Для преп. Феодора Студита церковные институты (соборы, пентархия патриархов и проч.) - это не просто исторические формы, в которых существует церковная организация, а элементы внутреннего устройства Церкви как организма, которые, таким образом, выражают ее сущность и становятся богословским развитием (в смысле греческого anaptyxis) догмата о Церкви
(
Read more... )
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Но то, что Алфеев совсем не соображает в церковном праве - это ясно. Есть его статья на эту тему, если интересно: "The reception of Ecumenical Councils in the Early Church" ( SVTQ, 47, 2003, p. 413-430), в которой он подробно развивает свои идеи насчёт соборов. Я хотел даже в свём жж рецензию написать (или на Богослове), но времени нет. Там просто какой-то кошмар, а не богословие.
Reply
Reply
Reply
Ваши рассуждения совершенно здравы. Богословского запрета на умножение глав церкви, конечно, нет. Конкретное число глав церкви богословски вообще невозможно обосновать (да и нет в этом никакой необходимости). Богословски бесспорным остается факт, что в церкви нет служения выше, чем служение епископа. А как организовано надепархиальное управление и как административно устроено вселенское православие - дело конкретных исторических обстоятельств и авторитета (не юридического и не финансового в идеале) отдельных местных церквей. Традиция здесь, конечно, имеет значение, но приобрести застывшие формы такая организация не может.
Reply
Reply
"Федералисты" же, наверное, не оспаривают.
Reply
Мое беглое ознакомление с данным вопросом показало, что там все было как-то действительно не так просто.
Особое положение Римского и Александрийского епископов по отношению к другим епископам, которое фиксируется для 4 в., возможно действительно восходит к какой-то дефиниции еще иудео-христианского времени. Но тут мне сложно разобраться в силу особой специфики иудео-христианского материала.
В общем, в силу своей неуверенности в данной теме, я бы не стал однозначно записывать в ошибочные мнение об исконном существовании "особого чина" предстоятелей, отличного от простых епископов, как это отмечено в схолиях к Ареопагиту, приписанных Максиму Исповеднику. Именно в силу расширенного кругозора:)) Но, к сожалению, не настолько расширенного, чтобы разобраться с ранним христианством.
Reply
где он пишет "Если первый (в кот.епископ = патриарху)пласт - одновременно и выражение и норма неизменной сущности Церкви, то основное значение второго, “имперского” пласта - то, что он выражает и регулирует историчность Церкви, то есть столь же существенную область ее отношения к миру. Первый имеет дело с “неизменным”, второй - с “изменяемым”. Церковь является постоянной реальностью для христианской веры и опыта, тогда как христианская Империя не является постоянной реальностью" и т.д. И это после его защиты КП от федералистов:
http://krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_56.htm
Reply
Reply
Leave a comment