Как известно, христология иконоборцев второго периода опиралась на учение, согласно которому Христос воспринял природу «человека вообще». Иконопочитатели отрицали не только восприятие Христом природы человека вообще, но и само существование такого человека. О том, что это за «человек вообще», здесь и пойдет речь. (
... )
Comments 133
* Христос воспринял общую природу, которая подлинно созерцается в отдельном человеке
--------------
не понял Вашей интерпретации этих цитат.
во Христе есть человеческий индивид (=отдельный человек)?
или такой человек в Нём только "созерцается", а реально его в Нём нет?
Reply
Reply
а понять её можно по-разному.
(хотя, разумеется, можно и не понимать, а просто повторять)
я спрашиваю:
в случае Христа, что это за "индивид" (в кот. человеческая природа, Им воспринятая, "имеет бытие")?
тождественен ли этот "индивид" Логосу, или есть, кроме Логоса, ещё индивид Иисус?
Reply
а понять её можно по-разному.+++
Если я повторяю, значит, я считаю, что она понятна. Кроме того, это значит, что мне не очень была понятна такая постановка вопроса. Какими разными образами ее можно понять, если пребывать в рамках историко-философского подхода (т.е. опираться на тексты конкретных авторов)?
+++тождественен ли этот "индивид" Логосу, или есть, кроме Логоса, ещё индивид Иисус?+++
А Вы как думаете? :)
Если говорить в рамках богословия прп. Феодора (а я думаю, Вы спрашиваете не вообще, а именно в связи с данной записью), то воспринятая человеческая природа, согласно его учению, имеет бытие в Ипостаси Логоса, в Которой человеческая природа имеет человеческие свойства, заключающиеся в описуемости, изменчивости и т.д. Христос, воспринимаемый согласно этим свойствам, отличается от других людей, и с этой точки зрения является отдельным человеком, т.е. человеческим индивидом.
Reply
Reply
Reply
Reply
Напишу, если будет настроение :))
Reply
Ваши замечания справедливы.
Я очень сомневаюсь, читал ли он и Аристотеля. В противном случае он усомнился бы в том, что он написал.
Лурье пишет:
в случае Платона-неоплатоников это еще сильнее: я знаю за собой внутреннюю склонность к неоплатонизму, в духе Плотина, но мне точно известно, что это мерзкое лжеучение, а поэтому я опасаюсь, что прямого контакта с Плотином мой мозг мог бы и не вынести: от православия бы не отрекся, но были бы сбиты все настройки для чтения святых отцов. это вроде как хорошо настроенный прибор подвергнуть грубому воздействию сильнейшего электромагнитного поля.
http://hgr.livejournal.com/1771572.html#cutid1
Reply
Reply
Но надо бы прояснить, что означает фраза "общая природа реально существует только в отдельных индивидах (ἐν τοῖς πολλοῖς, in re) и постигается только умозрительно (ἐπὶ τοῖς πολλοῖς, post rem)". Нужна экспликация.
Reply
Reply
Про данный пост я не говорю. А вот отдельный сделать было бы очень хорошо.
Reply
Reply
какие у Вас впечатления?
Reply
Вообще же, насколько я знаю, она писала очень тщательно (с подробной проработкой исторического материала) и с большой любовью к своим персонажам.
Reply
Leave a comment