Об универсалиях, иконоборческих спорах и некоторых ошибках в «ИВФ»

Jul 21, 2010 17:55

Как известно, христология иконоборцев второго периода опиралась на учение, согласно которому Христос воспринял природу «человека вообще». Иконопочитатели отрицали не только восприятие Христом природы человека вообще, но и само существование такого человека. О том, что это за «человек вообще», здесь и пойдет речь.  ( ... )

богословие

Leave a comment

Comments 133

tugodum July 21 2010, 22:28:55 UTC
* согласно которому Христос воспринял общую природу, созерцаемую и имеющую бытие только в индивиде
* Христос воспринял общую природу, которая подлинно созерцается в отдельном человеке
--------------
не понял Вашей интерпретации этих цитат.
во Христе есть человеческий индивид (=отдельный человек)?
или такой человек в Нём только "созерцается", а реально его в Нём нет?

Reply

mondios July 22 2010, 06:08:02 UTC
"созерцаемую и имеющую бытие только в индивиде" означает, что общая природа имеет бытие только в индивиде (т.е. реально в нем есть) и созерцается в нем.

Reply

tugodum July 22 2010, 14:28:08 UTC
это Вы просто повторяете слова цитаты.
а понять её можно по-разному.
(хотя, разумеется, можно и не понимать, а просто повторять)
я спрашиваю:
в случае Христа, что это за "индивид" (в кот. человеческая природа, Им воспринятая, "имеет бытие")?
тождественен ли этот "индивид" Логосу, или есть, кроме Логоса, ещё индивид Иисус?

Reply

mondios July 22 2010, 15:01:26 UTC
+++это Вы просто повторяете слова цитаты.
а понять её можно по-разному.+++

Если я повторяю, значит, я считаю, что она понятна. Кроме того, это значит, что мне не очень была понятна такая постановка вопроса. Какими разными образами ее можно понять, если пребывать в рамках историко-философского подхода (т.е. опираться на тексты конкретных авторов)?

+++тождественен ли этот "индивид" Логосу, или есть, кроме Логоса, ещё индивид Иисус?+++

А Вы как думаете? :)

Если говорить в рамках богословия прп. Феодора (а я думаю, Вы спрашиваете не вообще, а именно в связи с данной записью), то воспринятая человеческая природа, согласно его учению, имеет бытие в Ипостаси Логоса, в Которой человеческая природа имеет человеческие свойства, заключающиеся в описуемости, изменчивости и т.д. Христос, воспринимаемый согласно этим свойствам, отличается от других людей, и с этой точки зрения является отдельным человеком, т.е. человеческим индивидом.

Reply


lackmann July 21 2010, 22:40:34 UTC
Спасибо, очень интересные наблюдения. Только вот чего здесь больше- недобросовестности, невладения материалом или желания протащить свою версию самообожения? Мне кажется, последнее, у него должна быть вполне непротиворечивая тайная доктрина:) Хотя понятно, стяжать лавры лурьеведа почти то же, что расчистить небезызвестные конюшни, его логику реконструировать занятие не из самых.

Reply

mondios July 22 2010, 06:36:00 UTC
Его логику реконструировать бессмысленно, так как ее и нет как таковой. А кроме того, это и неинтересно. Мой интерес -- только в текстах прп. Феодора и, конечно, в реконструкции философских течений того времени. Сначала я не думал упоминать Лурье, а хотел только написать о философском background'е иконоборческой полемики по вопросу об универсалиях ("человеке вообще"), но потом заглянул ради праздного интереса в ИВФ и... в общем, решил упомянуть о некоторых его ошибках. Но поскольку их там море, то так и получилось, что в мой записи уделено слишком много внимания этой работе, хотя сначала это и не планировалось (да она и не стоит того ( ... )

Reply

lackmann July 22 2010, 14:38:21 UTC
Спасибо, будем ждать следующей серии о Филопоне :)

Reply

mondios July 22 2010, 17:36:27 UTC
Мне лично не очень интересно рассматривать концепции Лурье, взятые с потолка. Отдельно я планирую когда-нибудь написать статью о философских представлениях Филопона по вопросу об универсалиях (который следовал учению Аммония, т.е. учил о бытии универсалий до вещей в уме Творца, в вещах присутствующих реально и воспринимаемых когнитивно в представлении познающего субъекта). Неужели Вам интересно, что еще напутал и перевернул сверх на голову В.М. Лурье?
Напишу, если будет настроение :))

Reply


а чего Вы ожидали от него? andreurm July 22 2010, 13:28:57 UTC
"Остапа понесло" (с).
Ваши замечания справедливы.
Я очень сомневаюсь, читал ли он и Аристотеля. В противном случае он усомнился бы в том, что он написал.

Лурье пишет:

в случае Платона-неоплатоников это еще сильнее: я знаю за собой внутреннюю склонность к неоплатонизму, в духе Плотина, но мне точно известно, что это мерзкое лжеучение, а поэтому я опасаюсь, что прямого контакта с Плотином мой мозг мог бы и не вынести: от православия бы не отрекся, но были бы сбиты все настройки для чтения святых отцов. это вроде как хорошо настроенный прибор подвергнуть грубому воздействию сильнейшего электромагнитного поля.

http://hgr.livejournal.com/1771572.html#cutid1

Reply

Re: а чего Вы ожидали от него? mondios July 22 2010, 15:03:51 UTC
Да, смешная цитата :)

Reply


kiprian_sh July 22 2010, 15:06:12 UTC
Интересно.
Но надо бы прояснить, что означает фраза "общая природа реально существует только в отдельных индивидах (ἐν τοῖς πολλοῖς, in re) и постигается только умозрительно (ἐπὶ τοῖς πολλοῖς, post rem)". Нужна экспликация.

Reply

mondios July 22 2010, 15:14:10 UTC
А что конкретно непонятно? Подробная экспликация этой проблемы дана в статье Бенакиса об универсалиях (и в других работах, затрагивающих проблемы универсалий и поздних платоников). Разворачивать обсуждение этого вопроса в данном постинге во всех подробностях нет смысла, все-таки это отдельная большая тема.

Reply

kiprian_sh July 22 2010, 15:46:06 UTC
Мне понятно. Мы с Вами это подробно обсуждали. Но потребовалось определенное время, чтобы придти ко взаимопониманию. А читатель-то в нашей беседе не участвовал :)
Про данный пост я не говорю. А вот отдельный сделать было бы очень хорошо.

Reply

mondios July 22 2010, 17:43:33 UTC
Это можно прочитать в многочисленной научной литературе, где все это разложено по полочкам. Трудности, возникающие у русских читателей, думаю, больше связаны с ангажированностью, обусловленной особым отношением к "петербургскому философу" (т.е носят временный характер), а также вполне устранимы нормальным научныо-богословским исследованием вопроса. Впрочем то, что в наших силах, будем делать.

Reply


offtop artemorte July 26 2010, 15:35:03 UTC
о. Диодор, а вы прочли трехтомник Кассии?

какие у Вас впечатления?

Reply

Re: offtop mondios July 27 2010, 05:54:34 UTC
Нет, не читал. Я художественную литературу почти совсем не читаю, за редкими исключениями. Кроме того, мне не нравится сам жанр исторической прозы -- но это на любителя.
Вообще же, насколько я знаю, она писала очень тщательно (с подробной проработкой исторического материала) и с большой любовью к своим персонажам.

Reply


Leave a comment

Up