Будущее исследовательских судов и русской океанологии вообще

Feb 18, 2016 10:01



В России принято гордится... Это вообще одна из главных национальных черт русских, гордится всем, от балалайки до Ленина, от крепостного права до демократии, от тиранов до водки. Исключением не стал и научно-исследовательский флот РФ и стоит признать, гордится, есть все основания.

Но начиная с развала СССР, с каждым годом данный повод для гордости становится всё меньше и меньше, всё скукоживается и скукоживается. Ибо флот этот стареет, а на замену ему фактически ничего приличного не приходит.

НИС «Адмирал Владимирский» это один из примеров вышедшего в расход судна, которое когда-то действительно было суперсовременным и достойным представителем обоймы научных судов. Но его лучшие годы прошли, а музеем бедняжка всё не становится. Впрочем, отслужило оно на славу, спасибо польским судостроителям.

НЭС «Академик Фёдоров», которому в следующем году стукнет 30 лет, до сих пор является одним из лучших, если ни лучшем пароходом, который в плане выполнения научных задач до сих пор не устаревает. Да и в плане безопасности и комфорта практически эталон. Тут уже надо сказать спасибо финнам. В принципе, на «Фёдорова» можно будет рассчитывать ещё лет 20 и с точки зрения железа, при правильном отношении, и с точки зрения возможности выполнения научных работ. Но что дальше?

НЭС «Академик Трёшников»? Я не стану пересказывать всю печальную историю данного судна, любопытный найдёт её в интернете. Но скажем так... Если это «будущее», то безопаснее будет ходить даже на том же «Владимирском», пусть хоть вся его команда напьётся до зелёных чертей.

Один знакомый из ААНИИ, человек опытный и в теме, высказался про «Трёшникова» так: «Строили, хрен знает как. Его без сопровождения в Антарктику отправлять опасно». Это было сказано ещё до иных печальных событий. Да и если мне не изменяет склероз, при постройке судно укоротили на 9 метров, от первоначального чертежа.

Ах да, судостроителями в данном случае выступали… «Адмиралтейские верфи» (Питер)! Может, стоило снова, доверится финнам? Просто если на вышеназванных верфях творится такой же бардак, какой на соседних «Северных», где я некоторое время работал, и сохранились знакомства, то я, в общем, не удивлён столь «качественной» сборке.

Я всё это к чему, дело ведь не только в НЭСах и НИСах. При Совке в нашей океанологии было всё, приборы, специалисты, суда и качественные бюджеты. Сейчас остались только специалисты и суда. Про суда сказал, а что касается специалистов... Я трезво смотрю на вещи и думаю, что тогдашние специалисты были всё ж таки лучше нас, как бы мне ни хотелось самого себя оспорить.

Действительно, мы пока ещё нужны иностранцам (американцам, европейцам, корейцам и т.д.), мы пока ещё ходим в международные экспедиции за их счёт, когда они арендуют наши суда и пользуются помощью наших же спецов, при том, что половина их спецов - уехавшие в 90-е и 00-е наши же учёные. Но по факту, им для полного счастья не хватает только этих самых судов, которые они могут строить лучше нас, качественнее нас, дешевле нас.

Приборы же они конструируют давно и успешно, тогда как мы в этом аспекте давно сошли с дистанции, за редкими проблесками, и пользуемся их разработками, очень, кстати, хорошими и недешёвыми. И когда окончательно устареет наш флот, мы останемся у разбитого корыта, ибо России будет слишком уж накладно арендовать суда в стане идеологических противников. А с этого момента вся наука по изучению океана можно сказать окончательно встанет, ибо на одних спутниковых данных далеко не уедешь, кто бы что ни говорил.

А что касается кадров, то об их участи можно догадаться по тому, как сейчас дела обстоят в  моём родном Гидромете и как выкидываются ради банального пиара в угоду плебса и распила, деньги на якобы научную деятельность.

Россия, Океанографические суда, Я всегда прав!, Идиоты

Previous post Next post
Up