Об универсалиях, иконоборческих спорах и некоторых ошибках в «ИВФ»

Jul 21, 2010 17:55

Как известно, христология иконоборцев второго периода опиралась на учение, согласно которому Христос воспринял природу «человека вообще». Иконопочитатели отрицали не только восприятие Христом природы человека вообще, но и само существование такого человека. О том, что это за «человек вообще», здесь и пойдет речь.  ( ... )

богословие

Leave a comment

tugodum July 21 2010, 22:28:55 UTC
* согласно которому Христос воспринял общую природу, созерцаемую и имеющую бытие только в индивиде
* Христос воспринял общую природу, которая подлинно созерцается в отдельном человеке
--------------
не понял Вашей интерпретации этих цитат.
во Христе есть человеческий индивид (=отдельный человек)?
или такой человек в Нём только "созерцается", а реально его в Нём нет?

Reply

mondios July 22 2010, 06:08:02 UTC
"созерцаемую и имеющую бытие только в индивиде" означает, что общая природа имеет бытие только в индивиде (т.е. реально в нем есть) и созерцается в нем.

Reply

tugodum July 22 2010, 14:28:08 UTC
это Вы просто повторяете слова цитаты.
а понять её можно по-разному.
(хотя, разумеется, можно и не понимать, а просто повторять)
я спрашиваю:
в случае Христа, что это за "индивид" (в кот. человеческая природа, Им воспринятая, "имеет бытие")?
тождественен ли этот "индивид" Логосу, или есть, кроме Логоса, ещё индивид Иисус?

Reply

mondios July 22 2010, 15:01:26 UTC
+++это Вы просто повторяете слова цитаты.
а понять её можно по-разному.+++

Если я повторяю, значит, я считаю, что она понятна. Кроме того, это значит, что мне не очень была понятна такая постановка вопроса. Какими разными образами ее можно понять, если пребывать в рамках историко-философского подхода (т.е. опираться на тексты конкретных авторов)?

+++тождественен ли этот "индивид" Логосу, или есть, кроме Логоса, ещё индивид Иисус?+++

А Вы как думаете? :)

Если говорить в рамках богословия прп. Феодора (а я думаю, Вы спрашиваете не вообще, а именно в связи с данной записью), то воспринятая человеческая природа, согласно его учению, имеет бытие в Ипостаси Логоса, в Которой человеческая природа имеет человеческие свойства, заключающиеся в описуемости, изменчивости и т.д. Христос, воспринимаемый согласно этим свойствам, отличается от других людей, и с этой точки зрения является отдельным человеком, т.е. человеческим индивидом.

Reply

tugodum July 22 2010, 16:22:33 UTC
+++тождественен ли этот "индивид" Логосу, или есть, кроме Логоса, ещё индивид Иисус?+++

+А Вы как думаете? :) эти цитаты
----------
я думаю, что этот "индивид" тождественен Логосу, и никакого другого (= "человеческого") индивида во Христе реально нет (хотя таковой в Нём и "созерцается").
какое-либо иное понимание этих цитат требует объяснения, почему цитируемые отцы могли мыслить так, не опасаясь обвинения в несторианстве.
Вы такого объяснения не предложили.

Reply

mondios July 22 2010, 17:30:19 UTC
+++я думаю, что этот "индивид" тождественен Логосу, и никакого другого (= "человеческого") индивида во Христе реально нет (хотя таковой в Нём и "созерцается ( ... )

Reply

tugodum July 22 2010, 18:44:35 UTC
* Я был бы Вам благодарен, если бы Вы немного подробнее указали на возникающие в связи с этим проблемы
----
проблема одна (я о ней уже сказал): несторианство.
-------------
* Откуда здесь может быть обвинение в несторианстве, если речь идет не о воспринятом индивиде-ипостаси, а о воспринятой общей природе, реально присутствующей в индивиде?
-------------
для несторианства достаточно того, что у Христа две ипостаси: "человеческий индивид" и Логос.
(если "человеческий индивид"--не ипостась, то он не существует реально; т.к. реально существуют только ипостаси)
-------------
* если Логос есть индивид, то другие ипостаси -- тоже индивиды?
-------------
это вопрос триадологии, кот. я в этом контексте не хотел бы обсуждать, т.к. это увело бы разговор в не идущие к делу дебри.
------------
* я не слова не сказал от себя лично
-------------
т.е. Вы имели в виду не предложить какую-либо интерпретацию, а только помочь тем, кто не умеет пользоваться копипастом?
значит, я Вас просто не понял. все вопросы отпадают.

Reply

mondios July 22 2010, 19:03:24 UTC
+++проблема одна (я о ней уже сказал): несторианство ( ... )

Reply

tugodum July 22 2010, 19:12:21 UTC
* Пожалуйста, уточните, в чем вы видете конкретную проблему интерпретации данных цитат.
----------
уже написал, только Вы проигнорировали:
(1) реально существуют только ипостаси.
если (2) "речь идет об одной ипостаси Логоса" (цитирую Ваши слова, как Вы просили), то (3) "человеческий индивид" Иисус--не ипостась.
из (1) и (3) следует, что человеческий индивид Иисус не существует реально.

Reply

mondios July 22 2010, 19:31:09 UTC
Возможно, я не проигнорировал, а просто не смог додуматься до такой странной мысли. Это совершенно неверный вывод: человечество существует реально в Ипостаси Логоса, соединяющей в Себе как божественные, так и человесеские свойства -- божественные свойства заключаются в невидимости, неименуемости, неизмеримости и т.д., а человеческие -- в именуемости, видимости, описуемости, измеримости. Поскольку видим телесный облик Христа, то Он описуем и измерим по человеческим свойствам, отделяющим его от других людей и обособляющим его в качестве индивида. Так что Ипостась воплощенного Логоса описуема, видима и измерима. Поскольку же она видима и измерима, она отлична от других людей, вследствие чего и является отдельным совершенным человеком, т.е. индивидом, в котором реально присутствуют две природы, проявляющиеся согласно своим свойствам. Так это и объясняет прп. Феодор в Антирритиках.

Reply

tugodum July 22 2010, 19:34:36 UTC
не понял, с чем конкретно Вы не согласны в моей цепочке вывода.
с посылкой (1)?

Reply

mondios July 23 2010, 09:29:29 UTC
Конечно, я ожидал, что Вы зададите вопрос именно по тому пункту, по которому вообще вопроса не возникает ( ... )

Reply

снова исправляю ответ (простите) tugodum July 23 2010, 16:18:28 UTC
почему Вы думаете, что я усмотрю в этом отрывке какую-то христологическую недостаточность???
ведь я её не усматривал в тех цитатах из того же автора, что Вы приводили ранее.
никакого несторианства у отцов нет.
из этого отрывка, напр., прямо следует, что у Христа есть человеческая индивидуальность, но человеческим индивидом Он реально не является (т.к. "индивид" и "ипостась" по ИД синонимы).
несторианство есть только в Вашей интерпритации этих цитат, поскольку Вы, на их основании, утверждаете реальность человеческого индивида Иисуса.

Reply

Re: снова исправляю ответ (простите) mondios July 24 2010, 08:00:52 UTC
+++почему Вы думаете, что я усмотрю в этом отрывке какую-то христологическую недостаточность ( ... )

Reply

Re: снова исправляю ответ (простите) tugodum July 24 2010, 09:00:28 UTC
* Значит, Вы уже согласны с моим замечанием,что фраза из ИВФ
-----------
что значит "уже"???
я разве где-то выражал несогласие с этим Вашим замечанием?
насколько я помню, я к нему интереса вообще не проявлял.
------------------
* Скажите, Христос при земной жизни был отдельным человеком реально или на самом деле таковым не был, а был им только в представлении?
-----------
Христос был (и есть) совершенный человек.
но Его человечество существует в предвечной (а не чисто тварной) Ипостаси.
предвидя Ваш следующий вопрос, отсылаю к релевантной ветке:
http://mondios.livejournal.com/31614.html?thread=550270#t550270
правильно ли я понимаю, что Вы считаете Божественный Логос ("после" Воплощения) "отдельным человеком", или человеческой ипостасью (т.е. интерпретируете приведенные Вами цитаты так)?
в таком случае, несторианство я Вам приписал по недоразумению; приношу извинения.

Reply

Re: снова исправляю ответ (простите) mondios July 25 2010, 13:28:17 UTC
+++что значит "уже ( ... )

Reply


Leave a comment

Up