойности (формы) и материи (индивидуальных акциденций). поэтому у Фомы substantia называется подлежащим, а essentia - нет.
Reply
И еще, правильно ли у Вас в 4-м пункте переведено "nomen subsistentiae" как "имя субстанции"?
Reply
Надо помнить, что субстанция и эссенция - эквивокальные термины, которые тождественны в одном значении и различны в другом: я отметил только различие. Субстанция иногда употребляется в смысле эссенции, а иногда в смысле ипостаси. А иногда даже в смысле, который является общим для первой и второй субстанции (когда речь заходит об assumptio, "восприятии" Христом человеческой природы, - этот момент должен быть Вам особенно интересен). См. q. 9, art. 2, ad 8 (моя последняя запись).
Да, это опечатка. Спасибо, исправил.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment